Главная тема

01 сентября 2011

Откуда берутся «нехорошие» стройки?

Проблема точечной застройки Калининграда по-прежнему остается самой острой и болезненной для жителей города. Один за другим вспыхивают скандалы по вырубке зеленых насаждений под строительство будущих домов или офисов. Глава города Александр Ярошук без устали повторяет, что с 2008 года в городе не ведется точечная застройка. Однако калининградцы то тут, то там видят, как между домов вырастают новые здания. И как это назвать, если не точечной застройкой?

Калининград, некогда именовавшийся городом-садом, сегодня вряд ли может похвастаться былой славой. То, что в советские годы было зарезервировано под парки и скверы, сегодня отдается под строительство жилых домов. С ведома и одобрения тех, кто должен отстаивать интересы горожан. По сути дела бомба замедленного действия была заложена горсоветом Калининграда еще в 2007 году, когда народные избранники приняли пояснения к изменениям в генеральный план города. Из 29 участков в рекреационных зонах только у трех не было изменено назначение, а 26 перешли в статус «зон общественного, делового и коммерческого назначения». Решение было принято фактически вопреки воле горожан, так как перед этим было собрано шесть тысяч подписей в поддержку сохранения зеленых зон. Депутаты, таким образом, отдали приоритет коммерческому развитию центра Калининграда. Примечательно то, что прошло заседание в канун Нового года, сразу же после окончания международного проектного семинара (воркшопа), на котором практически все перечисленные в пояснении зеленые зоны были проработаны международными группами архитекторов и рассмотрены в большинстве своем не как строительные площадки, а как уголки отдыха горожан. Исходя из материалов воркшопа, должна была быть сформирована концепция дальнейшего строительства в Калининграде. Кстати, в ходе семинара компромисс был найден по всем направлениям развития Калининграда, кроме… ядра центра города. На эту самую значимую часть Калининграда профессиональное сообщество рекомендовало объявить дополнительный международный конкурс.

