Марат Ахмадиев: «Для дизайнера главное профессионализм, чувство меры и интуиция»

19 июля 2017

Посещая популярные в городе рестораны и кафе, жители Калининграда не подозревают, что внутреннее оформление многих из этих заведений - это воплощенные в жизнь проекты одного и того же человека. Кафе-ресторан Molon, ресторан «Мушкино», кафе «Табаско», ресторан «Баклажан», суши-бар «Токио», грузинский ресторан Manavi, Чешский трактир «У Гашека», английский паб QueensPubсоставляют лишь небольшую часть из более 40 объектов, интерьер которых был создан Маратом Ахмадиевым, руководителем собственной дизайн-студии в Калининграде. О специфике работы с общественным пространством и особенностях профессии дизайнер рассказал  в интервью «СИ».

 

– Марат Шарифуллович, как обстоят дела в индустрии дизайна интерьера в Калининграде?

– В сфере дизайна интерьера в Калининграде не так много настоящих высококвалифицированных специалистов и очень много любителей, обладающих поверхностными общими знаниями. Окончив краткосрочные курсы, многие считают, что овладели профессией на достаточном уровне, и начинают «творить». Несколько раз в течение года приходится сталкиваться с разочарованными клиентами, которые хотят переделать помещение после неудачного проекта.

В крупных городах, таких как Санкт-Петербург или Москва, студии дизайна могут позволить себе определенную специализацию, но в Калининграде дизайнерам приходится браться за любые проекты. Даже если хочется посвятить себя какому-то одному направлению, необходимо создавать дизайн интерьера в любом стиле, который потребует заказчик. Но в результате дизайнер учится получать удовольствие от работы в совершенно разных направлениях, становясь более универсальным.

 

Интерьер ресторана Manavi

 

– Какой сейчас наиболее популярный стиль в оформлении жилого пространства?

– Сейчас на пике популярности лофт. Это очень интересный стиль, который предполагает видоизменение промышленных объектов под жилое помещение. Для этого направления дизайна характерны высокие потолки, иногда до 5-6 метров, старая кирпичная кладка стен, откатные двери, интересные механизмы, нестандартные окна. К сожалению, чаще всего дизайнеры имитируют эту стилистику, так как возможности разрабатывать дизайн жилого пространства в зданиях бывших заводов и фабрик практически нет. Конечно, в маленькой квартире хрущевского периода такое оформление интерьера смотрится своеобразно, но, тем не менее, люди делают заказы. В Калининграде пока не многие предпочитают лофт, более популярны современный стиль и неоклассика. Но общая тенденция, если посмотреть по другим городам России, – лофт крайне востребован.

Неоклассика очень уютна, кажется, что такое оформление пространства больше подходит людям среднего возраста, которые прошли определенный жизненный путь, сформировали свои взгляды и привычки. Но при этом проекты в неоклассическом стиле заказывают и молодые люди.

 Дизайн частного интерьера в стиле лофт

 

– Что особенно важно при оформлении интерьера общественных помещений?

– Профессионализм. Дизайнер, который занимается проектированием только жилых помещений, не имеет достаточных навыков и знаний для грамотного построения пространства гостиниц, ресторанов. В такой работе есть масса нюансов, которые необходимо учитывать при проектировании. От уровня профессионализма в оформлении помещения зависит успех предприятия. В этой сфере вообще не должно быть начинающих дизайнеров, случайных людей. Как правило, заказчики подобных проектов достаточно серьезно подходят к выбору специалиста.

С общественными помещениями работать гораздо интересней. Каждый раз ставятся абсолютно новые задачи, порой совершенно непохожие на то, что требовалось ранее. Важно создать проект, комфортный для целой группы населения, а не для конкретной семьи. Необходимо понимать психологию людей – «чем сейчас дышат».

Кроме этого, если речь идет о проектировании интерьера общественного места, нужно учитывать общий контекст архитектуры города. Ресторан или гостиница как своим внешним обликом, так и внутренним оформлением пространства должны быть гармоничной частью городской среды.

 

Интерьер кафе Molon

 

– Отражаются ли исторические и архитектурные особенности города на тенденциях в оформлении внутреннего пространства помещений?

– Мне кажется, большее влияние оказывает географическое положение области. Близость Европы даёт возможность увидеть уровень дизайна в разных странах, что соответственно формирует те требования, которые предъявляются к проекту. Именно это определяет предпочтения заказчиков, а не довоенная архитектура города.

Должно ли внутреннее пространство сочетаться с внешней архитектурой и насколько дизайнер должен быть и архитектором?

– Это идеальный вариант, когда внутреннее оформление пространства сочетается с внешним обликом объекта. И мне бы хотелось, чтобы так и было. Но, к сожалению, не всегда возможно полное соответствие интерьера экстерьеру. Например, человек приобрел квартиру в старом немецком доме, но при этом категорически не приемлет классический стиль, а предпочитает современный, заказывая соответствующий проект. Но даже в этом случае какие-то отдельные небольшие детали могут пересекаться с общей архитектурой. В любом случае нужно стремиться к гармоничному сочетанию фасада здания и интерьера.

Дизайнер должен обладать техническими знаниями, понимать, какими средствами будет реализовываться проект, и, конечно, разбираться и в архитектуре проекта.

