Грузопассажирский терминал: может не сработать?

14 мая 2018

Через 2 года в Пионерском ожидают круизные лайнеры и запуск паромной линии. Но без создания инфраструктуры и изменения законодательства проект может не сработать.

Что происходит?

В Пионерском началось строительство международного морского грузопассажирского терминала. Он позиционируется как одно из крупнейших инфраструктурных сооружений Северо-Запада. По данным ФГУП «Росморпорт», терминал сможет принимать 110 круизных судов ежегодно с 225 тыс. пассажиров, а также 321 грузопассажирский паром с 80 тысячами человек 80 тыс. единиц накатных грузов.

Зачем Калининграду еще один порт, если есть другие?

Сегодня в Калининграде действительно есть «Калининградский морской рыбный порт» и «Калининградский морской торговый порт», однако их возможности сильно ограничены инфраструктурой. С морем их соединяет 40-километровый морской канал. Он был построен еще немцами и проектировался для судов с осадкой 6 метров, тогда как осадка современных кораблей несколько больше. И сегодня крупные грузовые суда могут зайти в канал только в идеальных погодных условиях.

Возможности терминала в Пионерском будут гораздо выше. Грузопассажирский терминал по проекту рассчитан на прием судов длиной до 365 метров и осадкой свыше 8 м. Для приема судов с большой осадкой планируется углубление дна почти до 11 метров.

Почему для строительства выбрали Пионерский?

Главный фактор — выход в открытое море без канала. Неслучайно именно здесь в советские годы размещалась Пионерская база океанического рыболовного флота, известная в СССР.

«Рыболовецкие суда Пионерской базы стояли по всей Атлантике. Условно говоря, рыбу, выловленную руками пионерчан, ел весь Советский Союз. У нас было более 180 судов. Но в конце 90-х – начале 2000-х началось сокращение базы. И тому было много причин. Помимо развала СССР, это и системные проблемы отрасли», — говорит глава администрации Пионерского городского округа Алексей Семенцов.

Сегодня терминал строится фактически на месте Пионерской базы.

Как будет выглядеть новый терминал?

Согласно проекту, порт будет иметь два причала для приема круизных и паромных судов. Также будут возведены береговые объекты морского терминала, в том числе здания пассажирского терминала, общепортовых сооружений и объектов пассажирского пункта пропуска через госграницу РФ. Помимо этого, будут построены инженерные и навигационные объекты, а также оградительное гидротехническое сооружение длиной 771 м.

 

Проект: iec-spb.ru

 

Кто и за чей счет его строит?

Проект реализуется ФГУП «Росморпорт» в рамках государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». Стоимость работ — 7,313 млрд руб., большая часть средств выделяется из федерального бюджета. 850 млн руб. частных инвестиций вложит генеральный подрядчик ООО «Больверк» — крупная компания из Самары, которая строит еще целый ряд инфраструктурных объектов по всей стране.

Подрядчика для проекта нашли не сразу. Первоначальный конкурс в мае 2017 года не состоялся. Затем «Росморпорт» и вовсе изменил условия привлечения средств для строительства терминала. Теперь для проекта нужен был не просто подрядчик, а инвестор, который возьмет на себя часть затрат.

В ноябре 2017 года был проведен второй конкурс, единственным участником которого стала компания «Больверк», принадлежащая самарскому бизнесмену Станиславу Лобаню.

По инвестсоглашению «Больверк» за свой счет построит здание морского вокзала с инфраструктурой для прохождения таможенного и пограничного контроля.

Почему о порте говорят давно, а строить начали только сейчас?

О строительстве крупных инфраструктурных портовых объектов в регионе действительно говорят давно. Еще в начале двухтысячных впервые заговорили о необходимости глубоководного порта. Его хотели строить и в Светлом, и на Бальге, и в Янтарном. Но на полноценный порт власти так и не нашли средств. Его судьба и сегодня туманна.

Терминалу в Пионерском повезло больше. В 2009 году была одобрена концепция его строительства, правда, тогда он был чисто пассажирским. К тому моменту инфраструктура бывшей океанической базы в Пионерском представляла собой «развалины». Было очевидно, что должен произойти полный апгрейд территории с полной модернизацией и сменой функционала.

