Главная тема

17 ноября 2010

Сделано в Калининграде. Для кого и зачем?

Владимир Помыткин, член Союза дизайнеров России, написал нам:

«Внимательно слежу за публикациями в вашем журнале на тему создания регионального бренда. У меня как у профессионала в этом вопросе возникает ряд сомнений, что правительство области идет по правильному пути. О создании калининградского бренда речь ведется уже несколько лет, а воз и ныне там. На мой взгляд, потому, что с самого начала чиновники пошли не тем путем. Проблема создания бренда, к сожалению, находится в полном непонимании со стороны тех, кто инициировал создание бренда. Какие-то рекламные агентства получили задание создать графическое изображение бренда. То, что они предъявили на суд комиссии, подтверждает мои предположения, что создается не охраноспособный объект. То есть его невозможно будет зарегистрировать в «Роспатенте». А это главный вопрос, который должен обсуждаться с самого начала, тем более что у предприятий Калининградской области уже такой негативный опыт есть. Например, патентно-информационный поиск, проведенный для нашего мультимедиацентра, выявил 23 зарегистрированных товарных знака со словесным элементом «Пирамида». Значит, зарегистрировать его невозможно. Роспатент отказал ООО «Новая система» в регистрации обозначения, содержащего словесный элемент NewS, а в 2003 году для ООО «Балтик-Оптик», тоже получившего отказ, я создал новый товарный знак, который впоследствии получил правовую охрану. Это же может произойти и со знаком «Сделано в Калининграде», если он будет создаваться без учета требований охраноспособности, предъявляемых к товарным знакам и знакам обслуживания. А государственная экспертиза товарных знаков состоит из трех частей: графическая экспертиза, семантическая и графическая. Если экспертиза патентного ведомства выявляет несоответствие заявленного обозначения, то в регистрации будет отказано. Хочу обратить ваше внимание на то, что во многих представленных комиссии образцах ложная семантическая наполняемость. Например, на одном из обсуждаемых знаков изображены то ли лица, то ли маски. Создается же знак не для театра. Следует обратить внимание на Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Вызывает удивление отсутствие премии для победителя объявленного конкурса, потому что права на использование товарного знака автору не принадлежат, а принадлежат правообладателю. Им может быть юридическое или физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Стало быть, правительство области не может быть правообладателем товарного знака. А мы до сих пор не понимаем, для кого создается знак, с какой целью и кто будет его владельцем. Неудивительно, что все объявленные сроки проведения конкурса давно прошли, а результата нет».

 

Высказал свое мнение и исполняющий обязанности директора Янтарного комбината (брендового предприятия нашей области) Юрий Мухин:

«Бренд региона – понятие комплексное. Конечно, янтарь, на мой взгляд, должен бы стать его составляющей. Я думаю, что начинать нужно с исследования тех ассоциаций, которые должны появляться в головах людей при упоминании о Калининградском регионе. По сути это создание бренда региона. В качестве примера можно говорить о том, как люди воспринимают «бренды стран» – например «Сделано в Германии» или «Сделано в Китае». Это непростая работа, и делать ее надо профессиональным маркетологам. Если создается бренд «Сделано в Калининграде», то тоже важно понимать, о какой продукции идет речь. Когда в глубинке России или за рубежом произносят «Калининградская область», какие ассоциации возникают в головах людей? Традиционно, еще со времен социализма, область ассоциировалась с рыбой, незамерзающими портами, судовой верфью и янтарем. Не знаю, изменилось ли что-то в этом перечне сегодня. Это предмет для исследования. Вообще-то создание бренда – дело затратное и долгое. К брендам не приходят быстро. Хотя Калининградскую область уже давно именуют Янтарным краем. А вот Польша называет себя янтарной столицей Европы. Более того, определенная часть покупателей солнечного камня и ювелирных изделий из него даже не знает, что практически весь янтарь добывается в Калининградской области. Хотя надо отдать должное – в ювелирном деле наши соседи поляки и литовцы нас превзошли. В основном же Польша является пунктом по продаже готовых ювелирных изделий с янтарем и перепродаже крупного янтаря, что, конечно, несправедливо по отношению к нашему региону. Уже давно пора заняться поднятием престижа янтарной отрасли. Для этого необходимо вывести переработку янтаря на современный уровень. Мы как промышленное предприятие заинтересованы в увеличении промышленных объемов добычи и промышленной переработке мелких фракции янтаря сырца (лаки, импрегнанты, пресс). Создание ювелирных изделий требует очень чуткой ориентации на потребности клиентов и затрат на работу с ними, что в данный момент не является приоритетом в политике развития предприятия. Я считаю, что нужно привлечь ювелиров, художников-камнерезов и дать им зеленый свет. Стимулировать частных мастеров. Только они смогут сделать уникальные коллекции, с которыми для начала можно будет выходить на российский рынок. Потому что кустарный промысел – это мелкий и средний бизнес, он более мобильный, чем большое предприятие, у него больший творческий потенциал. Данные компании готовы более чутко реагировать на запросы конечного потребителя и регулярно обновлять свои коллекции. Здесь как раз уместно говорить о бирже готовых изделий из янтаря. Конечно, для выхода за пределы региона необходимо снять таможенные барьеры для изделий с драгоценными металлами. Ведь местным производителям, чтобы экспортировать свою продукцию, содержащую драгоценные материалы, приходится переправлять их для таможенного оформления в Москву. Это значительно увеличивает себестоимость производства продукции и делает товары, произведенные в регионе, менее конкурентоспособными на зарубежных рынках. Но в этом вопросе некоторые подвижки уже есть. В структуре Калининградского акцизного поста Центральной акцизной таможни будет создан специализированный отдел, который сможет оформлять изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней. Такое распоряжение первый заместитель председателя Правительства РФ Игорь Шувалов подписал 7 июня. Таким образом, Калининградский акцизный таможенный пост, расположенный в Багратионовске, получит полномочия на таможенное оформление экспорта, реэкспорта/реимпорта, а также временного ввоза и вывоза (необходимого при организации выставочной деятельности) драгоценных металлов и камней. Значит, теперь все усилия надо направить на формирование перерабатывающей отрасли».



