Главная тема

30 ноября 2014

Энергобезопасность: газ, уголь, торф + древесные отходы?

Ни для кого не секрет, что наша область находится в энергетической зависимости от государств Балтии и Белоруссии, через территории которых осуществляется транзит с основной территории РФ 100 % газа, нефтепродуктов, угля и производятся перетоки электроэнергии. Ситуация усугубляется еще и тем, что страны Балтии заявили о выходе из режима синхронной работы с российской энергосистемой. Стало быть, в 2015-2016 годах может наступить наихудший сценарий работы нашей энергосистемы – изолированный режим, когда никакие перетоки со стороны Литвы не будут возможны. Федеральные власти пытаются решить проблему ТЭК Калининградской области с весны 2013 года. Но ясности в этом вопросе по-прежнему нет. Как будем выживать?

 Что имеем?

 Руководитель рабочей группы по вопросам ЖКХ и энергетики Общественной палаты Калининградской области Сергей Шерстюк характеризует ситуацию так: «В настоящее время поставка электроэнергии для потребителей Калининградской области производится от единственного источника – КТЭЦ-2, которая работает на природном газе и которая не обеспечена распределенной генерацией для резервирования КТЭЦ-2 мощностью не менее 450-600 МВт (в соответствии с техническими требованиями, предъявляемыми к работе электростанций в изолированном режиме). К сожалению, федеральные власти вплотную к решению проблемы энергобезопасности Калининградской области обратились только в прошлом году после масштабного отключения энергоснабжения вследствие крупной аварии. После этого Владимир Путин дал поручение кабинету министров решить проблему энергетической безопасности Калининградской области, срок доклада по исполнению поручения – первый квартал 2014 года. Была создана рабочая группа, которая подготовила несколько вариантов развития электроэнергетики нашего региона. Это и строительство электростанций, которые используют различные виды топлива, и развитие соответствующей инфраструктуры.

Согласно озвученным сценариям, разработанным рабочей группой, энергетика янтарного края будет параллельно развиваться по двум направлениям – газовой и угольной генерации. И в процессе обсуждения появились определенные протокольные решения, в основе которых стоит задача создать газо-угольную программу перспективного развития энергосистемы Калининградской области до 2020 года.

По словам председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, государство заинтересовано в диверсификации регионального энергобаланса, в стимулировании появления современной и безопасной для окружающей среды угольной генерации, при этом угольная генерация рассматривается лишь в качестве дополнения к существующим и развивающимся газовым станциям.

Что касается газовой генерации, то большого прорыва в ближайшее время ждать не стоит, так как объемы поставок по существующему газопроводу, который идет через Литву, не могут быть серьезно увеличены. Того объема, что идет сейчас, хватает лишь на обеспечение газом ТЭЦ-2, для обеспечения существующих потребностей области и краткосрочную перспективу – 2014-2015 годы. А как быть с объектами чемпионата мира по футболу 2018 года, подключением новых потребителей, заявленных в Программе экономического развития области до 2020 года? Или если вдруг литовскому руководству и странам ЕЭС придет в голову пошантажировать Россию «закручиванием вентиля»?

Именно поэтому в качестве альтернативы рабочей группой предложен уголь.

Но здесь имеется ряд проблем. Первое – везти к нам уголь невыгодно из-за большой удаленности угольных бассейнов. Второе – что бы ни говорили представители угольной отрасли о современных технологиях, экология все равно будет нарушаться, дышать будет труднее. Учитывая эти факторы, ряд экспертов считают идею строительства в регионе генерирующих мощностей на угле нецелесообразной и малопривлекательной. В любом случае строительство крупных источников генерации на угле в нашем небольшом регионе лучше не планировать, иначе появятся дополнительные проблемы: где хранить большие объемы угля и куда девать отходы-шлаки?

Одновременно на заседании у вице-премьера РФ Дворковича было принято решение отказаться от идеи установки реакторов малой и средней мощности на Балтийской АЭС. Строительство БАЭС временно приостановлено, пока не найдется решение по гарантированному сбыту электроэнергии. В результате время для обеспечения реальной энергобезопасности нашего региона безвозвратно упущено и деньги, вложенные в строительство БАЭС, пока потрачены неэффективно».

