Главная тема

01 июня 2012

Барьеры: федеральные, региональные, муниципальные

Административные барьеры на строительном рынке являются одной из самых серьезных проблем отрасли. Это, в общем, очевидно. Ведь именно из-за них постоянно самовоспроизводятся свойственные российскому строительному рынку проблемы, которые далеко выходят за рамки простых бюрократических проволочек. Среди них монополизация, коррупция и неизбежная в таких условиях неэффективность. Борьба с административными барьерами инициировалась властью не раз. Однако ситуация, мягко говоря, все еще далека от идеала.
Обещанного три года ждут
Вопрос о снижении административных барьеров в строительстве неоднократно поднимался первыми лицами государства. Сайт Владимира Путина в ранге премьер-министра пестрит его грозными высказываниями по этому поводу. Например, в июне 2010 года на заседании президиума Правительства РФ он сказал: «Мы много времени и внимания уделяем снятию излишних различных административных барьеров. И особенно актуально это для строительного сектора». Сказал и подписал распоряжение об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области строительства и градостроительной деятельности. Планом мероприятий была предусмотрена разработка в 2010-2011 годах соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе 14 законопроектов, восемь проектов актов Правительства РФ, семь ведомственных актов, а также представление шести докладов в Правительство РФ.
Что из этого вышло? Из 32 пунктов плана, по мнению участников строительного рынка, качественно выполненными можно признать лишь пять, по 24 пунктам разработаны проекты документов, но они нуждаются в доработке (из них по десяти пунктам – в кардинальной переработке). И вот 29 марта 2012 года под председательством премьер-министра РФ Владимира Путина состоялось очередное заседание президиума Правительства Российской Федерации, на котором снова были обсуждены меры по упрощению оформления земельных участков под застройку, а также различных этапов строительства.
На заседании Владимир Путин с тем же пылом заявил о необходимости снятия административных барьеров в строительной сфере: «Нужно максимально упростить существующие процедуры и правила на всем этапе – от оформления земельных участков под застройку, утверждения проектов до подключения новых домов к коммунальным сетям. Имею в виду весь комплекс вопросов, связанных с упрощением, снятием административных барьеров при осуществлении строительства». Глава правительства особо подчеркнул, что сегодня «количество и длительность разрешительных процедур у нас, к сожалению, больше и длиннее, чем в других странах.
В итоге и сроки строительства затягиваются, и явно завышены расходы застройщиков, что в конечном итоге ведет к повышению цены на метр квадратный и мешает решать нам проблему обеспечения граждан России доступным жильем».
Перечислять попытки снижения административных барьеров можно долго. Очевидно, что ни один барьер до сих пор не взят. Не хватает политической воли?

Мониторинг показал высоту барьеров

Сегодня строители в очередной раз говорят о правильном выборе «болевых точек», но недостаточно высоком качестве «лечения». В 2011 году Национальным объединением строителей и Институтом экономики города были проведены мониторинг и оценка уровня административных барьеров в жилищном строительстве в 43 городах России. Оказалось, что при строительстве многоквартирного дома застройщикам в среднем необходимо пройти 100 административных процедур, потратив на это порядка трех лет и 25 млн руб., включая затраты на подключение к коммунальным сетям. При этом такие расходы составляют в среднем 10 % от стоимости строительного проекта, а в некоторых городах достигают 30 % стоимости.
Самыми дорогими для застройщиков являются процедуры, связанные с подключением к коммунальным сетям, на прохождение которых требуется потратить более 80 % всех расходов на преодоление административных барьеров (заметим, что учитывались только официальные платежи). А самыми длительными являются административные процедуры, которые застройщики проходят на этапе проектирования и строительства – в среднем 265 и 296 дней соответственно.
Из всего списка 180 выявленных в городах процедур лишь треть применяется в практике регулирования жилищного строительства в большинстве (80-100 %) обследованных городов, а более 40 % встречаются редко и крайне редко (менее чем в 40 % обследованных городов). Это говорит о значительных различиях в политике регулирования сектора жилищного строительства в различных городах.
Аналогичные результаты показывает исследование, проведенное НИУ ВШЭ в 16 городах России. В среднем затраты на подключение типового многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения составляют более 30 млн руб. Временные издержки получения государственных и муниципальных услуг, необходимых при строительстве многоквартирного дома, и подключение к сетям составляют в среднем 657 дней (без учета процедур, которые не связаны с оказанием государственных и муниципальных услуг).

