Дизайн-код: шаг к стилистически единой городской среде

05 февраля 2018

В администрации Калининграда состоялось заседание круглого стола, посвящённое обсуждению дизайн-кода центральной части города.

Во встрече с предпринимателями, ведущими бизнес в центральной части Калининграда, в частности, на ул. Черняховского, приняли участие вице-премьер областного правительства Гарри Гольдман, заместитель главы администрации Калининграда, председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин, заместитель председателя городского Совета Андрей Шумилин, руководители и специалисты структурных подразделений администрации Калининграда. Свои предложения представили специалисты КБ «Стрелка», уже реализовавшего проекты в ряде российских городов.

Дизайн-код – это правила и рекомендации по формированию стилистически единой городской среды, размещению вывесок и рекламы на фасадах домов, исходя из особенностей территории – типовой или исторической.

Открывая встречу, Гарри Гольдман упомянул об уже осуществлённых шагах по преобразованию городских территорий в свете подготовки к предстоящим играм Чемпионата мира по футболу. «Сосредоточены все силы и финансовые возможности для того, чтобы Калининград стал лучшим в России и достойно встретил Чемпионат», - прокомментировал Гарри Гольдман.

Андрей Шумилин отметил, что благодаря совместной работе администрации и городского Совета разработаны и приняты нормативные документы, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов и рекламы. «Дизайн-код должен быть «кредитной картой» не только в руках чиновников, но и всех горожан. Для более широкого обсуждения процесса мы проведение круглых столов с участием депутатов и горожан», - сказал Андрей Шумилин. Артур Крупин рассказал о том, как будет идти реализация проекта, и познакомил предпринимателей с новым главным архитектором города Андреем Анисимовым, которому и предстоит соединять теорию с практикой.

Специалисты КБ «Стрелка» провели презентацию проектного предложения «Схема организации вывесок и НТО на ул. Черняховского», сообщив, что они нашли много ценного в наработках калининградских специалистов и сохранили наиболее интересные идеи и предложения. Среди замечаний, отражающих существующую ситуацию на ул. Черняховского – большое количество вывесок, перекрывающих фасады зданий. В результате возникает «визуальный шум» и информация перестаёт восприниматься пользователями. А большие выступающие вывески и пристройки, закрывающие балконы и карнизы, нарушают общее восприятие зданий.

После презентации, специалисты КБ «Стрелка» дали как общие, так и индивидуальные, «адресные» рекомендации по размещению фасадов и вывесок. А затем состоялось обсуждение с участием всех заинтересованных сторон. Участники встречи сошлись во мнении, что при всём многообразии художественных приёмов в оформлении объектов наружной рекламы, необходимо соблюдать меру и стиль, чтобы вывески не напоминали «лоскутное одеяло», а подчеркивали архитектурный облик улиц и неповторимую красоту нашего города.

Дизайн-код — это правила и рекомендации, с помощью которых можно сформировать стилистически единую, комфортную и безопасную городскую среду. По сути, это документ, который объясняет, как размещать вывески и рекламу на фасадах домов, исходя из типа территории — исторической или типовой (с преобладанием современной застройки). В зависимости от типа улицы также определяются высота вывески от земли и другие технические требования. Например, где-то разрешается размещать только плоскую вывеску, а где-то — на панель-кронштейнах.

Сегодня большинство российских городов страдают от визуального шума, в том числе от светящихся и мигающих вывесок в разных стилях или от хаотичной рекламы, закрывающей фасады зданий и не позволяющей увидеть историческую застройку. Из-за этого визуального шума бизнес не всегда способен удержать тех клиентов, которые предпочитают спокойную среду вокруг. В частности, у людей нет желания задерживаться на улицах с избыточной рекламой. Такая улица превращается в транзитный коридор из пункта А в пункт Б, и у кафе с ресторанами падает поток посетителей. А городские власти теряют возможность добиться качественной городской среды и вместе с ней — жителей, которые уезжают в более привлекательные города и даже страны. Получается, что визуальный шум негативно влияет на общее состояние города.


Дизайн-код призван снизить этот шум, вернуть городу визуальную чистоту и вместе с этим привлечь на улицы больше пешеходов. Это поможет малому бизнесу сохранять клиентов и выдерживать конкуренцию. А город благодаря дизайн-коду сможет повысить качество среды, избавиться от баннеров через всю улицу или вывесок, засвечивающих окна домов. Также дизайн-код поможет сохранить архитектурную ценность исторических зданий, которые ранее могли быть завешаны разностилевыми рекламными вывесками, и снизить отток горожан.

Дизайн-код предполагает ограничение площади фасада, используемого под вывески, количества разрешенных вывесок, кронштейнов и табличек на одного арендатора, регулирование размера вывесок. Однако, все это в итоге способно принести выгоду владельцам бизнеса. При этом, надо понимать, что дизайн-код, как некий свод правил, вовсе не лишает разнообразия. Дизайн-код регулирует материалы, параметры и места расположения вывесок или рекламы. Но все материалы и места для размещения вывесок подбираются локально. И для каждого города, чтобы подчеркнуть его идентичность, разрабатывается собственный дизайн-код.

Сегодня практически во всех городах мира работают правила размещения вывесок, причем, иногда у каждого района или даже дома собственные правила. Так, в Нью-Йорке уже более 100 лет действуют регламенты, которые регулируют параметры карнизов, окон, крыш, отделки. Например, там прописаны параметры магазинов и кафе на главных, самых оживленных улицах. Россия тоже начала идти по этому пути. Дизайн-коды уже работают в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Казани, Воронеже и Чайковском.

Процесс принятия дизайн-кода очень деликатный. Городским властям нужно запустить этот процесс и вовлечь в него предпринимателей, архитекторов и жителей. И только после этапов обсуждения, доработок и принятия дизайн-кода следует его внедрение, которое стоит начинать с пилотного района или улицы со смягчением требований для первых участников.