События строительства и архитектуры

02 февраля 2016

Новая информационная система госзакупок

С 1 января 2016 года в России начала работу единая информационная система в сфере закупок, которая призвана упростить порядок проведения госзакупок и упростить коррупционные схемы. На разработку системы было направлено около 700 млн рублей.
В системе будет предоставляться вся информация по госзакупкам: начиная с включения их в планы и до последнего этапа выполнения заключенного госконтракта. Также в ней будут размещены реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотека типовых контрактов и реестры жалоб.

Кроме того, все контракты будут заключаться в открытом режиме, что позволит исключить возможность проведения «договорных» тендеров. Разработчики рассчитывают на то, что открытость и прозрачность новой системы снизит нагрузку на надзорные органы и суды, сократив число жалоб со стороны участников аукциона.

Переход на новую систему будет осуществляться поэтапно. С 1 января 2016 года все федеральные заказчики обязаны внедрить закупки в электронной форме, муниципальные и региональные заказчики присоединятся к ним в первом квартале.

Планирование закупок

Порядок двухэтапного планирования вступил в силу с 1 января 2016 года, он представляет собой ведение заказчиками двух обязательных для осуществления закупочной деятельности документов: помимо плана-графика заказчики должны будут формировать, утверждать и размещать в установленные сроки еще один документ – план закупок.

План закупок – это перечень закупок, которые должны быть удовлетворены, и информация о средствах, выделенных для их обеспечения. План-график – перечень мероприятий по реализации плана закупок. Он содержит более детальную информацию об условиях процедур определения контрагентов.

Нормирование закупок

Нормирование закупок вступило в силу также с 1 января 2016 года и предполагает ограничить закупки товаров и услуг, имеющих избыточные потребительские свойства. Ограничительные нормативы будут учитываться по стоимости и по характеристикам. Кроме того, предусмотрен раздел, в котором можно провести общественное обсуждение закупок. Прежде всего, нормирование необходимо для исключения коррупционной составляющей в процедуре размещения заказов.

Требования к нормированию закупок устанавливаются Правительством РФ. Ограничительные нормативы позволят обеспечить государственные и муниципальные нужды, исключив при этом закупки товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Для каждого чиновника будет определено конкретное количество канцтоваров, установлены нормы по услугам связи, оргтехнике и т. д. Таким образом, ожидаемый бюджетный эффект от нормирования закупок выразится прежде всего в повышении эффективности использования бюджетных средств.