Светлана Урусова: «Дизайнер творит судьбу человека»

24 мая 2017

Создание нового интерьера и перемены в жизни часто идут рука об руку. Это может быть переезд в новую квартиру или ремонт старой, строительство собственного дома или просто новый этап жизни, на котором вы понимаете, что можете позволить себе большее. 

Справиться с новым дизайном интерьера самостоятельно довольно непросто, ведь он должен подходить, как вторая кожа, именно вам и давать ощущение удобства и комфорта. О том, как появляется мода на интерьеры, как найти «своего» дизайнера и как правильно организованное пространство меняет жизнь, рассказала в интервью «СИ» дизайнер Светлана Урусова.

 

– Светлана, в чем, по вашему мнению, заключается роль дизайнера при создании домашнего интерьера? Только ли в украшении пространства?

– В работе над обустройством жилого помещения принимают участие несколько специалистов: архитектор, дизайнер и декоратор. У каждого своя роль, и они должны приходить друг за другом. Я глубоко уверена, что архитектор не может быть дизайнером, а дизайнер – архитектором. Архитектор – это специалист, работающий с внешней конструкцией, он проектирует, просчитывает несущие конструкции, у него больше технической работы. А дизайнер создает внутреннюю среду, место обитания человека. Он занимается не столько украшением помещения, как это может показаться,  а творит то пространство, в котором человеку должно быть удобно и комфортно жить и в которое захочется возвращаться. Или проводить время, если речь идет об общественном помещении. Зачастую люди, прибегающие к услугам дизайнера, не понимают, что он творит их судьбу. Потому что то помещение, в котором человек живет, формирует чувства, эмоции. Бывает так, что если пространство сконструировано неправильно, то у человека начинает не ладиться что-то в жизни. Он чувствует себя неудобно и неуютно до такой степени, что все бросает и может даже переехать в другое место.

Часто приходится исправлять ошибки в проектировании?

– Это бывает довольно часто. Задача архитектора – построить красивый дом, прежде всего его интересует внешняя форма. И если мы говорим о многоквартирном доме, то желательно с максимально возможным количеством метров. Не всегда при этом продумывается, что и как будет внутри. Бывают такие проблемы, что человеку сложно решить их самостоятельно, и он вынужден обращаться к специалисту. Например, особенность блок-секций – максимально узкое и максимально высокое пространство, и если неправильно спроектированы коммуникации, то можно получить вместо красивой стены на кухне стену, по центру которой проходит канализационная труба, которую никуда не перенести и никуда не деть. Или лестница спроектирована так, что ничего не занесешь: ни большую ванну, ни мебель, приходится втаскивать их через окна.

Поэтому, если человек собирается строить частный дом, я всегда говорю: придите сначала к дизайнеру, пусть он сначала  нарисует то, что бы вы хотели увидеть внутри. Распределяйте пространство вплоть до того, чтобы знать, где будет стоять мебель. А уже потом с этим чертежом обращайтесь к архитектору. Потому что, если действовать наоборот, можно получить в результате такие несуразные помещения, что придется изрядно поломать голову над тем, что с этим делать. Как пример из практики – кухня-гостиная длиной 9 метров и шириной 2 метра 10 сантиметров. Представляете?

Пенал?

– Скорее вагон. Причем у него все стены несущие, ничего не сломать и ничего не исправить в планировке. Никто не подумал о том, что потом с этим делать. Конечно, есть разные приемы, как обыграть это пространство, но это не самая простая задача.

Есть у вас какой-либо любимый стиль?

– Лично для себя я бы выбрала свободный модерн, но почему-то чаще имею дело с классикой. Недавно удалось создать интерьер в стиле ар-деко, получила настоящее удовольствие от работы. Зачастую считают, что это простой, даже дешевый стиль. На самом деле в исполнении он достаточно дорог. В первую очередь потому, что на сегодняшний день отделочных материалов в этом стиле не так много. Думаю, что по-настоящему ар-деко станет популярным лет через пять, во всяком случае производители уже стали изготавливать керамическую плитку. Сейчас довольно легко воплощать в жизнь такие стили, как лофт или хай-тек, все материалы на рынке присутствуют.