Итоговые решения проектного семинара
Комиссия, которая проанализировала материалы воркшопа, пришла к следующим выводам:
- Градостроительная трансформация функционально-планировочной структуры центральной части города Калининграда должна осуществляться в направлении преобразования преимущественно культурно-познавательных, развлекательных, образовательных и деловых функций с сохранением значительных участков жилой застройки, также поэтапно реконструируемой с целью повышения комфортности проживания и улучшения ее художественно-эстетических качеств.
- Должна быть поддержана выдвинутая на семинаре идея «полицентризма», то есть создание системы компактных специализированных узлов центра, размещение которых тяготеет к западному направлению (морскому заливу) и северо-западному направлению (в сторону транспортных связей с аэропортом Храброво), а также к узлам пересечения радиальных транспортных связей с системой «кольца Шнайдера». Наряду с важной функциональной ролью этих узлов следует поддержать их значение как важнейших композиционных ориентиров, пространственно идентифицирующих и выделяющих «внутренний город» из общей ткани городской застройки, образующих «Корону города».
К слову, комиссия, занимавшаяся обобщением материалов воркшопа, поддержала идеи, выдвинутые на семинаре, о размещении на западном направлении узлов преимущественно экспозиционного (выставочного) назначения международного уровня.
- В вопросах восстановления «старой застройки» (период до 1944 г.), ее стилистической имитации или использования современной архитектуры следует избегать крайностей в ту или иную сторону. Комиссия уверена, что застройка центральной части города в целом должна отвечать образу архитектуры 21-го века, но считает целесообразным восстановление отдельных исторических объектов или моделирование отдельных фрагментов исторической среды, позволяющих отразить историю Кенигсберга и сохранить «дух места».
- Комиссия считает важным сочетание разрабатываемой стратегии социально-экономического развития города Калининграда с разрабатываемыми Правилами землепользования и застройки города Калининграда – как важнейших инструментов достижения ожидаемого градостроительного результата. На основании этих документов комиссия считает необходимым осуществить поэтапный вынос или перепрофилирование производственных территорий из центральной части города.
- Градостроительная трансформация центральной части города должна осуществляться поэтапно, на основании сбалансированного учета интересов горожан, муниципальной власти и привлекаемых инвесторов.
- Комиссия считает целесообразным предложение разрабатываемой социально-экономической стратегии развития города Калининграда –максимально проработать и использовать механизм «инвестиционных пулов» (комплексно освоенные территории, документально подготовленные для продажи) на конкретно выбранные и градостроительно проработанные территории.
- Рассмотрев предложения по решению транспортных вопросов, комиссия считает необходимым – в первую очередь на основе утвержденного генплана города Калининграда, стратегии развития и материалов проектного семинара – разработать отраслевую транспортную схему города и Калининградской агломерации. В данной схеме предусмотреть возможность организации новых хордовых транспортных связей, проходящих касательно центральной части города, но минующих ее. Учитывая возрастающую роль в экономике города воздушных ворот Калининграда (аэропорт Храброво), необходимо обеспечить удобные транспортные связи морской порт –аэропорт.
- Комиссия предлагает направить работу соответствующих структур на сокращение транзитных транспортных потоков через центральную часть города и сокращение в центральной части города общего числа парковочных мест, параллельно осуществляя политику создания системы хорошо организованных и емких парковочных мест в специально отведенных местах городского центра.
- Комиссия поддерживает мнение отдельных участников семинара о первоочередной необходимости реорганизации транспортного движения в узлах пересечения центральных улиц как меры, способной на определенный период (до решения вопросов более серьезной перестройки транспортной сети центра) улучшить транспортное движение в городе.
- Комиссия считает важным моментом проработку вопросов ландшафтного решения набережных реки Преголи и береговых зон системы озер с организацией там обустроенных пешеходных прогулочных территорий.
В пространстве между рукавами реки Преголи (в границах центральной части города) комиссия поддерживает размещение специальных типов среднеэтажного комфортного жилья.
- По проблемам планировки и застройки ядра центральной части города комиссия рекомендует поддержать предложение участников семинара по проведению на эту территорию проектного конкурса.
В связи с этим комиссия обращает внимание на тщательную проработку конкурсного задания и качественный подбор компетентного жюри. Комиссия считает, что в основе конкурсного задания должна лежать продуманная и детально прописанная функционально-планировочная модель преимущественного использования этой территории с возможностью для участников конкурса самим определить способ композиционного воплощения объектов, включая определение этажности зданий. Учитывая важнейшую композиционную роль территории между улицей Шевченко и Московским проспектом для всего облика центра Калининграда, при формировании задания на конкурс комиссия считает целесообразным включить сохранение Дома Советов с его возможной реконструкцией и идею воссоздания или стилистической интерпретации Королевского замка.
- Также комиссия считает необходимым обратить внимание на решение проблем организации пространств для проведения общегородских праздников, возможно, включив эту задачу в конкурсное задание. Также важнейшей задачей является решение транспортной проблемы данной территории.
Члены итоговой комиссии: Глазычев В. Л., Важник Ю. П., Горбач П. М., Давыдов В. А., Дембич А. А.

