Ошибки в дизайне: кто виноват?

03 мая 2011

И тут критики в адрес калининградских декораторов предостаточно. Мы предложили самим дизайнерам провести работу над ошибками.

Разговор получился интересный и эмоциональный. «Уровень дизайна в Калининграде я оцениваю как невысокий. Могу пересчитать хороших дизайнеров по пальцам одной руки», – категоричен в своих выводах Людас Кубилюс, архитектор, преподаватель кафедры дизайна филиала Московского государственного университета технологий и управления. – В Каунасе, население которого всего на 30 тысяч человек превышает Калининград, сегодня работает свыше 200 профессиональных дизайнеров. Калининградцам же пока сложно доверять своим мастерам. А последним свойственно иной раз проталкивать китчевые моменты и вообще использовать заказчика как подопытного кролика. Но если люди обращаются к услугам дизайнера – значит, потребность в них есть». Не столь категорично настроен Юрий Трушкин, директор «Арт-Дизайн-Центра»: «Уровень средний. Есть куда расти. Ошибки? Знаете, бывает, дизайнер вначале напридумывает, нафантазирует, а потом не знает, как это воплотить в реальность. А это говорит о низкой квалификации, незнании материалов и способов их применения. Ведь не зря же существуют Суриковское, Мухинское училища. Там очень грамотные преподаватели, и соответственно выпускаются суперпрофессионалы. И если даже он – двоечник, то это такой хороший, крепкий двоечник, который не уступит нашему отличнику. А у нас все немного самодельное, что ли… Нет той основы преподавания, которая существует в Москве, Питере. Да и наши соседи тут весьма преуспели. В Польше очень серьезная школа – Ольштын, Гдыня… У них другой менталитет, они иначе мыслят. Почему самый лучший дизайн – итальянский? Потому что там огромнейшая историческая основа и соответственно очень грамотная, оригинальная школа, там создаются новые течения. А мы все только пытаемся играть в догонялки». Уже из этих мнений видно, что затронутый вопрос – неоднозначный, болезненный. И все рассуждения об уровне и перспективах калининградского дизайна заслуживают отдельного разговора. Однако от теории перейдем к практике. Ведь ремонтировать нужно сейчас, не дожидаясь, когда на калининградской земле массово начнут вызревать «микеланджело». Тем более что и заказчики у нас далеко не итальянские нувориши Медичи.

 

История первая: «Сделайте как-нибудь живенько!»

Каждому дизайнеру довелось выслушать такую фразу: «Я не знаю, что хочу, сделайте, чтобы было красиво». Обычно женщины это говорят своему парикмахеру. Приблизительно так же некоторые заказчики выбирают себе и дизайнера. «Да, сталкиваться с тем, что «хочу того, не знаю чего», приходится очень часто, – признается Екатерина Волотова, дизайнер-архитектор. – Ты начинаешь предлагать заказчику варианты – один, второй, третий, десятый… Но, когда человек сам не знает, что он хочет, ему ничего невозможно предложить». С ней согласна дизайнер Наталья Зыкина: «Первое, что приходит на ум, – это когда заказчик озвучивает цель, но сам не представляет, как это будет выглядеть в итоге. И получается, что мы с клиентом начинаем идти к разным целям, думая, что идем к одному. Поэтому и не достигаем ее». Вот тут и начинается погоня за вариантами, постоянные переделки, а как итог – результат, который не устраивает заказчика и за который дизайнеру откровенно стыдно.

 

Так что прежде чем идти к дизайнеру, стоит все-таки подумать, какой конечный результат вы надеетесь получить. «Я бы хотела слышать от клиента, что это должно быть за место, какие впечатления должны возникать, когда он входит в эту комнату. Это место для приема гостей или уютное семейное гнездышко? А получается, что интерьер начинается с мелочей – штор, ваз, светильников», – продолжает Наталья. Ей вторит уже Наталья Номеровская, директор студии «М2бюро»: «Если ошибка видна «невооруженным глазом», очевидна и бесспорна, значит, вы ошиблись с выбором специалиста – ему недостает знаний и опыта. Более серьезные просчеты могут возникнуть, если между заказчиком и дизайнером нет взаимопонимания. Эскизы и чертежи – это надводная часть айсберга под названием «хороший дизайн». Человек, которому вы доверяете свой дом - это высокоточный сканер вашей души. И, даже если заказчик полностью доверяет дизайнеру и не желает участвовать в преображении, хороший специалист найдет точки соприкосновения и обозначит  желаемое: «Думаю, вам необходимо пять комнат плюс кабинет, комната для собаки и бассейн на улице, вы согласны? Возможно, такое и такое стилистическое направление вам подходят больше, потому и потому». Это доступно и понятно. Впрочем, собственные мысли заказчика сильно упрощают задачу понимания. Можно также полистать журналы и определиться с пристрастиями: «Нравятся светлые оттенки, ненавижу темные, этот интерьер для меня тяжеловат, а этот интересен». Общайтесь с  дизайнером, обозначьте задачи – а дальше он будет работать сам». «Однако ограничьте рамки, – предупреждает Марина Снегирева, дизайнер интерьера. – Например, «унитаз должен быть скрыт от посторонних глаз» или «кровать нам все-таки нужна, и никакое татами ее не заменит».

