Анна Муравина: «Правильный интерьер – это костюм, сшитый на заказ»

01 сентября 2015

В сфере дизайна интерьера Анна Муравина – личность известная. Ее знают в Европе и Америке. По ежегодным рейтингам, проводимым влиятельными интерьерными изданиями AD и Elle decoration, Бюро «МуГу-интериорс», неизменно входит в Топ-10 российских дизайнеров интерьеров. Бюро работает «на двоих»: с Ладой Гусевой Анна вместе уже почти два десятка лет. Завидное постоянство, учитывая исключительно дамский состав и бесконечную сложность выбранного занятия! Дизайнеры познакомились на курсах и решили работать вместе, поняв, что многие их взгляды, вкусы, подходы совпадают. Обе любят красиво стареющие материалы и классическую мебель без излишеств. Им претят безвкусица и новомодные «навороты». Они уверены – интерьер не стоит искусственно «старить». Созданные ими интерьеры живут долго и сами обрастают историей. В Калининград Анна приезжала по приглашению фирмы «AD-Профи», прочитала цикл лекций, провела мастер-классы, на которых побывали все, интересующиеся вопросами организации и оформления внутреннего пространства помещений. Анна Муравина любезно ответила на вопросы журнала «СтройИнтерьер».

 

«СтройИнтерьер» («СИ»): Недавно вы побывали в Калининграде, рассказали о школе, представили книгу, прочитали лекции. Какая все-таки была главная генеральная цель визита?

Анна Муравина (А. М.): – Основной целью моего визита в Калининград были презентация моей недавно вышедшей книги «Рецепты счастливого интерьера» для калининградской публики, а также лекции, которые меня пригласили прочитать. Но от этой поездки я получила гораздо больше, чем ожидала, познакомившись с городом и посетив очень интересные и вдохновившие меня места, например такие, как янтарная мануфактура, с которой теперь планирую сотрудничество в качестве дизайнера.

«СИ»: Выступая в Калининграде, вы назвали свою профессию созданием иллюзий. Почему?

А. М.: – Дизайн интерьера – это не о том, в какой цвет покрасить стену, какую выбрать мебель и какую картину повесить... Дизайн – это о счастье, о том, как в доме создать правильную атмосферу, в которой твои заказчики будут счастливы. Это о волшебстве, о чудесном преображении жизни и в итоге – о создании иллюзий. Ведь счастье – это то, что внутри нас, а внешнее окружение только создает условия для этого счастья. 

 

«СИ»: Вы пишете книги, читаете лекции, открыли школу. Зачем вы активно учите своей профессии других людей, ведь так вы растите себе конкурентов?

А. М.: – Я не расцениваю своих коллег и тем более своих студентов в качестве конкурентов. Я вообще не воспринимаю окружающий мир с позиций конкурентной среды. Для всех в этом мире есть место. И если ты нашел свое предназначение, то у тебя нет никаких конкурентов и быть не может. Они появляются только тогда, когда ты претендуешь на чужое место под солнцем... Тогда возникает борьба за это место. И неизбежна конкуренция.

Если же ты понимаешь свою уникальность и идешь своим собственным путем, то тебе даже не нужно задумываться о таких вещах, их для тебя просто не существует.

 

«СИ»: В Калининграде вы прочитали лекцию «Психология общения с заказчиком». Для вас заказчик какой-то особый человек? Почему с ним надо как-то по-особому общаться?

А. М.: – Да, мы много разговаривали о психологии общения с заказчиком. Не потому, что заказчик какой-то особый человек. А потому, что дизайнер обязательно должен быть еще и психологом. Ведь от того, как он выстроит отношения со своими заказчиками, зависит успех или неуспех всего проекта. Мы ведь очень часто обсуждаем то, как общаться с противоположным полом, как научиться друг друга понимать. Об этом бесконечно пишут все глянцевые журналы. А как выстроить правильные профессиональные отношения, часто бывает просто негде узнать. И возникают проблемы, которые приводят сначала к недопониманию, а потом к конфликтам и проблемам с заказчиком.

 

«СИ»: Расскажите, что должны знать заказчики при выборе дизайнера. Всегда ли эмоциональное совпадение гарантирует и совпадение вкусов?

А. М.: – К выбору дизайнера имеет смысл подойти ответственно. Посмотреть портфолио, обращая внимание в первую очередь на фотографии реализованных объектов, а не на красивые 3D-картинки. После чего получить информацию о дизайнере: какой стаж работы, образование, публикации в профильных журналах, специализация, профессиональная репутация и т. д. И, наконец, личная встреча с дизайнером, на которой вы как заказчик поймете – ваш ли это человек, совпадаете ли вы с ним по мироощущению.

 

«СИ»: Где проходит грань между профессиональным дизайном и любительскими усилиями по оформлению внутренних пространств? Как можно определить, где грамотная работа, а где нет?