Без комментариев
Депутаты приняли свое решение.
Вот перечень участков, назначение которых они изменили.
1.    Ул. А. Невского, 14 – территория РГУ им. Канта. Зона общественно-делового центра города. Дает возможность размещения на участке административно-хозяйственных учреждений, многофункциональных общественно-жилых зданий, многоквартирных жилых домов.
2.    Ул. А. Невского – Литовский вал южнее территории РГУ им. Канта. Часть зоны относилась к рекреационной, часть – к зоне делового, общественного и коммерческого назначения. В итоге вышла зона общественно-жилого назначения. Дает возможность разместить многофункциональные, административные и обслуживающие объекты.
3.    Ул. Ю. Гагарина. Расположена в рекреационной зоне. Отнесена после изменений к зоне общественно-жилого назначения. Теперь здесь можно разместить оздоровительный комплекс с многоуровневой парковкой.
4.     Ул. Ю. Гагарина – Фортовая дорога. Часть была расположена в рекреационной зоне, часть – в зоне делового, общественного и коммерческого назначения. Зоны соединили. Назначение – общественно-жилое. Теперь здесь могут построить многоквартирные жилые дома со встроенно-пристроенной автостоянкой (изменения внесены частично).
5.    Ул. Фрунзе. Теперь зона общественно-делового центра города. Учитывает возможность размещения здесь административных и общественных учреждений.
6.    Ул. 9 Апреля – ул. Боткина. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить оборудованную автостоянку. В настоящее время используется под гаражное общество.
7.    Ул. 9 Апреля. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Разрешено размещение объектов общественного использования с микросквером.
8.    Ул. Сергеева – вдоль западной границы пруда Нижнего. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно построить гостиницу, после чего максимально озеленить участок.
9.    Ул. Клиническая – ул. Фрунзе. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно построить гостиницу.
10.    Ул. Шевченко – ул. Клиническая. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить музыкальный театр.
11.    Ул. Сергеева вдоль западной границы пруда Нижнего. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить гостиницу.
12.    Центральная площадь – ул. Шевченко. Изменение границ зоны. Теперь можно разместить спортивный центр.
13.     Ул. Соммера – ул. Рокоссовского. Рекреационная зона. Изменения внесены частично – только для территории автостоянки, расположенной по улице Черняховского.
14.    Ул. Горького – ул. Юношеская. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить административное здание с гостиничными номерами и торговыми помещениями.
15.     Гвардейский проспект – ул. Театральная – пл. Победы. Зона железнодорожного транспорта и прочих городских территорий. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить на платформе перекрытия многофункциональное административно-торговое здание с гостиницей. Требуются дополнительные согласования.
16.    Ул. Галицкого – ул. Горная. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить административно-служебный комплекс.
17.    Ул. Донского – ул. Горная. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить обслуживающие объекты существующего здания автосервиса, торговый центр.
18.    Ул. Портовая. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить платную автостоянку с площадкой для продажи машин с перспективой переноса линии ЛЭП и размещением объектов административно-торгового назначения.
19.    Ленинский проспект, 83А-83Д. Рекреационная зона. Предусматривалось изменение зоны в зону общественно-делового центра города с размещением встроенно-пристроенных объектов торговли в существующем жилом доме. Изменения не внесены.
20.    Ул. Набережная Карбышева. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Можно разместить кафе с причалом для маломерных судов.
21.    Набережная Карбышева. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового и коммерческого назначения. Можно разместить административно-хозяйственные, общественные учреждения, объекты культуры, спорта, туризма.
22.    Ул. Проектная (южнее набережной Карбышева). Рекреационная зона. Предусматривалось изменение в общественно-деловую зону. Изменения не внесены.
23.    Ул. Проектная. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-жилого назначения. Можно разместить многофункциональные административные, обслуживающие и деловые объекты в комплексе с жилыми зданиями.
24.    Ул. Проектная (севернее реки Старая Преголя восточнее ул. Ген. Павлова). Производственно-деловая и торговая зона. Теперь зона общественно-жилого назначения. Можно разместить жилую застройку из-за прекращения здесь производственной деятельности.
25.    Ул. Дзержинского, участок в парке им. 40-летия ВЛКСМ. Рекреационная зона. Теперь зона делового, общественного и коммерческого назначения. Можно разместить культурно-религиозный центр (мечеть).
26.    Участок в парке им. 40-летия ВЛКСМ. Рекреационная зона. Теперь зона делового, общественного и коммерческого назначения. Можно разместить здание цирка.
27.    Территория, прилегающая к береговой линии реки Новая Преголя. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Учитывает возможность размещения административных, общественных учреждений.
28.    Ул. Ялтинская вокруг пруда Ялтинского. Часть – рекреационная зона. Теперь зона делового, общественного и коммерческого назначения. Можно разместить гостиничный комплекс.
29.    Ул. 9 Апреля – Литовский вал. Рекреационная зона. Теперь зона общественно-делового центра города. Возможно размещение торгово-административного центра.

Текст: Наталья Александрова
Фото: Ольга Данилова