Главная тема

01 апреля 2013

Почему растут тарифы ЖКХ?

Февраль в этом году ушел, громко хлопнув дверью. В последний месяц зимы терпение граждан из-за увеличивающихся цифр в платежках лопнуло. В десятке городов страны от Сочи до Мурманска прошли коммунальные бунты. Первым отреагировал президент Путин. На совещании по вопросам ЖКХ он резко раскритиковал чрезмерный рост коммунальных платежей и потребовал снизить тарифы в этой сфере в тех регионах, где они серьезно и необоснованно выросли в последнее время. Глава государства также поручил правительству в течение недели установить предельную планку роста тарифов по ЖКХ, отметив при этом, что в целом по стране рост не должен превышать 6 % в год. Губернатор Калининградской области Николай Цуканов тут же дал поручение провести комплексную проверку обоснованности начисления платы за услуги ЖКХ, а также заявил, что намерен обратиться в прокуратуру с просьбой поучаствовать в проверках и принять жесткие меры по факту выявленных нарушений. О том, что происходит с тарифами в Калининграде, мы расспросили представителя ресурсной организации – заместителя директора МУП «Калининградтеплосеть» Валерия Темнова, заместителя председателя комитета городского хозяйства администрации Калининграда Юрия Кондратьева, генерального директора ООО «Жилищный стандарт» Сергея Мамонтова, заместителя генерального директора ООО «Городская управляющая компания» Владимира Лучникова.
Самое дорогое – тепло
Все, что рассказал Валерий Темнов о формировании тарифа на услугу «Калининградтеплосети», можно разложить по графикам и схемам. К ним можно добавить небольшую ремарку: тариф находится под строгим контролем со стороны государства (службы по тарифам), а темпы роста тарифов услуг естественных монополий определяются правительством Российской Федерации.
Население должно понимать…
Юрий Кондратьев: «В росте тарифов ничего сверхъестественного нет. В какой отрасли народного хозяйства цены замерли? Везде растут. Другой вопрос, насколько это обоснованно? А вот тут вмешивается политическая составляющая. Регулярно принимаются решения об ограничении тарифов. Это приводит к тому, что ресурсная организация не имеет возможности обновлять сети, оборудование. Если бы хоть когда-то был рассчитан реальный экономически обоснованный тариф, своего рода реперная точка, тогда бы ситуация стала более понятной. Калининградцы сегодня оплачивают 100 % установленных тарифов на тепло и воду. Но… сам тариф на то же тепло не покрывает расходов «Теплосети» на его производство и передачу населению. Предприятие оказалось в долгах и, если не предпринять каких-то кардинальных мер, может стать банкротом. Однако проблема гораздо глубже. «Теплосеть» отвечает за подачу тепла к дому, а внутридомовые сети должна обслуживать управляющая компания. Состояние этих сетей тоже оставляет желать лучшего. Законодатель предписал все затраты на обслуживание жилья учитывать в строке «содержание жилья». А по факту последние 15-20 лет содержание внутренних домовых сетей никогда не входило в содержание жилья, все работали исходя из сложившегося оборота. Сегодня содержание жилья – это обязанность его собственников. Но если правильно посчитать, сколько они должны за это платить, то, боюсь, опять кто-нибудь спросит: «Вы что, с ума сошли?» Потому что содержание внутренних коммуникаций в старых домах будет стоить явно не сегодняшние 10 рублей 57 копеек. Но тогда будет понятно, с кого спросить за подачу тепла и воды в квартиру. Собственники должны понимать, кому и какую услугу они заказывают, сколько денег она стоит. Тогда будет актуальным вопрос о смене управляющей компании, если она за их деньги не предоставит им заказанную услугу.
УК попали в кабалу
В результате коммунальной реформы в Калининграде не осталось ни одной муниципальной управляющей компании, обслуживанием домов занимаются частные фирмы, которые должны выбирать жители на общих собраниях собственников. Более того, стандартов работы в сфере ЖКХ сейчас нет никаких. У нас даже в Жилищном кодексе нет термина «управление», хотя управляющие компании есть.
Владимир Лучников: «С 2003 года в нашей стране действуют Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ № 170. Это свод мероприятий и действий по технической эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и содержанию строительных конструкций и инженерных систем зданий, а также содержанию придомовой территории. Однако эти мероприятия настолько обширны, что если управляющим компаниям исполнять их в полном объеме, плата за содержание и ремонт жилого помещения (общего имущества собственников в многоквартирном доме) должна вырасти в разы. Поэтому УК в договорах управления фиксируют только часть работ и услуг, которые они выполняют по жилому дому и которые входят в плату «за содержание жилья». Причем если у одной УК дешевле «содержание жилья», чем у другой, это далеко не означает, что все требования к содержанию общего имущества у нее выполняются надлежащим образом. До тех пор пока не будут четко сформулированы и жестко прописаны единые для всех требования к обязательному перечню работ и услуг, которые должна выполнять УК в многоквартирном доме, не будет настоящей рыночной конкуренции в жилищной сфере. Кстати, Минрегионразвития еще в начале 2012 года разработал проект постановления правительства РФ «Об утверждении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядка их оказания и выполнения», но год прошел, а воз и ныне там… Ждем…