В 2014 году региональные власти подписали соглашение о намерениях с международной судоходной компанией MSC Cruises. Тогда заявляли, что терминал будет построен уже к 2017 году. Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский утверждал, что с этим проектом «особых проблем не предвидится». Начались проектные работы, а позже сроки завершения проекта сместились на июнь 2018 года, то есть к началу чемпионату мира по футболу. Но, как мы видим, и эти сроки также были нарушены.

Это произошло из-за долгого поиска подрядчика и из-за изменений в проекте. В него была добавлена грузовая составляющая, отмечала министр развития инфраструктуры региона Елена Дятлова в апреле этого года. Согласно новому проекту, грузовые паромы смогут принимать накатные грузы – «выпадающий сегмент» паромов, которые курсируют по линии Балтийск-Усть-Луга.

«Те паромы более заточены под железнодорожные вагоны. А в Пионерский должны приходить паромы, которые смогут принимать автотранспорт и в том числе обеспечивать перевозку пассажиров. В ходе проектирования было изменено техническое задание, был изменен проект, и в тот проект, который был первоначально, были добавлены не только морской вокзал для пассажиров, но и элементы по отстою автомобильного транспорта, по его досмотру, по помещениям для контрольно-надзорных органов», — комментировала Елена Дятлова.

Сроки начала строительства терминала переносились неоднократно. Точку, как это часто бывает, поставил президент Владимир Путин, который заявил, что строительство должно начаться в 2017 году. Так оно и случилось.

Что-то уже построено или опять всё затянулось?

Основная фаза строительных работ на площадке, по данным подрядчика, начнется в мае 2018 года. Сейчас здесь ведутся активные работы по подготовке территории. Как сообщили в дирекции по строительству терминала, заканчивается демонтаж зданий и строений Пионерского порта, продолжается очистка акватории от посторонних предметов. К 1 мая завершен первый этап дноуглубительных работ, намыто 200 кубометров песка, начато создание искусственных земельных участков, где в будущем разместятся здания и сооружения терминала. Начата подготовка к строительству гидротехнических сооружений: оградительного мола, двух причалов грузопассажирского терминала.

К нам действительно поедут тысячи туристов?

Данный проект даст толчок развитию туризма, по крайней мере, на это надеются власти. По данным Росморпорта, будущий терминал будет генерировать на 70 % больше пассажирского круизного потока, чем ближайшие порты Гдыни, Риги и Клайпеды.

Ожидается, что туристы повезут в регион деньги. 200 тыс. круизных пассажиров в год увеличат оборот учреждений культуры и отдыха на 302 млн руб., общепита — на 337 млн руб., вырастет и торговля, подсчитали в Росморпорте.

Зачем это региону, понятно. Но нужен ли регион туристам? Как говорит министр транспорта России Максим Соколов, круизные компании уже заинтересовались проектом и готовы изменить маршруты.

Но 110 круизных судов в год с 225 тыс. пассажиров — цифра огромная. И пока привлечь этих людей региону нечем, считает директор калининградской турфирмы «Цвет» Илья Пилецкий.

«Обычно круизы актуальны для иностранцев, но доля иностранных туристов, путешествующих по России, достаточно низкая. Может, после чемпионата мира по футболу что-то произойдет. Возможно, раскрутится игорная зона. Но пока пассажиры круизных лайнеров не в такой массе заинтересованы Калининградом. Ностальгическим туризмом такое число путешественников не заманишь», — считает Пилецкий.

По словам директора туристической компании «Мик-Авиа» Светланы Хромовой, привлечь туристов может событийный туризм. Правда, на сегодня пока событий пока в регионе не так много.

«У нас есть мировой чемпионат по фейерверкам. Свои мероприятия могли бы проводить янтарщики. Но пока такой круизный туризм — программа долгосрочная. Может быть, лет через 10–20 и выстрелит», — отмечает Хромова.

По ее словам, гораздо актуальнее развивать внутренний туризм. Прежде всего — авиакомпаниям снижать цены на билеты. Не исключено, что в этом случае уже российские туристы будут прилетать в Калининград, а затем пересаживаться на круизные лайнеры. Пока же стоимость авиабилетов делает такое путешествие не очень интересным.

Если туристы приедут, не испугаются ли они российской действительности?

Если туристы приедут в Пионерский сегодня, то, возможно, и испугаются. Со стороны моря они увидят высотные здания и недострои, а потом просто не найдут места, где можно пообедать. Но через два года всё изменится, утверждают власти Пионерского.

