Генеральная уборка фасадов на Советском проспекте

09 июня 2018

В среду, 6 июня, в администрации Калининграда состоялось совещание по вопросам приведения в надлежащий вид фасадов многоквартирных домов по Советскому проспекту, где на первых этажах располагаются коммерческие помещения. Председатель комитета архитектуры и строительства Артур Крупин и главный архитектор областного центра Андрей Анисимов на примере конкретных зданий обсудили с предпринимателями основные ошибки оформления торговых точек и офисов.

 Чтобы усовершенствовать облик города, совместно с региональным правительством и московской компанией «Стрелка» был разработан дизайн-код.

 «Дизайн-код направлен на кардинальные изменения городской инфраструктуры, городских объектов в плане эстетического восприятия. Понятно, что мы не сторонники каких-то кардинальных мер: мы за то, чтобы договариваться и как-то планомерно улучшать внешний вид города», — объяснил Артур Крупин.

 

В настоящее время проект дизайн-кода проходит через несколько стадий внедрения в законодательство: власти пытаются объединить требования нескольких регулирующих документов. Однако рекомендации разработчиков по внедрению единого дизайна городской среды применяют уже сейчас.

 Северный вокзал

На особом контроле комитета архитектуры в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу находятся так называемые «протокольные маршруты» следования туристов, территории фан-зон, двухкилометровая зона вокруг нового стадиона, а также пятисотметровые зоны вокруг тренировочных площадок (стадионы «Локомотив», «Пионер» и площадка на Сельме). На этих территориях внешнему виду зданий будет уделяться особо пристальное внимание.

По словам заместителя главы администрации, городские власти регулярно проводят личные встречи с предпринимателями. Работа в авральном режиме началась в феврале – марте этого года, когда стало понятно, что процедуры, предусмотренные законодательством, не позволят уложиться в сроки. «Этим мы добились значительной оперативности», — считает главный архитектор.

 По мнению Андрея Анисимова, законодательство в данной сфере является «довольно громоздким» и не всегда позволяет оперативно и эффективно работать с представителями бизнес-сообщества.

 «У нас заключаются контракты на демонтаж конструкций, после мы можем разместить на торгах (на демонтаж конструкций) документацию и те конструкции незаконные, которые прошли все процедуры, предусмотренные законом и нашими правилами. Так вот, в этом году на демонтаж пришли многие конструкции с датой выявления 2 года», — привел пример Андрей Анисимов, добавив, что с законодательством необходимо работать. Иногда у представителей комитета даже нет возможности узнать, кто является собственником той или иной конструкции. А некоторые вопросы в части отклонения от требуемого внешнего вида и вовсе не имеют четкого регулирования и порядка. Вместе с тем в прошлом году в законодательстве появились новые требования к внешнему облику рекламы.

 По словам архитектора, многие предприниматели готовы идти на контакт (пример — Ленинский проспект и ул. Черняховского) и устранять недостатки оперативно. Бизнесменов, которые отказываются приводить фасады в нормативный вид, «не так много, как могло показаться с первого взгляда».

 «Многие объекты, пользуясь тем, что у них нет прямых требований по приведению себя в порядок, просто не делают ничего. У нас есть в городе такие объекты, которые реально пришли из 90-х годов, а выглядят так, как будто пришли к нам из XIX века, из древности какой-то», — возмутился главный архитектор.

 Что касается предпринимателей, у которых есть разрешение на рекламу, в отношении них обязательные требования применяться пока не будут, поскольку закон не имеет обратной силы. Однако такие компании должны быть готовы привести облик зданий в порядок по истечении срока действия разрешения.

Помимо работы с предпринимателями, есть у властей необходимость и во взаимодействии с собственниками многоквартирных домов. «У нас сложное, наболевшее место — это то, что собственниками, например, многоквартирного дома являются десятки, а то и сотни человек, которые не объединены идеей повысить качество внешнего облика своего дома. Надо работать с собственниками, в том числе могут управляющие компании помогать в вопросе приведения внешнего облика к требованиям», — отмечает Андрей Анисимов.

 Магазин на Советском проспекте

Мероприятия по облагораживанию облика зданий архитектор назвал своеобразной «генеральной уборкой» перед чемпионатом по футболу. Наиболее «горячей», по его словам, темой сегодня являются общие правила размещения вывесок. При этом реклама — это один из факторов, оказывающих наибольшее влияние на внешний вид городской среды. Обилие рекламных конструкций и вывесок приводит к тому, что потребителю сложно воспринимать информацию.

 

«Я считаю, что мы должны гостям, в том числе и международным туристам, представить наш город в лучшем виде, потому что это задел на будущее. Это потенциал, это любовь, это интерес к нашему городу, это увеличение туристического потока. У нас сейчас разрабатывается план мероприятий по привязке всех этих решений к правилам благоустройства. До конца года эта работа будет завершена. Мы заблаговременно хотим со всеми предпринимателями пообщаться на понимание, чтобы к моменту вступления в силу норматива, привязанного к штрафным санкциям, уже у всех всё было хорошо и никому не приходилось встречаться с надзорными органами», — заявил Артур Крупин.

 Согласно дизайн-коду, город делится на несколько категорий. Советский проспект относится ко 2 категории: здесь располагаются здания с коммерческими предприятиями на 1 этаже жилых домов, либо на 2 этаже нежилых зданий.

 В качестве негативного примера архитектор привел торговый центр «Северный».

 «В данном случае мы видим просто кашу из желания продемонстрировать всё, вся, выпятить себя. Все это сделано бессистемно абсолютно. Никакого соответствия дизайн-коду», — пояснил архитектор. В частности, это сплошная оклейка окон, нагромождение рекламы, вывески на подложках разных цветов, световые короба без специальной сетки, отсутствие пандусов и прочих конструкций для маломобильных групп населения. Аналогичные претензии возникли у представителей комитета и к ряду жилых домов.

«В результате нашей работы с проектировщиками дизайн-кода мы отстояли наличие бегущей строки в качестве рекламной конструкции, потому что их позиция была — запретить вообще. Законодательство прописывает нечетко или вообще не прописывает отличие бегущей строки от электронного экрана», — добавил Андрей Анисимов.

Запрет на оклейку окон вызвал у предпринимателей больше всего вопросов. Бизнесмены полагают, что без этого здание выглядит неэстетично: сквозь стекла видно стеллажи и оборудование. В свою очередь, архитектор предложил несколько способов устранения проблемы: по-другому расставить оборудование, использовать драпировку, поставить ширму либо жалюзи. Также он призвал с осторожностью относиться к тонировке стекла, поскольку это выглядит не всегда уместно.

Представители администрации посетовали на то, что предприниматели думают о внешнем оформлении в последний момент и не прорабатывают концепцию облика здания.

«Как только у нас будут поэтапно документы приниматься, вступать в силу, мы будем всё жестче и жестче требовать, чтобы перед размещением рекламы место под рекламу было внесено в паспорт фасада, — подчеркнул архитектор. — Мне кажется, мы уже прошли стадию 90-х годов, когда любая реклама хороша, лишь бы только она была. Уже надо об имидже магазина или предприятия думать все-таки».

Также городские власти намерены создать отдельный комитет муниципального контроля и надзора: особое внимание структура будет уделять соблюдению норм и правил благоустройства города.

Источник: rugrad