Виноваты не только федеральные законы

Результаты мониторинга также показали, что только около 50 процедур регламентировано федеральными законами. Все остальные процедуры регламентируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными актами, которые, возможно, и не всегда соответствуют федеральным нормам. Отметим, что время прохождения процедур, установленных на федеральном уровне, на практике в среднем составляет порядка одного года, а два года из трех приходится на преодоление местных и региональных барьеров.
Таким образом, основной потенциал снижения административного бремени застройщиков находится на местном уровне. Реализация такого потенциала существенно зависит от действий местных властей, бизнеса и общества. Но для этого требуется их совместная заинтересованность в данном процессе. Однако далеко не всегда цели этих трех сторон совпадают: власть хочет контролировать бизнес, бизнес хочет получить прибыль, а население хочет получить доступное жилье. Практика показывает, что наблюдаемое равновесие интересов всех сторон далеко от идеала.
Предполагается, что результаты мониторинга станут основой для того, чтобы дополнить план действий по устранению административных барьеров в строительстве.
Напомним, по результатам исследования НОСТРОЙ вице-премьер России Дмитрий Козак дал поручение губернаторам принять исчерпывающие меры к устранению избыточных административных барьеров в сфере градостроительной деятельности. Также он поручил Минрегиону России и Минэкономразвития России проанализировать результаты мониторинга и по ним внести предложения об оптимизации предоставления госуслуг в градостроительной деятельности. К 15 мая эти министерства должны представить в правительство России результаты оценки эффективности работы органов госвласти в регионах. О результатах пока ничего не известно.

Как будем бороться?
Правительство создаст единый перечень требований к застройщикам, и он будет окончательным и неизменным. Так Владимир Путин предложил избавить строительную отрасль от административных барьеров. Ее проблемы премьер обсуждал в подмосковной Истре и там же посетил новый микрорайон, где передовые технологии делают жилье и комфортнее и дешевле. Премьер предлагает подумать над тем, чтобы со временем отказаться от обязательной экспертизы жилых проектов. Но при этом в разы повысить ответственность застройщика. За качество и безопасность должен отвечать он. «Требований много, а толку мало, – считает Владимир Путин. – Потому что и дома падали, и, к сожалению, и трагедии были. Поэтому дело не в бюрократических процедурах, дело в целом в здоровой организации этого процесса». Вместе с тем премьер запретил строить дома без необходимой инфраструктуры: «Известна ситуация, когда мы гоним метры жилой площади, не обеспечив их дорогами и магазинами. Сейчас нет необходимости так делать». Застройщики согласились, но тут же раскрыли другую проблему. У половины муниципалитетов планов застройки до сих пор нет. И они не горят желанием строить на своей территории.
«Некоторые территории прекрасно проводят дни города с шиком, таким Лондон позавидовал бы, а на кадастрирование и территориальное планирование нет денег», – констатировал председатель совета директоров корпорации «Баркли» Леонид Казинец. «А как сделать, чтобы заинтересовать? Какие бонусы могут быть?» – поинтересовался глава правительства.
«Первое – создать экономическую заинтересованность муниципалитетов, городов и территорий, – сообщил Леонид Казинец. – Налоги, которые должны идти с имущества и с жителей, то есть подоходный налог, должны платиться по месту проживания».
Владимиру Путину идея понравилась, и он поручил Минфину ее экономически просчитать. А Минрегиону дал задание разобраться с ремонтом жилья. Частные фирмы выигрывают конкурсы, а в итоге в «хрущевках» как была разруха, так и есть.
Глава правительства в очередной раз твердо заявил: «Должна быть создана система, обеспечивающая аккумулирование, а главное – сохранность и целевое использование средств, выделяемых из различных источников, в том числе платежей». Создавать такую систему придется уже новому премьеру. Как быстро он вникнет в суть проблемы?
Некоторые эксперты полагают, что борьба с административными барьерами должна быть улицей с двусторонним движением: «разгребать завалы» должна не только власть, но и бизнес-сообщество. В качестве же оптимального средства для «разгребания» снизу видится суд. Ведь независимый эффективный суд не только разрешает споры, но и предотвращает их: угроза разбирательства с реальным шансом проиграть дело делает любой орган на местах куда как внимательнее к поступающим жалобам.
Пока верстался номер
Правительством Москвы в апреле были приняты новые регламенты оказания госуслуг, которые упростят процедуру получения разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию. Так, разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию будут выдаваться в срок до 10 дней в режиме одного окна. При этом будет предусмотрена возможность подачи заявлений в электронном виде по сети Интернет.
Текст: Наталья Будоян
Фото: Ольга Данилова