А. М.: – На этот вопрос ответить сложно, потому что он звучит очень условно теоретическим. На практике все гораздо проще, потому что красивое и гармоничное видно сразу и двух мнений обычно не бывает. 

 

«СИ»: Знакомы ли вы с работами калининградских дизайнеров? Что можете сказать о них?

А. М.: – Работы некоторых калининградских дизайнеров я видела, когда листала местные журналы. Могу сказать только одно: им еще есть чему учиться. 

 

«СИ»: На лекции вы рассказали несколько поучительных историй, в частности о том, как обошлись крепким раствором чая, не имея денег на краску, но все предложения по этому интерьеру были приняты на ура. Не кажется ли вам, что главное в профессии – уметь правильно «подать» свою работу?

А. М.: – Я всегда говорю о том, что дизайнер должен быть хорошим психологом и хорошим оратором. Мало сделать красиво, часто бывает необходимо объяснить и обосновать. О любой, даже самой сложной сфере можно рассказать простым языком так, чтобы понял даже далекий от этой области человек.

 

«СИ»: Как изменились ваши взгляды на дизайн за время работы в этой сфере?

А. М.: – Когда я начинала, у меня были любимые и нелюбимые стили. С опытом я пришла к тому, что красиво можно сделать в любом стиле. Поэтому остались только любимые. А самые любимые те, в которых до сих пор себя не пробовала.

 

«СИ»: Каковы современные тенденции? Можно ли к дизайну применить «модно в этом сезоне»? Ведь это «долгоиграющий» проект. 

А. М.: – Конечно, интерьер живет дольше, чем сезонность моды в одежде. Но тренды существуют, и трендсеттеры – тоже. Внимательно наблюдая за сегодняшними мировыми тенденциями, можно прийти к пониманию, что наши жилища будут «носить» завтра. Сейчас это ретровзгляд на эпоху от 50-х до 70-х гг. прошлого века – так называемый MIDCENTURY MODERN: геометрия, графика, яркие цвета, округлые формы.

 

«СИ»: Как вы относитесь к фразе «Правила на то и существуют, чтобы их нарушать»? Существуют ли «правила дизайна» для вас? Какие они?

А. М.: – Правила дизайна существуют, и этому обучают в дизайн-школах. Нарушать их можно и нужно, но только тому, кто преуспел в искусстве дизайна. Малевич был прекрасным рисовальщиком, к «Черному квадрату» он пришел, пройдя долгий путь в искусстве и экспериментируя с формой. Поэтому, сколько бы квадратов после него ни было нарисовано, они останутся только квадратами. Так и в интерьере: всегда видно, делал их профессионал или любитель. И уровень профессионала тоже видно по грубым ошибкам, связанным преимущественно со светом и масштабом.

 

«СИ»: В одном из интервью вы рассказали об увлечении танцами. Что еще остается за кадром публичных лекций? Какая Анна Муравина за рамками профессии?

А. М.: – Танцую я около пяти лет. Удивительным образом танцы и дизайн оказались связаны друг с другом. Вообще, развитие в любой области искусств стимулирует процессы и в остальных областях. Через танцы я начала слышать свое тело, научилась более тактильно и чувственно реагировать на мир. Мои интерьеры очень выиграли от этого, в них появилось больше спонтанности. И я стала все очень быстро делать: приходит идея – и сразу же ее воплощаю. Эта «скоординированность» – тоже заслуга танцев.

 

«СИ»: Обложка вашей новой книги тоже родилась в танце?

А. М.: – Мне хотелось, чтобы обложка выглядела легкой и несерьезной, несла ощущение радости и счастья. Вместе с художницей Миллой Резановой мы придумали городские крыши, на которых я танцую. А позже появилась охапка цветных шариков как символа счастья и детского восторга. Это и стало окончательной версией. В качестве прототипа мы использовали мою фотографию, сделанную в моем саду.

 

Досье:

АННА МУРАВИНА

 

– Окончила филфак МГУ и курсы по дизайну интерьеров Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года. Работала корреспондентом шведского телевидения.

– Дизайном интерьера начала профессионально заниматься в 1998 году. В партнерстве с Ладой Гусевой открыла дизайн-бюро «МуГу-интериорс», которое специализируется на создании частных и общественных интерьеров как в России, так и в Европе и США.

– Начиная с 2001 года на протяжении пяти лет участвовала в ежегодных крупнейших российских интерьерных выставках «Неделя декора журнала «Мезонин».

– С 2000 года преподает в московской школе дизайна «Детали», читает лекции и проводит тренинги.

– В 2014 году выбрана исполнительным директором ОДИ (объединение декораторов интерьеров России).

– В 2015 году выпустила книгу «Рецепты счастливого интерьера».