 

Есть и другая крайность, которая также мешает полноценному тандему «дизайнер-заказчик», – клиент слишком много знает. «А все потому, – продолжает Марина, – что дизайн интерьеров – это как футбол: все в нем разбираются. Хотя… если вам просто нужен человек для визуализации ваших идей – исключительно исполнитель, – то, может, лучше взять кого-то из начинающих. Меньше ваших сил и времени уйдет на подавление творческой воли дизайнера». А Наталья Номеровская даже вспоминает конкретный пример из своей практики: «Ко мне обратилась девушка: «Мне не нужен дизайнер. У меня масса своих идей, я только не могу объяснить их рабочим – нарисуйте мне!» Почему бы и нет?! Я просто отдала этот заказ своим младшим сотрудникам. Это был даже не дизайн-проект – просто альбом чертежей. Ну, конечно, я ей подсказала, где были явные ошибки. Но в итоге она полностью воплотила свои идеи в реальность и была этому очень рада». Но все-таки профессиональный дизайнер – это не тот, кто нарисует ваши мысли, а полноценный генератор идей. «Бывает, что дизайнер ради своих амбиций может настоять на какой-то идее, которую заказчик так и не воспримет, – предупреждает Номеровская. –Мое мнение – в таких случаях на своей идее настаивать не надо. Если, конечно, это не общественный интерьер. Если же это частный интерьер, то стоит руководствоваться мнением заказчика. И больше разговаривать, общаться. Ведь если случится наоборот – заказчик продавливает свою сторону (а это, к слову, бывает чаще всего) – дизайнеру в итоге обидно и стыдно за тот интерьер, над которым он работал. Дизайнер должен быть уверен в своей идее и уметь ее аргументировать. Он становится практически вашим доктором. А если вы обращаетесь к врачу, это значит, что у вас проблемы, которые не решить самому».

 

История вторая – «клиническая»

А вот тут как раз многие дизайнеры забывают об основном принципе любого врача – «Не навреди!» «От работы дизайнера зависит благополучие семьи, – уверен Людас Кубилюс. – Из-за неправильно управления пространством, агрессивной цветовой гаммы, неэкологичных материалов у членов семьи возникает плохое самочувствие, а отсюда конфликты. Дочь не слушается отца, а сын идет играть в футбол подальше от семейного чаепития. А ведь дома и стены должны помогать!» Поэтому стоит лишь обрадоваться, когда дизайнер начнет задавать «слишком много вопросов». Ведь ему, как хорошему домашнему врачу, предстоит собрать полный анамнез «пациента». «Желательно даже несколько раз встретиться, пообщаться, причем в неформальной обстановке, – поддерживает коллегу Наталья Номеровская, – поговорить на отвлеченные темы, учесть мнение всех домочадцев. Я выспрашиваю все, может быть, даже затрагиваю несколько интимные стороны жизни. У меня есть специальная анкета – это огромный список вопросов листа на три. Туда входит все: сколько человек в семье, их возраст, пол, порода собаки, есть ли у кого-то аллергия, сколько обычно приезжает гостей, остаются ли они ночевать, сколько членов семьи собирается за обеденным столом и много другое».  