Кстати, как рождается мода на определенный стиль в интерьере?

– Тон всегда задают модельеры. Все дизайнеры, создающие мебель, плитку, обои, интерьеры, – все ориентируются на моду в одежде. Она меняется быстрее всего. Дизайнеры одежды придумали новый тренд, рисунок, ткань, вышла коллекция – и завертелось. Сначала рождается ткань, потом мебель в этой ткани, чуть позже – из-за того, что технологический процесс более длительный, – керамическая плитка. Более того, многие фабрики, производящие, например, керамическую плитку, привлекают дизайнеров одежды для того, чтобы они работали в их фэшн-лабораториях. Взять, к примеру, «Версаче». Сначала была одежда, потом аксессуары, теперь они производят плитку. Почему? Да потому, что люди, которые носят «Версаче», хотят жить в такой же атмосфере.

Можно смело сказать, что то, что модно носить сейчас, в этом сезоне, появится в интерьере года через 3-4, когда будут доступны все соответствующие материалы в этом стиле. Сейчас очень популярны тропические цветы, разноцветные попугаи и рыбы, иногда настолько яркие, что доходит до гротеска. Если обои, то обязательно пальмы, большие, на всю стену. Это некая эклектика, смешение разных направлений. Может быть, этот стиль пришел на смену популярным лофту и хай-теку из-за того, что люди уже подустали от некоторой серости, излишней «простоты».

 

Если вы собираетесь приступить к ремонту, например, в августе, то вам как минимум за два месяца до этого надо начать готовиться. Время ремонта существенно сократится, если заранее сделать проект.

 

Многие считают, что, если воспользоваться услугами дизайнера интерьера, стоимость ремонта существенно возрастает…

– Это как посмотреть. Конечно, в основном люди пытаются сделать ремонт самостоятельно чисто из экономических соображений. Но по большому счету всё, что так раздражает в ремонте, – походы по магазинам в поисках чего-то, муки творчества и выбора материалов, общение с ремонтниками, – всё это входит в обязанности дизайнера. Именно он должен найти и купить все отделочные материалы, просчитать и разложить их, продумать, какие будут сантехнические приборы, как и куда лучше подводить электрику, организовать работу бригады. Приобрести мебель, наконец.

Сейчас сложностей с доставкой материалов я не наблюдаю. Конечно, магазинам и салонам невозможно привезти сразу весь ассортимент, какие-то вещи приходится привозить под заказ, но сейчас логистика работает так хорошо, что проблем особых нет. Просто некоторые люди считают, что заказной материал – это дорого. Это не дорого, это эксклюзивно.

На ваш взгляд, обязательно ли для дизайнера профильное образование?

– Безусловно, оно помогает. Прежде всего,  дает понимание, каким образом должно быть спроектировано помещение. Все остальное приходит только с опытом, на каждом объекте узнаешь что-то новое. Скорее бо́льшую роль играет психология. Нужно очень хорошо почувствовать клиента, чтобы понять, чего он хочет, или объяснить ему, что могло бы ему понравиться.

Складывается такое впечатление, что среди дизайнеров интерьера большинство – женщины

– Это стереотип. Наша профессия, как мне кажется, не имеет пола. На самом деле среди дизайнеров много мужчин, причем благодаря природной напористости им проще продвинуться, легче заявить о себе. Мужской интерьер видно сразу. Он такой четкий, ровный. Без всяких «рюшечек и завиточков».

– Как не ошибиться при выборе специалиста? На что в первую очередь обращать внимание, на портфолио?

– Может быть, при выборе дизайнера и не надо особо ориентироваться на его предыдущие работы, потому что они сделаны для каких-то других людей с учетом их вкуса и предпочтений. Скорее это доказывает тот факт, что работы были вообще. Публикации же в журналах важны для дизайнера с точки зрения обратной связи. Например, кто-то из коллег скажет: «А я бы сделал по-другому». Есть повод прислушаться.

