Градостроительные процессы буксуют

01 сентября 2013

Калининград продолжают потрясать скандалы, связанные с публичными слушаниями по планируемым новостройкам и вырубке деревьев на месте новостроя. Правила землепользования и застройки могли бы стать хоть какой-то преградой, хотя всегда имелась масса способов их обойти. А в этом году они в судебном порядке вообще частично признаны незаконными. Поэтому определенные надежды были связаны с развитием у нас гражданского общества. И оно о себе заявило. Результат оказался прямо противоположный. Граждане требуют внятной градостроительной политики, а власть упорно не желает удовлетворить этот запрос общества.

Запрос у общества созрел

В апреле этого года прошла конференция граждан Калининграда, в которой приняли участие представители инициативных групп жителей, выступающих против точечной застройки своих придомовых территорий, Балтийская гильдия градостроителей, Союз архитекторов Калининградской области, представители Общественной палаты Калининградской области. Присутствовали на сходе граждан и городские власти в лице главы города А. Ярошука, его замов А. Зуева и С. Мельникова и исполняющего в то время обязанности главного архитектора Р. Миронова.
На конференции была принята резолюция, в которой граждане сформулировали свои требования:
1. Неукоснительное соблюдение федерального, регионального и муниципального законодательства в сфере градостроительной деятельности (Градостроительный кодекс РФ, Закон Калининградской области «О градостроительной деятельности», проекты зон охраны объектов культурного наследия, Генеральный план города, Правила землепользования и застройки города).
2. Подготовить стратегию пространственного развития города, нормативы градостроительного проектирования и провести международный конкурс на концепцию развития центральной исторической части города.
3. В зоне общегородского центра в пределах исторического внутреннего города проектирование новых объектов производить только после проведения архитектурных конкурсов.
4. Провести ревизию земельных участков, выделенных для строительства, и приостановить строительство объектов различного назначения, не соответствующих генеральному плану города и правилам землепользования и застройки.
5. Создать при главе города градостроительный экспертный совет, состоящий из представителей общественных и профессиональных организаций, с правом решающего голоса.
6. Воссоздать систему градостроительного регулирования, включая систему контроля качества проектных решений и строительства объектов различного назначения.
Казалось бы, все понятно. У общества созрел запрос на комфортную для проживания среду.

Но власть пошла другим путем
Никакого письменного ответа на резолюцию граждане так и не получили. Но городские власти сделали «ход конем». Называется он – разделяй и властвуй. Сразу после конференции был объявлен конкурс на должность главного архитектора Калининграда, которая была вакантной почти год. И в конце мая в городе архитектор появился – в конкурсе победил Вячеслав Генне, но его полномочия оказались сильно урезаны. Ключевые позиции – отдел ГПЗУ (градостроительных планов земельных участков) и отдел по реализации генплана – остались в ведении Романа Миронова, не имеющего архитектурного образования. А Вячеслав Генне будет заниматься паспортизацией фасадов и организацией общественных пространств. И это невзирая на то, что управление главного архитектора не может влиять на заказчиков и проектировщиков объектов с точки зрения эстетики. Уже очевидно, что существующий в архитектуре города кризис напрямую связан с отсутствием полноценной градостроительной документации. А вопросы инфраструктуры, эстетических достоинств, социальных проблем – все это единые проблемы градоустройства. И этим должен заниматься профессионал.
В Санкт-Петербурге это поняли
Пока власти Калининграда разделяли полномочия, в Северной столице, глубоко проанализировав ситуацию, их соединяли. Новый архитектор Олег Рыбин совместил две должности – председателя комитета по градостроительству и архитектуре и главного архитектора. Профессиональное сообщество такой подход одобрило: «Совмещение этих постов важно не только для Санкт-Петербурга, но и для любого города России, потому что «административная мускулатура», которой обладает председатель комитета, помогает главному архитектору принимать профессиональные и блокировать неверные решения». Олег Рыбин имеет богатый опыт – до того как стать главным архитектором Питера, он успешно работал главным архитектором Нижнего Новгорода и первым замом председателя комитета по архитектуре и главного архитектора Москвы. Он так аргументирует свое назначение: «После принятия Градостроительного кодекса в 2004 году мы живем скорее вопреки закону, так как кодекс отменил согласование проектов органами архитектуры. Это порождает недовольство и профессионалов, и горожан, увидевших здание, которое не вписывается в городское пространство. А ведь все города болеют одной и той же болезнью, различна лишь степень поражения. Болезнь прогрессирует, потому что архитектор, как принято считать, мешает девелоперам. Цели последних понятны, и в итоге строится то, что продается, а не то, что нужно городу. В связи с этим главного архитектора стараются подальше отодвинуть от согласований, ссылаясь на административный барьер, что идет городам только во вред. Снимать все административные барьеры в отсутствие общей культуры поведения оказывается небезопасно». Это понимают и калининградские архитекторы.



