Королевская улица или городская магистраль?

15 июня 2017

Быть или не быть скоростной магистрали на улице Фрунзе? Этот вопрос обсуждается властями Калининграда с 2014 года. Проект реконструкции давно размещен на официальном сайте администрации, но до сих пор не прошел госэкспертизу. И слава богу, считают общественники, ведь расширение дороги потребует вырубки большинства растущих здесь деревьев и некогда зеленая парадная королевская дорога превратится в безжизненную и пыльную трассу. Вместо этого городские активисты предложили свой выход из ситуации.

 

Официальный проект

Согласно разработанному официальному проекту реконструкция затронет всю длину улицы – от кольца на пересечении с улицей Шевченко до перекрестка с Литовским валом и улицей Гагарина. Дорогу, которая по документам является магистралью регионального значения, планируется расширить до четырех, а местами и до шести полос. Предполагаются также модернизация трамвайных сетей, организация велодорожек, парковок и зеленой зоны для отдыха горожан. А вот торговые павильоны предлагается убрать, предложив коммерсантам перебраться на первые этажи расположенных здесь домов.

«Мы рассматриваем эту улицу прежде всего как транспортную связь между достаточно серьезными городскими магистралями. Улица Фрунзе соединяет Ленинский проспект через улицу Шевченко с улицей 9 Апреля, которая недавно была реконструирована, и с транспортным узлом «улица Гагарина – Литовский вал» с выходом на Московский проспект. С точки зрения транспортной схемы это достаточно важная составляющая», – пояснил председатель КАИС Артур Крупин во время майских публичных слушаний.

Несмотря на очевидный факт, что со сложившейся транспортной ситуацией что-то делать просто необходимо, проект вызвал достаточно много критики.

 

Исследования общественников

После ряда публикаций в СМИ о планах реконструкции улицы Фрунзе ими заинтересовались инициативные горожане. В социальных сетях для обсуждения проекта была организована отдельная группа. Ее участники написали письмо в Комитет архитектуры и градостроительства администрации Калининграда с просьбой разъяснить конкретную судьбу улицы. Координатор проекта Анна Карпенко рассказала, что общественников озаботила судьба зеленых насаждений:

 

«Для реализации существующего проекта и расширения дороги потребуется вырубить 206 из 300 растущих здесь деревьев. И это на протяжении всего лишь одного километра, что звучит угрожающе. Дело в том, что улицу Фрунзе нельзя рассматривать вне средовой концепции города. Это своеобразный коридор, который ведет от одной зеленой зоны у Нижнего озера через Королевские ворота к другой зеленой зоне – Литовскому валу (части бывшего зеленого пояса Шнайдера). Исторически эта улица была парадной. Она должна стать культурно-туристическим маршрутом, рекреационной зоной, а предлагаемая городом магистраль не может быть таковой, никто по ней гулять не будет».  

 

Общественники провели собственные исследования и выяснили, что с этой улицей ежедневно связано более 10 тысяч человек, которые живут здесь, работают или просто каждый день проходят или проезжают по ней на автомобилях. Лаборатория активной социологии под руководством социолога БФУ им. Канта Анны Алимпиевой опросила 638 человек из них, и 95 % заявили, что видят улицу зеленой зоной, а 92 % выступили за сохранение и реконструкцию улицы как пешеходного бульвара.

 

Анна Карпенко:

«Есть исследования, показывающие, что один гектар зеленых насаждений поглощает до 200 тонн пыли. Если на улице протяженностью в полгектара вырубить имеющиеся деревья, она просто превратится в пылевой котел. Не говоря уже о повышении уровня шума и загазованности».

Также был сделан вывод, что предлагаемый городом проект даже после расширения дороги не решит транспортную проблему.

«Улица упирается в перекресток, где сейчас строится девятиэтажное здание на месте бывшего казино «Ванда», и дальнейшее расширение дороги на этом участке невозможно», – поясняет Анна Карпенко.

Еще один нюанс состоит в том, что все подъезды расположенных здесь домов выходят на проезжую часть. И трамвай, который здесь раньше ходил, был не так опасен для жильцов, как возможная полоса движения. Не менее смущают и стихийные парковки у зданий, на газонах и тротуарах. Для их ликвидации в плане, предлагаемом властями города, предусмотрено всего 80 парковочных мест (и это при условии, что только в одном подъезде девятиэтажки насчитывается 36 квартир). 

   

 

 

Инициативная группа также отмечает, что на улице Фрунзе расположено 12 объектов культурного наследия, которые могли бы привлечь туристов. Но сейчас все они скрыты от глаз. Проезжая или проходя мимо, люди их просто не замечают. Здесь также располагается более 15 социальных объектов: детские сады, школа, больница, здание общества слепых, музыкальный колледж, территория вокруг которых оставляет желать лучшего в плане безопасности. 

 

Альтернативная версия

 

Взамен сомнительного проекта общественники предложили свой вариант реконструкции улицы, который визуализировал дизайнер Андрей Дивеев.

«По сути мы не предлагаем ничего сверхъестественного, – рассказывает Андрей. – Всё просто и организованно. Улица должна стать комфортной для пешеходов. Стихийные парковки мы предлагаем «окультурить», а между ними и домами высадить небольшую стену деревьев, сохранив все имеющиеся сейчас зеленые насаждения. На месте бывших трамвайных путей предусмотрены пешеходные и велодорожки. Территорию рядом мы предлагаем оставить в виде хорошего газона, на котором можно будет с комфортом посидеть. Здесь же разместятся небольшие летние кафе, лавочки, пункты проката». 

Такое решение должно способствовать развитию туризма и коммерческой деятельности, так как пешеходы будут рублем голосовать за новые места отдыха. Для автомобилистов также предполагается создание комфортной транспортной обстановки.

 

Андрей Дивеев:

«Если понаблюдать за пробками, то утром машины скапливаются только в сторону центра, а вечером – только из центра. Одна полоса всегда свободна. Поэтому мы предлагаем расширить дорогу, сохранив все деревья, и сделать одну комфортную реверсивную полосу, а не четыре и не шесть».

Как пояснил общественникам Артур Крупин, общая стоимость предлагаемой властями реконструкции улицы Фрунзе с учетом расширения дорожного полотна, по предварительным подсчетам, обойдется в сумму около 400 млн рублей. Пока в бюджете таких средств нет, и раньше 2019 года работы вряд ли начнутся. Поэтому у инициативной группы еще есть шанс повлиять на изменение проекта и спасти одну из красивейших улиц города, превратив ее в природную и востребованную рекреационную зону. Администрация со своей стороны готова вести переговоры и вырабатывать совместные решения. На данный момент в группе «Улица Фрунзе» на Facebook объявлен сбор подписей в поддержку альтернативного проекта.