Заказчики же очень часто ориентируются на красивые картинки в журналах: «Хотим так же». Задача дизайнера – показать вариативность решений, расширить мировосприятие клиента, убедить, как будет лучше и комфортнее именно для этого человека. Как правило, соглашаются. Думаю, что самое важное при выборе специалиста, – поговорить с ним и убедиться, что вы понимаете друг друга, что говорите на одном языке. Если между клиентом и дизайнером возникает доверие, то работа будет спокойной и без истерик. Лучше ориентироваться на собственные ощущения. Если что-то настораживает в процессе знакомства и общения, то лучше не испытывать судьбу, поискать кого-то другого.

 

Зачастую люди думают, что для того, чтобы поменять интерьер, сменить стиль, надо воспользоваться услугами другого дизайнера. Если дизайнер профессионал, то для каждого человека он будет создавать индивидуальный интерьер вне зависимости от выбранного стиля.

– Есть ли какая-то профессиональная мечта? Что хотелось бы сделать?

– Мне не очень нравится делать общественные интерьеры. Все-таки я больше склоняюсь к работе с конкретным человеком. Но очень хочется сделать гостиницу, в которой каждый номер отличался бы от другого, чтобы была смысловая нагрузка.

– А с кем нравится больше работать? Кто для вас идеальный клиент?

– Мне нравится любой клиент, с кем удается достигнуть взаимопонимания. Люблю делать детские комнаты. Это непростая история: родители, как правило, когда делают комнаты для ребенка, воплощают свои мечты. А детей надо разговорить, обязательно спросить, чего бы хотелось им. Иногда получаются очень неожиданные решения.

Однажды я делала интерьер комнаты для четырнадцатилетней девочки. Там была такая планировка комнаты, что одна стена оставалась свободной, пустой. Я предложила что-нибудь нарисовать на ней. Мы сидели, ломали с ней голову, что бы такого придумать. И тут она говорит:

«Я недавно прочитала «Вино из одуванчиков». Мне так понравилось!» В результате эта идея стала доминирующей и мы переделали всю комнату, сумев передать атмосферу повести Рэя Бредбери.

Или другая история. Мальчик 11 лет, занимается хоккеем, ездит на всевозможные соревнования. Все члены семьи – поклонники этого вида спорта. Вот что можно сделать в комнате начинающего хоккеиста? Мы очень долго думали над этим моментом. В процессе работы я столько узнала про хоккей! В конце концов предложила фотообои с каким-нибудь моментом матча с любимым хоккеистом. Идея понравилась всем, поэтому фотообои получились не с одним хоккеистом, а с тремя – не только с любимцем юного хоккеиста, но и с фаворитами родителей.

 

 

Дом или любое  пространство, в котором человек живет, формирует его чувства и эмоции

 

– Почему вы выбрали именно эту профессию?

– Дизайнер помогает людям почувствовать комфорт не только в бытовом смысле, но и внутри себя. Это очень важный момент. Если вам некомфортно в доме, у вас ничего не получится ни в работе, ни в личной жизни. Некоторые люди любят маленькие комнаты, там им уютно, они себя чувствуют в безопасности, в «норке». И, когда они покупают дом с большим для них пространством, это пространство начинает их пугать. Разве можно для таких людей делать большие гостиные? Они же будут оттуда убегать. А с другой стороны, если человек привык к большим просторным помещениям, если его не смущает отсутствие каких-либо перегородок – что вот тут кухня, тут же спальня и здесь же санузел, да и тот со стеклянной стеной, – как его можно загнать в квартиру, в которой куча дверей? Да у него тут же возникнет желание снести все стенки. Иначе для него не создашь ощущение комфорта. Иногда так бывает, что живут люди в маленькой квартире, а потом покупают большую площадь и не могут понять, почему они разбегаются по разным помещениям. Он все время в спальне, а она постоянно на кухне, потому что нужна «норка».

 

Так бывает, что человек по тем или иным причинам меняется внутренне, а потом приходит к мысли, что обстановка, в которой он живет, его не устраивает. То есть изменение внутреннего пространства ведет за собой изменения во внешнем мире. И тогда на помощь приходит дизайнер.