 Пространство вариантов

 Сергей Шерстюк: «Существует еще и другая опасность нашей энергетической безопасности – это возможность введения ограничения и приостановки подачи природного газа по трубопроводу, проходящему по территории Белоруссии и Литвы. Поставка газа в Калининградскую область происходит через территории двух независимых государств, что не дает гарантии сохранности газовых магистралей и непрерывной поставки по ним газа. Это стало возможным по причине принятия Третьего энергетического пакета ЕС на территории Литвы, что может привести к утере контроля над этим газопроводом со стороны «Газпрома». Литовское государство готовится к данному сценарию и строит собственный терминал по регазификации, который будет обеспечивать переработку сжиженного газа и обеспечение природным газом всех потребителей Литвы.

Естественно, в данной ситуации газопровод, имеющий срок службы более 50 лет, по которому в данный момент идет снабжение газом Литвы и Калининградской области, им будет не нужен. И это тоже может произойти уже в 2015 году. В «Газпроме», правда, сообщили, что рассчитывают продлить договор о транзите. Но, учитывая международную обстановку, рассчитывать надо на худший вариант. Поэтому «Газпром» намерен к концу 2017 года построить в Калининградской области терминал по приему сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 3 млрд кубометров в год. Но здесь возникают два вопроса. Первый – это сроки реализации проекта. Вызывает сомнение, что проектирование, поставка оборудования и само строительство, учитывая наши реалии, могут быть реализованы в срок менее трех лет. И второй – это стоимость природного газа и для населения, и для предприятий, скорее всего, она будет выше, чем при традиционном способе снабжения природным газом. Даже если государство оставит для нас прежнюю цену на газ, то неизвестно, сколь долго «Газпром» будет терпеть убытки от недополученной прибыли. Увеличивать стоимость газа для калининградцев никак нельзя, потому что она у нас и так одна из самых высоких в РФ.

Есть еще один вариант снабжения нашего региона природным газом – это отвод от газопровода Nord Stream. Дело в том, что на сегодня количество выданных разрешений на использование природного газа в Калининградской области превышает лимит в 2,5 млрд кубометров газа. А к 2015-2016 году, по прогнозам экспертов и представителей правительства КО, дополнительные потребности региона достигнут 1,5 млрд кубометров газа. Итого – 4 млрд кубометров газа, которые могут быть как раз получены за счет поставок из отпайки Nord Stream.

Этот вариант отвода от газопровода Nord Stream обсуждался на встрече Президента РФ Владимира Путина и руководителя газового монополиста Алексея Миллера, где глава «Газпрома» Алексей Миллер подтвердил, что техническая возможность существует.

Одновременно президент поручил «Газпрому» проработать вопрос строительства отвода до Калининградской области и сообщил, что даст соответствующее поручение Министерству энергетики. Однако ни на совещании в Москве, ни вообще в последнее время этот вопрос не поднимался. Очевидно, что экономическая целесообразность отпайки от газопровода сомнительна и к крупным инвестициям только ради одного нашего региона «Газпром» не готов. Вполне возможна и другая причина – из-за действий Евросоюза дальнейшее строительство 3-4 ниток газопровода будет приостановлено, а значит, и отпайку делать не от чего.

Поэтому в целом вопрос по перспективному обеспечению газом Калининградской области, особенно с учетом возможного негативного воздействия наших ближайших соседей, на сегодняшний день остается открытым».

Эксперты сошлись во мнении

 Обеспечить потребителей региона дополнительным количеством электрической энергии и тепла можно только от источников генерации, работающих на местных видах топлива. Имея у себя в регионе такой мощный источник энергии, как ТЭЦ-2, нам нет необходимости строить крупные электростанции. Недостающие потребности в энергии нужно восполнять на нескольких средних и многочисленных мелких станциях, которые должны использовать в том числе и нетрадиционные возобновляемые местные энергоресурсы.