Сергей Мамонтов: «Согласно законодательству в обязанности управляющих компаний входит обслуживание текущего содержания многоквартирных домов и их текущий ремонт. По идее они должны осуществлять расчеты за коммунальные платежи, ничего не требуя взамен. Но так не бывает. УК сегодня обязана полностью оплачивать ресурсным организациям поставленное тепло и воду, а население регулярно задерживает платежи, значит, долги УК растут, получается замкнутый круг. В идеале было бы просто и понятно всем, если бы «ресурсники» отпускали тепло, свет, газ, воду напрямую потребителю, имея с ними договорные отношения, как было раньше, если помните, минуя договорные отношения с УК. Сейчас определенное количество потребителей в городе Калининграде до сих пор имеют прямые договорные отношения с ресурсными организациями, но эти отношения идут вразрез с действующим законодательством.
Схема вроде бы простая: «ресурсник» продает УК (ресурс, товар), при этом УК «продает» или «поставляет» (ресурс, товар) потребителю, но не имеет права делать наценку на отпущенный (ресурс, товар), неся при этом огромные издержки по операциям, связанным с «продажей», «поставкой» коммунального ресурса конечному потребителю, т. е. населению. Это выпуск квитанции, банковская комиссия, работа с должниками, в т. ч. судебная, производство сборов и начислений, съем показаний – все это требует денег и огромного человеческого ресурса. По сути мы стали своего рода операторами «ресурсников», не имея от этой деятельности ничего, кроме проблем и выставленных счетов, по которым «ресурсники» требуют 100%-ной оплаты в определенные сроки, в противном случае – бесконечные суды.
Если мы возьмем квитанцию и посмотрим, что в ней есть, то увидим что 70 % – это коммунальные услуги, а 30 % – жилищные, что, собственно, УК и получают за свою работу, но издержки несут по всем 100 % выставленных в квитанции услуг.
Раньше у «ресурников» была заложена в тариф такая интересная вещь, как «сбытовая деятельность». Сейчас у них этого в тарифе нет, как говорят, за эти деньги они делали практически все то, чем мы занимаемся сейчас за них. К сожалению, у УК нет возможности на законодательном федеральном уровне отстаивать свои интересы ввиду сильного лобби ресурсоснабжающих и генерирующих компаний. Они пролоббировали все необходимые им изменения в действующие законодательство, поэтому имеем то, что имеем, других вариантов у нас, видимо, пока не будет.
На начало 2013 года суммарная дебиторская задолженность ресурсоснабжающих организаций Калининграда составила 1,27 млрд руб. Задолженность перед МУП «Водоканал» достигла 294,2 млн руб., МУП «Калининградтеплосеть» – 919,2 млн руб. Часть этих миллионов – долги населения. Но ни одна УК никогда не сможет их погасить. Надо как-то решать этот вопрос».
В Москве все знают
Основными причинами совокупного роста платежей за услуги ЖКХ являются в большей степени не тарифные решения, а изменение нормативов потребления коммунальных услуг и порядка начисления их оплаты, а также ввод нормативов потребления на общедомовые нужды, сообщила президенту в ответ на критику Федеральная служба по тарифам (ФСТ). И предложила 4 варианта решения проблемы: «С учетом того, что во всех регионах тарифы на 2013 год были утверждены еще в конце 2012 года, после принятия решения о предельном изменении платы граждан за коммунальные услуги возможны либо пересмотр тарифов, либо изменение нормативов, либо изменение схемы начисления платежей либо объема выделяемых субсидий, связанных с расходами граждан на оплату коммунальных услуг». В настоящее время ФСТ готовит необходимую нормативную базу для реализации поручения Путина.
А тем временем в Калининграде
Глава города Александр Ярошук поручил в ближайшее время собрать совещание с региональным правительством и «решить вопрос с увеличением норматива». Градоначальник возмутился тем, что «люди установили приборы учета, а теперь вынуждены платить больше. Норматив явно занижен. Он не побуждает людей ставить счетчики. Один человек в квартире прописан, а живут хоть 100 непонятных людей. И платят по нормативу, а весь подъезд за них доплачивает».
От редакции:
А кто сказал, что установка счетчика гарантирует меньшую плату за ту же воду? Счетчик – это прибор учета. Его роль – фиксировать уровень потребления и оплату этого уровня. Увеличение норматива – прямой путь к увеличению коммунальных платежей, это признает и ФСТ. До бесконечности увеличивать норматив тоже невозможно по одной простой причине: при строительстве жилых домов используется СНИП 2.04.01-85, который регламентирует пропускную способность водопроводных труб. И если в доме стоит труба, пропускная способность которой, к примеру, 195 литров в сутки, то 360 литров она не пропустит, как бы глава города этого ни хотел. Значит, проблему роста тарифов пора начинать решать системно и поэтапно.
В совместном исследовании общественной палаты Калининградской области и БФУ им. И. Канта приводятся такие данные: «Удельный вес расходов на услуги ЖКХ в структуре потребительских расходов в Калининградской области составлял в 2005 году 6,4 %; в 2006-м – 7,1 %, в 2007-м – 6,7 %, в 2008-м – 7,7 %, в 2009-м – 7,8 %, в 2010-м – 8,6 % и несколько снизился – до 7 % – лишь в 2011 году, что может объясняться чередой выборов, закончившейся в марте 2012 года». Так, может, без всякой политики взять и реально посчитать всю экономику ЖКХ хотя бы в одном отдельно взятом регионе?