Анализ градостроительной политики показал

По поручению правления Калининградского регионального отделения Союза архитекторов России экспертный совет провел оценку состояния градостроительной деятельности в Калининграде. Этот отчет лег на стол как губернатору области, так и главе Калининграда. Калининградские архитекторы пришли к таким выводам:
«Наряду с позитивными изменениями реализуемые градостроительные решения зачастую носят фрагментарный, случайный характер и не создают органичной и цельной, удобной для проживания и эстетически сформированной городской среды.
Следует отметить целый ряд факторов, негативно влияющих на состояние градостроительной политики последних лет в Калининграде:
– утрачена историческая и организационная преемственность в сфере градостроительной деятельности;
– не сформулированы концептуальные ориентиры развития города, не обозначены приоритетные направления его развития;
– отсутствует диалог жителей города, власти, архитектурного сообщества по ключевым вопросам формирования городской среды;
– не сформирована ясная и прозрачная система разработки и принятия решений в области градоустройства.
Действующий Генеральный план Калининграда утвержден в 2006 году с расчетным сроком действия до 2015 года. Правила землепользования и застройки Калининграда утверждены в 2009 году и в значительной части положений противоречат Генеральному плану.
Анализ показывает, что положения Генерального плана системно не реализовались, а в ряде случаев принимались решения, противоречащие положениям Генерального плана.
Действующие Правила землепользования и застройки далеки от совершенства и содержат противоречия между градостроительным зонированием, охранными зонами объектов культурного наследия и картой зон с особыми (экологическими) условиями использования территории.
Значительные территории центральной части Калининграда не имеют проектов планировки, что влечет за собой подготовку и выдачу несбалансированных градостроительных планов земельных участков, не содержащих обоснованных регламентов по застройке, что, в свою очередь, систематически порождает градостроительные ошибки.
Отсутствует синхронизация в разработке транспортной и инженерной инфраструктуры с градостроительной документацией.
Управление архитектора города Калининграда фактически утратило ведущую, координирующую роль в регулировании градостроительного процесса. Сегодняшние полномочия главного архитектора города сведены к минимуму, что не позволяет реально влиять на градостроительные процессы».

Что предлагают профессионалы?

Для нормализации градостроительной политики в Калининграде считаем необходимым:
1. Подготовку задания на разработку генерального плана выполнить с учетом интересов и мнений горожан.
2. Провести профессиональное и публичное обсуждение задания на разработку генерального плана до его утверждения.
3. В основу задания на разработку генерального плана города должны быть положены:
– Решения по транспорту, соответствующие схеме транспортного обслуживания Калининградской области и насущным транспортно-пешеходным связям города;
– Определение степени учета и приоритетности в воссоздании исторического градостроительного наследия города;
– Разработка системы озеленения города с определением и межеванием территорий общего пользования (зафиксировать границы парков, скверов, бульваров, набережных и русел рек и ручьев, объединив их в общегородскую структуру).
4. Выполнить схему границ зон с особыми требованиями к застройке и утвердить ее в качестве местного законодательного акта как основу для генерального плана, правил землепользования и застройки и для подготовки градостроительных планов земельных участков на отдельные объекты в границах утвержденной территории (центральное ядро города, исторические районы, площади, территории вдоль главных городских улиц).
5. Разработать законодательный акт о составе и содержании проектов планировки на наиболее значимые территории. Включить в состав проектов планировки в качестве обязательных объемно-пространственные и стилистические решения.
6. Ввести в практику профессиональное обсуждение заданий на разработку особо важных для города градостроительных проектов, территорий и объектов, расположенных в границах зон с особыми требованиями к застройке. Проектирование в границах зон с особыми требованиями должно выполняться на конкурсной основе.
7. Ввести в практику общий системный подход к архитектурно-планировочным работам на территориях с особыми требованиями к застройке, ввести на местном уровне понятие «архитектурно-градостроительный ансамбль».
8. Исключить практику выдачи градостроительных планов земельных участков на территории, не обеспеченные проектами планировки.
9. Ввести обязательное выполнение градостроительных планов земельных участков в составе проектов планировки с проектами межевания в границах зон с особыми требованиями к застройке.

По мнению Экспертного совета, сегодняшнее положение дел в градостроительной политике Калининграда таково, что требует незамедлительных и решительных действий. Совет выражает готовность в оказании консультационной и экспертной поддержки по вопросам градостроительной деятельности.
Члены Экспертного совета: С. А. Гулевский, архитектор, председатель совета, О. В. Мезей, архитектор, заместитель председателя совета, О. И. Васютин, архитектор, заместитель председателя совета, П. М. Горбач, заслуженный архитектор РФ, почетный член совета, В. Г. Еремеев, заслуженный архитектор РФ, почетный член совета, В. Ф. Британ, архитектор, член совета, А. Е. Глушков, архитектор, член совета, И. А. Ли, архитектор, член совета, А. В. Невежин, архитектор, член совета, Н. И. Чепинога, архитектор, член совета.

Что мешает услышать друг друга?

Недавно президент Союза архитекторов России Андрей Боков на открытии форума «Зодчество Черноземья», который проходил в Воронеже, заявил: «От того, каково положение архитекторов в регионе, напрямую зависит состояние городской среды, а состояние наших городов как ничто другое отражает состояние нашего общества. Если мы будем сохранять историческую среду и реализовывать новые крупные проекты не ценой уничтожения старой застройки, а делать это инструментом развития города, все тогда пойдет на лад. Так действует весь мир. Сегодня важно избавить граждан от навязываемых некачественных услуг, плохой архитектуры, разрушительно действующей на состояние наших городов. Сегодня мы вправе говорить о том, что у профессионального сообщества есть своя политика. Архитекторы ответили на два главных вопроса – «кто виноват?» и «что делать?» – по крайней мере для себя». В этой связи журнал продолжит наиважнейшую, как мы считаем, работу по формированию градостроительной дисциплины в нашем городе.
Текст: Наталья Будоян
Фото: Роман Пучко