Проявил неравнодушие к идее создания регионального бренда и Валерий Лысенко, директор Театра на Бассейной:

 

«Когда-то Калининград считался столицей рыбацкого края, носил громкое имя столицы края янтарного. Но это уже в прошлом. Сегодня же наш регион все более явно становится территорией культуры – и во многом благодаря «Балтийским сезонам». В этом проекте участвуют люди искусства и коллективы с мировыми именами. В «Балтийских сезонах» работают и наши театры, и театры России, а в этом году и парижская «Комеди Франсез». О нас начинают говорить как о площадке искусства. Причем «действующие лица» – это не только взрослое поколение, но и молодые ребята, которые учатся сегодня в ГИТИСе и действительно служат подтверждением того, что у российской культуры есть будущее. Поэтому, на мой взгляд, брендом города мог бы стать и знак «Балтийских сезонов», благо логотип оного весьма презентабелен».

Что ж, вполне вероятно, что культурный путь развития в будущем может принести нашему региону славу каннского кинофестиваля.

 

А вот у художника, скульптора Людмилы Богатовой такое мнение:

«Идея у правительства области, на мой взгляд, хорошая. Мне приходилось много ездить по миру, и почти в каждом городе есть свой бренд: в Ульме, Германия – это воробей (нарядный, в смокинге), в немецком опять-таки Бремене – известная группа из сказки братьев Гримм, в Луисвилле, США, – поваренок. По-моему, Калининграду подошел бы гофмановский кот. Исторически связь прослеживается: Гофман работал в Кенигсберге, и кот как символ Старого города возник в его творчестве не случайно: это существо с девятью жизнями, которое воплощает в себе одновременно прошлое, настоящее и будущее, к тому же кот ассоциируется с уютом, миром, защищенностью. Конечно, брендом региона может быть и янтарь или «Крузенштерн», но все же кот – нечто более родное для города, который, кстати, с большой симпатией отнесся к коту моего изготовления. Калининградские новобрачные ввели обычай гладить «на счастье» скульптуру гофмановского кота, выставленную в музее Королевских ворот, и уже до блеска поистерли его уши».

 

Комментарий:

В общем, вопроса «Нужен ли калининградской продукции и региону в целом некий знак отличия?» пока ни у кого не возникает. Непонятно, чем не устраивает организаторов конкурса на разработку регионального бренда уже существующий? А ведь зарегистрированный знак качества «Калининградский бренд» – это и есть символ признания достижений организаций Калининградской области в сфере качества управления. И нацелен он на продвижение всего лучшего калининградского. Его задача продекларирована – развитие высокого имиджа калининградского бизнеса – конкурентоспособного, инновационного, уникального – и соответственно процветающего образа Калининградского региона как центра культурно-делового партнерства Россия – Европейский Союз. И даже девиз у этого бренда есть: «Здесь удобно жить и вести бизнес». Региональная премия делового совершенства «Калининградский бренд» основана на модели делового совершенства Европейского фонда качества управления, которая применяется в более чем 70 000 лучших организациях по всему миру, таких как «Филипс», «Сименс», «БОШ», БМВ, «Нокиа», «Нестле», «Сони» и многих других. Европейская модель делового совершенства гарантирует деловые подходы в соответствии с лучшим передовым управленческим мышлением и отвечает духу времени. На критериях Европейской модели делового совершенства основаны национальные премии качества многих стран, в том числе и России. Поэтому премия «Калининградский бренд» поддерживается Всероссийской организацией качества, являясь ступенью к премии Правительства России в области качества и к Европейской премии качества – высочайшему признанию достижений бизнеса. Более того, в создании положительного имиджа через премию «Калининградский бренд» объединены усилия губернатора области, Госстандарта, Роспотребнадзора, Торгово-Промышленной палаты, Центра сертификации, Центра совершенства, деловых ассоциаций. Неужто и впрямь правая рука не ведает, что делает левая? Что нового, для кого И зачем хочет создать мыыинистерство экономики региона?

 

Для справки

В России есть знак качества «Российская марка». Он имеет общественный статус. На сегодняшний день «Российская марка» – единственный российский знак качества. Некоммерческая организация «Национальный фонд «Российская марка», специально созданная для реализации программы, имеет разрешение правительственной комиссии на использование наименования «российский». Отбор, экспертиза и аттестация лучших товаров, услуг и технологий в программе «Российская марка» достигаются за счет создания системы независимых экспертных комиссий и введения общественного контроля через высший совет знака качества «Российская марка». Золотым знаком «Российская марка» награждаются товары, услуги, технологии в случае признания их соответствия следующим критериям: международный уровень качества – для товаров и услуг; новизна и эффективность – для технологий. А с 25 по 28 мая 2010 года в рамках Национальной программы продвижения лучших российских товаров состоялась двадцать третья международная выставка (конкурс) «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века». Ни одно из калининградских предприятий в ней участие не принимало.