«Сегодня единого стиля в городе нет. Но он обязательно появится. У нас разработана концепция развития города, которая предполагает изменение даже внешнего вида зданий, которые выходят на первую линию: они будут в едином архитектурном стиле», — рассказывает депутат местного совета и редактор газеты Елена Бурова.

«Так сложилось, что Пионерский на всем побережье выпал из туристической повестки. В советское время он был промышленно ориентированным городом. И сейчас мы ставим задачу: Пионерский должен преобразиться, стать витриной региона», — отмечает Алексей Семенцов.

Заявлено, что недострои на побережье будут доведены до ума в ближайшие год-два, будет сделано благоустройство, в городе появятся отели и рестораны.

«Инвесторы есть, но пока они присматриваются. Поэтому конкретных я вам не назову. Люди 15 лет ждали порт. Присутствует еще момент осторожности. Я думаю, летом мы будем готовы озвучить конкретных инвесторов. Это отели и рестораны, кафе, магазинчики. Также у нас есть проект торговой улицы на променаде как европейский вариант, где можно погулять, посидеть. Не как сейчас, когда мы гуляем и камушки в море кидаем с променада», — говорит Семенцов.

По его словам, в городе началась программа по благоустройству. В этом году будет освоено 90 млн руб. на реставрацию фасадов, ремонт улиц и дворов.

Что даст терминал калининградской экономике?

Запуск круизного терминала в Пионерском приведет к росту оборота калининградского бизнеса на 1,05 млрд руб., что составляет 0,13 % от существующего оборота, утверждают в Росморпорте.

Прежде всего грузоперевозчики возлагают надежды на паромы, которые смогут принимать и накатные грузы, а не только железнодорожные, в чем давно есть необходимость.

«В лучшие времена у нас ходили паромы в разные порты Скандинавии и Германии. Был Киль, Засниц. И мы видим, что морские линии должны обеспечить транспортную доступность и безопасность региона, прежде всего на Санкт-Петербург. Должны быть регулярные паромные линии с паромными судами Ro-Ro. Сегодня у нас большие проблемы с транзитом через Польшу. Уже который год мы не можем решить проблему с «дозволами». Поэтому сам по себе напрашивается паром с точки зрения организации движения», — отмечает глава комитета Калининградской торгово-промышленной палаты по транспорту и таможенной политике, вице-президент компании «ДСВ Транспорт» Леонид Степанюк.

Международный терминал в Пионерском может перетянуть на себя часть грузов, которые сегодня идут в Клайпедский порт. Однако, чтобы это произошло, необходимы серьезные изменения в законодательстве, говорит он.

«Должны быть конкурентные преимущества, прежде всего простота оформления грузов. Грузовая база есть, но она идет не в наши порты из-за экономических факторов: из-за потери денег, времени в оформлении и затрат на СВХ, на процедуры. Не Литва нас стопорит, а мы оформляем тяжело, по суткам и более, всё перевешивается, всё досматривается, большое количество документов нужно», — отметил Степанюк.

«Я на порт возлагаю надежды, а вот на законы, которые работают, не очень. Нужно таможенное администрирование в первую очередь. Если по круизным судам еще какая-то надежда есть, то по движению грузов нет. Мы пытаемся много лет решить вопрос, но всё хуже и хуже. То, что строится порт, для региона хорошо. Но, как его дальше эксплуатировать, пока не думают», — говорит президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов.

По его словам, если законодательно будут созданы такие же условия, как в Клайпедском порту, то грузоперевозчикам, по сути, будет всё равно, куда отправлять грузы: в Калининград или Клайпеду. Пока же, зная о калининградских сложностях, дирекция Клайпедского порта не считает будущий терминал своим конкурентом. Директор порта Клайпеды Арвидас Вайткуцс сообщил, что 5–10 лет новый калининградский терминал не будет «обладать влиянием».

Одна из главных задач строящегося терминала — транспортная безопасность региона, и пассажирская, и грузовая, считает советник губернатора Калининградской области, заместитель директора по развитию «Инфамед К» Андрей Горохов.

«В нынешних условиях это гарантия того, что в один прекрасный момент нам не перережут полностью связь с большой землей. Как в свое время было в Западном Берлине, куда в конце сороковых всё завозилось по воздуху. Теперь у нас будет бесперебойный резервный вариант — море, перевозки по которому дольше, но на порядки дешевле. Строительство глубоководного терминала в Калининградской области — это тема другого плана, когда от задач выживания мы переходим к развитию», — отмечает Горохов.

Источник: RUGRAD.EU