 

Для чего это все нужно? «Часто заказчик работает не с тем дизайнером, – продолжает тему Марина Снегирева. – Вкусы, темпераменты и представления о форме сотрудничества у людей разные. И дизайнер должен быть психологом, чтобы понять, что вам нравится и подходит. Ну и хорошим оратором, чтобы вас на это уговорить». Потому что как раз вот здесь, на стадии обсуждения и начала планирования, становится ясно – нужна ли вам квартира-студия, рассчитанная на одиночку художника-романтика, тогда как вы собираетесь обзавестись семьей, и уместна ли в повседневном быту эффектная ярко-красная стена. Ну и самый щекотливый вопрос, по мнению Снегиревой, – честно сообщить о планируемом бюджете: «Почему-то всегда заказчик держит эту цифру в тайне. Может, надеется, что, не зная ее, дизайнер будет находить более экономичные способы воплощения проекта? Думаю, эта скрытность лишь осложняет дело! У меня был объект, где я, дезинформированная сметой проекта, приобрела дешевенькую пластиковую ванну. А потом заказчик лично прикупил маленький шелковый коврик для душевой – за шесть тысяч евро! Мастер ткал его четыре года. Коврик по задумке заказчика должен был добавить ванной комнате респектабельности. Оставалось только поплакать над тем, что никакой коврик «попсовую» сантехнику не спасет!»

 

История третья: любовная

Итак, мы выяснили, что именно на предпроектной стадии решается главный вопрос: а подходите ли вы с дизайнером друг другу. Сможете ли довести дело до конца? К слову, только на стадии разработки проекта реально разойтись вежливо. И бояться этого не стоит. Каждый из дизайнеров хотя бы раз, но сталкивался в своей практике с отказом. «И у маститых профессионалов бывают такие вещи. «Это нормально, – уверяет Номеровская. - Иной раз стоит отказаться от проекта и заняться другой работой, а этот заказ - пусть уйдет к своему дизайнеру». «Каждый человек, – подчеркивает Екатерина Волотова, – индивидуален, и каждый делает свой дом, квартиру, офис под себя, под свой внутренний мир. И если ты с человеком не сходишься, то в этом нет ничего страшного». Марина Снегирева советует: «Отнеситесь к выбору дизайнера серьезно. Почти так же серьезно, как к выбору супруга. Вам должен понравиться человек, которому вы собираетесь доверить свой дом и свои деньги. Отсюда – масса требований. Дизайнер должен быть художником, торгашом и управленцем одновременно. Ведь ему нужно подать вам свой дизайн, как изысканное блюдо, биться за него, как за святыню, отстаивая каждую деталь, и в итоге обеспечить его реализацию. Дизайнер не должен быть нежным одуванчиком или неадекватным маэстро – ведь ему предстоит не только ткани за чашкой кофе выбирать, но и разруливать конфликты с поставщиками и проблемы на стройке».

 

История четвертая: почти семейная

Если решение все-таки принято и работа началась, то просто расслабьтесь. Считайте, что свадьба состоялась. И теперь дизайнер, как верный партнер, будет реализовывать ваши мечты. Плюс к этому вас вполне могут ожидать приятные бонусы. «В силу наработанных контактов, знания рынка поставщиков и накопленных скидок дизайнер в состоянии серьезно уменьшить смету», – признается Марина Снегирева. С ней солидарна и Наталья Номеровская: «Дизайнер всегда помогает сэкономить! Сначала, может быть, кажется, что дизайнер называет какие-то астрономические суммы, но он, исходя из опыта работы, закладывает в смету все. И видит, во сколько реально обойдется проект. Если дизайнер говорит, что проект меньше, чем за миллион, не реализовать, то, в принципе, так оно и есть. Могу привести массу примеров, когда заказчик, услышав сумму, уходил к другому дизайнеру или начинал доделывать проект сам. И тогда сроки вырастали с нескольких месяцев до года, человек постоянно находился на объекте, что-то регулярно исправлял, добавлял и платил дополнительные деньги. В итоге сумма увеличивалась в разы».

 

И напоследок: «брачный договор»

 

Конечно, всякие отношения фиксируются в договоре. Это основной гарант и страховка для обеих сторон. После этого остается внимательно следить за стадиями работ и помнить: дизайн – это не просто рисунок, а большая, сложная, кропотливая работа, которая, к слову, имеет свою цену. Так что общепринятый по Калининграду ценовой диапазон – 25-35 евро за кв. м – может очень сильно варьироваться. Оцените свои силы, в том числе и финансовые. В конце концов, если вам нужно просто освежить стены и передвинуть диван – услуги дизайнера тут не понадобятся.

 

Текст: Ксения Надеждина

Фото: Ольга Данилова