По экспертным оценкам, Калининградская область обладает высоким биоэнергетическим потенциалом и реальными возможностями его использования в качестве дополнительного ресурса топливно-энергетического комплекса. Использование биотоплива способно диверсифицировать производство энергии, привести к ресурсосбережению, утилизации отходов и значительному сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Основными видами биотоплива в регионе являются торф, ТБО и древесные отходы. В частности, утилизация мусора должна быть практически безотходной. В противном случае наш регион в обозримом будущем превратится в сплошную мусорную свалку с болотами из нечистот, и область лишится основной своей привлекательности – здоровой окружающей среды. Эксперты также считают, что должна быть разработана четкая стратегия энергетической безопасности региона с использованием как традиционных, так и нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Сергей Шерстюк не первый год бьет тревогу по поводу того, что в регионе не разработана целевая программа развития централизованного теплоснабжения в городах и населенных пунктах: «Практически во всех муниципальных образованиях, кроме Калининграда, отсутствует круглогодичное горячее водоснабжение. Правительством КО также занижается значение вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализация которых могла бы привести к снижению мощности новых генерирующих источников. К сожалению, Программа по энергосбережению Калининградской области не обеспечена необходимым финансированием и не наполнена конкретными мероприятиями. Региональный закон по энергосбережению не принят, и вопросами энергосбережения в правительстве КО практически никто не занимается. Проект Регионального закона по энергосбережению, разработанный авторитетной рабочей группой на площадке Общественной палаты, претерпел серьезные изменения после его рассмотрения в думе и правительстве КО, вся суть, заложенная экспертами в этот закон, практически выхолощена. Хотелось бы, чтобы региональные власти включили обозначенные проблемы в комплекс мер по обеспечению энергобезопасности нашего региона.

Вызывает также интерес контракт, заключенный с разработчиком мероприятий по организации перспективного развития электроснабжения региона – профильным московским институтом «Энергосетьпроект». В апреле специалисты института закончили свою работу, материалы, по обещанию и. о. министра развития инфраструктуры правительства КО, должны быть представлены в областную думу для проведения общественных слушаний, после чего региональное правительство разработает и утвердит схему и программу развития энергетической системы региона на пятилетний период. Реализация программы должна обеспечить полную и надежную работу сетевого комплекса во всех режимах, в том числе в изолированном.

На сегодняшний день все вопросы по обеспечению энергобезопасности КО как со стороны региональных чиновников, так и со стороны федеральных органов власти носят закрытый характер, и, к сожалению, общественность и эксперты в ней не участвуют. Считаю, что этот вопрос требует незамедлительного рассмотрения во всех органах власти как чрезвычайный!»

 Для справки:

Цитата из Федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области:

«Калининградская область отличается неэффективным использованием электроэнергии по сравнению с Европейским союзом. Так, электроемкость (потребление электроэнергии на рубль валового продукта) экономики Калининградской области, по последним имеющимся данным, составила 18,1 кВт.ч на 1 000 рублей валового регионального продукта, в то время как экономики Европейского союза – 3 кВт.ч на 1 000 рублей валового внутреннего продукта.

Потребление электроэнергии на душу населения в 2012 году в Калининградской области составило 4,6 МВт.ч/чел., в Европейском союзе – 3,2 МВт.ч/чел. Удельное производство электричества в 2011 году в Калининградской области составило 27,8 кВт.ч на 1 000 рублей валового регионального продукта, в Европейском союзе – 6,34 кВт.ч на 1 000 рублей валового внутреннего продукта. Производство электроэнергии на душу населения в Калининградской области в 2012 году составило 7,1 МВт.ч/чел., в Европейском союзе – 6,5 МВт.ч/чел.».

В конце октября программа энергосистемы региона в закрытом режиме обсуждалась на совещании у президента Владимира Путина, но окончательного решения принято не было, программу в очередной раз отправили на доработку. Стало быть, в Кремле так и не определились, как генерировать энергию в Калининградской области.

Текст: Наталья Будоян

Фото: Роман Пучко