 

Интерьер ресторана в поселке Мушкино

 

– Некоторые дизайнеры начинают работу над проектом, не имея при этом достаточных знаний и опыта, необходимых для реализации всех требований клиента. Как помочь заказчику в ситуации, когда он столкнулся с недобросовестным специалистом?

На мой взгляд, следует законодательно ограничить в какие-то рамки начинающих дизайнеров. Окончив трехмесячные курсы, сделав несколько небольших заказов, люди берутся за серьезные проекты. При этом тратятся финансовые средства заказчика, изменяется планировка помещения. Мне кажется, желательно, если будет обязателен период определенной практики, стажировки, когда молодой специалист не будет предоставлен сам себе.

– Появилось ли в обществе понимание того, насколько важно профессиональное оформление внутреннего пространства жилых помещений?

– Безусловно. После того как появилась возможность путешествовать по миру, люди стали с жадностью впитывать все новое и пытаться реализовывать увиденное в своем интерьере. Иногда некоторые впадали в крайность и интерьер получался перенасыщен. Но постепенно дизайн становится все спокойней. Если сравнить стилистику оформления интерьера в 90-х годах и в настоящее время, можно увидеть огромную разницу. Появляется чувство меры и вкуса.

– Как вы считаете, при оформлении интерьера сейчас заказчики стараются отразить свой внутренний мир и создать комфортную атмосферу или пытаются произвести впечатление на окружающих?

– Люди совершенно разные. Среди заказчиков встречаются как первые, так и вторые. В большей степени клиенты, прежде всего, хотят получить в итоге проект, комфортный для них и соответствующий их внутреннему мировосприятию. Для некоторых, конечно, важно, чтобы оформление жилого пространства вызывало восхищение, производило впечатление на гостей, посетивших дом или квартиру. В таких случаях очень важно давать информацию клиенту. Дизайнер обладает большим опытом и авторитетом, он должен разъяснять какие-то моменты заказчику. Иногда клиент просто не может понять, что желаемый интерьер будет некомфортен для проживания. Яркие и эффектные детали, которые нравятся сегодня, через какое-то время начнут надоедать.

 

Дизайн частного интерьера в стиле неоклассика

 

– Какими качествами должен обладать дизайнер?

– Самое главное, чтобы дизайнер обладал чувством меры и вкуса. Если человек одарен этими врожденными качествами, то он может попробовать себя в индустрии дизайна интерьера. При отсутствии вкуса и способности избегать крайностей не стоит начинать работу в области оформления пространства. Дизайнер должен интуитивно ощущать гармоничное сочетание цветов, объектов, понимать, что плохо и что хорошо при создании проекта. Иногда можно встретить дизайн помещения, при проектировании которого основным девизом было «чем больше дорогих вещей, тем лучше». Лучше избегать подобных излишеств.

Образование имеет огромное значение, но его отсутствие не означает, что дизайнер не сможет состояться как профессионал. Очень важно путешествовать, впитывать атмосферу, присущую разным странам. При этом источником вдохновения может быть даже сама природа, которая дает очень много подсказок и идей. По своей сути дизайнер не только должен быть художником, но и обладать определенными знаниями и навыками из области строительства, понимать техническую составляющую проекта.

Конечно, необходимы знание психологии, умение общаться с людьми и находить индивидуальный путь к каждому клиенту. Хороший специалист должен обладать пространственным воображением. Важно уметь представить себе, как будет выглядеть конечный результат, и понимать все детали его реализации.

– Как дизайнеру не стать только исполнителем воли заказчика? Как соблюдать баланс между желаниями заказчика и профессиональными навыками, знаниями?

– Полностью удовлетворить все требования и желания заказчика не всегда возможно. В каких-то моментах нужно проявить некоторую жесткость, когда этого требует профессиональное виденье проекта. Если дизайнер чувствует, что он прав, необходимо отстаивать свою позицию, за что, как правило, заказчики благодарны после завершения оформления дизайна пространства. На мой взгляд, полностью идти на поводу у клиента непрофессионально. Конечно, каждый дизайнер должен быть и психологом, понимать, когда лучше проявить твердость, а в каких моментах пойти на компромисс, в чем-то уступить.

– Насколько важна личность заказчика при работе над проектом?

– Нужно уметь общаться с любым клиентом, находить точки соприкосновения. В моей 20-летней практике было всего несколько случаев, когда от проекта пришлось отказаться из-за отсутствия взаимопонимания с заказчиком. Как правила, работа со сложными клиентами дает возможность профессионального роста. Я никогда не боялся трудностей. Работать с непростыми заказчиками интересно, а в результате сотрудничества чаще всего получается стоящий проект.

– Выбрать специалиста для оформления интерьера собственного жилого пространства не всегда легко. Что бы вы в первую очередь посоветовали учитывать тем, кто находится в поиске подходящего для себя дизайнера?

– Не нужно бояться потратить время на поиск хорошего дизайнера. Лучше всего, если заказчик лично посетит несколько студий, вживую увидит чертежи и сметы проекта. Даже поверхностный взгляд на степень проработки проекта дает представление об уровне специалиста. Низкая стоимость услуг дизайнера должна настораживать. В этом случае с еще большим вниманием необходимо изучить завершенные проекты, имеющийся опыт. Лучше в чем-то сократить затраты на материалах и декоре, чем доверить работу дилетанту.

 

Интерьер кафе "Баклажан"