Дизайн-код Калининграда: масштабный апгрейд внешности города

15 марта 2018

Калининград как один из городов-участников ЧМ-2018 в числе первых столкнулся с введением дизайн-кода. Это правила и рекомендации по формированию стилистически единой городской среды, размещению вывесок и рекламы на фасадах домов. Новое архитектурное понятие введено по инициативе Агентства ипотечного жилищного кредитования и Минстроя РФ. Разработку кода доверили московскому конструкторскому бюро «Стрелка» при непосредственном участии местной администрации.

В интервью, опубликованном в февральском номере журнала «СтройИнтерьер», бывший главный архитектор города, а ныне советник по архитектуре при губернаторе Вячеслав Генне назвал разработку нормативных актов, которые будут регламентировать городскую среду через дизайн-код, приоритетной задачей в сфере градостроительства и архитектуры в рамках подготовки к чемпионату. Это значит, что к середине лета объекты инфраструктуры Калининграда, к которым относятся наружная реклама, вывески, нестационарные торговые объекты, должны быть приведены к общей эстетической концепции, которая поможет создать единый гармоничный облик города.

 

Вывески сегодня уничтожают облик города

 

Что такое дизайн-код и зачем его вводить

Объекты, которые регламентирует дизайн-код:

– Вывески;
– Рекламные конструкции;
– Нестационарные торговые объекты;
– Ярмарки выходного дня;
– Городская мебель.

В основном дизайн-код предполагает правила размещения объектов в зависимости от того типа городского пространства, где они будут размещаться.
Классификация городских пространств:

– Категория 1: приоритет пешеходов и зоны влияния окон;
– Категория 2: равные пешеходные и транспортные потоки;
– Категория 3: приоритет транспорта.

 

 

Для нашего города, где пешеходизация и повышение туристической привлекательности имеют большое значение, особенно важна работа с пространствами первой категории. К ним в первую очередь относятся улицы Черняховского и Профессора Баранова – на данный момент самые проблемные.
Есть, однако, и общие правила дизайн-кода, которые касаются рекламных конструкций и вывесок и сводятся к следующему:

Необходимо:

Размещать название услуги предприятия на основной вывеске;
Размещать вывески исключительно в границах занимаемых помещений;
Размещать часы работы и юридический адрес.

Допустимо:

Размещать товарный знак (максимальный размер 700 × 700 мм);
Размещать меню (для предприятий общепита) на информационных табличках (максимальный размер 500 × 800 мм);
Размещать информацию о временных акциях на витринах (≤30% площади витрины).

Не рекомендуется:

Использовать бегущую строку;
Перекрывать архитектурные элементы зданий вывесками;
Размещать вывески на кровле зданий, лоджиях и балконах;
Декорировать фасад.

 

 

Дизайн-код предполагает ограничение площади фасада, используемого под вывески, количества разрешенных вывесок, кронштейнов и табличек на одного арендатора, регулирование размера вывесок. Также он регламентирует материалы, параметры и места расположения вывесок или рекламы.
Цель принятия дизайн-кода – снижение так называемого «визуального шума», который не только портит эстетический облик города и понижает туристическую привлекательность, но зачастую создает и физический дискомфорт для жителей и гостей города. Это, в свою очередь, негативно отражается на том же бизнесе: далеко не каждому захочется пройтись по улице, где вокруг все мигает, вывески оформлены в разных стилях, а увидеть историческую застройку невозможно из-за перекрывающей ее рекламы, – все это приводит к уменьшению посетителей кафе и ресторанов, количества покупателей в магазинах.
Процесс принятия дизайн-кода очень деликатный. Городским властям необходимо запустить этот процесс и вовлечь в него предпринимателей, архитекторов и жителей. И только после прохождения этапов обсуждения, доработок и принятия дизайн-кода последует его внедрение.
Дизайн-коды уже работают в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Казани, Воронеже и Чайковском.

 

Вывески сегодня. Лучшие примеры в Калининграде

 

На шаг впереди

Впрочем, в области разработки дизайн-кода в Калининграде было уже немало сделано до того, как о нем заговорили в Минстрое РФ.

На сегодняшний день в отношении контроля за обликом наружной рекламы со стороны городских властей Калининград сильно опережает многие российские города. По словам Вячеслава Генне, заниматься разработкой концепции размещения рекламы городские власти начали уже пять лет назад. О законных основаниях ограничений на рекламу речи тогда не шло, и деятельность мэрии по этой части носила рекомендательный характер. Документ под названием «Концепция размещения рекламы» был доступен на сайте городской администрации.

В марте 2017 года комитет архитектуры и строительства принял и разместил на сайте единые правила внешнего вида для рекламных и информационных вывесок. В результате непрерывного диалога городских властей с предпринимателями удалось снизить «визуальный шум»: были убраны растяжки над улицами, исчезли баннеры и лохмотья с дорожных ограждений и деревьев, ликвидированы настенные панно.

Специалисты КБ «Стрелка» признались, что они нашли много ценного в существующих калининградских наработках и сохранили наиболее интересные идеи и предложения.

 

Киоски являются частью облика города

 

«Лоскутное одеяло»

В начале февраля этого года в администрации Калининграда состоялось заседание круглого стола, посвященное обсуждению дизайн-кода центральной части города. Во встрече с предпринимателями, ведущими бизнес в центральной части Калининграда, приняли участие вице-премьер областного правительства Гарри Гольдман, заместитель главы администрации Калининграда, председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин, заместитель председателя городского совета Андрей Шумилин, руководители и специалисты структурных подразделений администрации Калининграда.

Андрей Шумилин сообщил о том, что разработаны и приняты нормативные документы, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов и рекламы. По его словам, для того чтобы в процессе претворения этих нормативов в жизнь поучаствовали все, кому небезразличен облик города, предполагается проведение круглых столов с участием депутатов и горожан.

Специалисты «КБ Стрелка» представили на встрече проектное предложение «Схема организации вывесок и НТО города Калининграда».

Лучшими примерами калининградских вывесок на сегодняшний день, по мнению «стрелочников», являются вывески «Альфа-Банка» и «Почта-Банка», худшими – вывески в районе Центрального рынка, в частности у аптеки «Фарма-кэш».

Что касается вывесок, то «Стрелкой» разработаны подробные рекомендации для различных типов и категорий, которые включают предпочтительные варианты исполнения вывески, выбор цветовой гаммы, подсветки, шрифтов, материалов конструкции.

Из киосков одобрение «Стрелки» заслужили торговые объекты трех сетей общепита: DonerHouse, SnacKing и PitaBull. Именно их стиль предлагается взять за основу разработки типов дизайна нестационарных торговых объектов.

Чтобы привести внешний облик НТО (нестационарных торговых объектов) к единообразию, специалисты «Стрелки» предлагают оптимизировать количество вариантов дизайна павильонов. В проектном предложении на основе дизайна существующих палаток разработаны параметры трех линеек НТО: две линейки относятся к нейтральному типу НТО для размещения на нейтральных городских пространствах, и одна – к историческому типу. Размещение таких объектов предполагается для мест исторической застройки.

 

 

Из киосков одобрение «Стрелки» заслужили торговые объекты трех сетей общепита: DönerHouse, SnacKing и PitaBull. Именно их стиль предлагается взять за основу разработки типов дизайна нестационарных торговых объектов.