Творческий центр-трансформер в стиле неомодерн

07 марта 2017

Концепция проекта «Центр эстетического развития». Авторы: Тамара Черницына, Валерия Скалинская, Валерия Романова.

Живописность форм и материалов, орнаменты, «дружащие» с современной средой, эстетика и функциональность – это главные принципы, на которые опирались молодые архитекторы при создании дипломного проекта – концепции Центра эстетического развития в Калининграде. Поэтому за основу взят современный потомок уже известного стиля модерн – неомодерн.

 

Генеральный план объекта

Ситуационный план

По словам авторов проекта, двух выпускниц БФУ им. Канта, работа центра должна быть направлена на поддержку талантливых детей и молодежи, развитие творческих личностей, способных принимать нестандартные решения, умеющих мыслить вариативно и испытывающих потребность в самовыражении. Подобные центры сейчас актуальны в Европе, но в Калининграде аналогичных учреждений практически нет.

«Этот центр должен быть уникальным, поэтому и архитектурный стиль здания выбран для нашего региона нетипичный – неомодерн. Благодаря орнаментам и другим украшениям он становится противоположностью угловатого минимализма. При этом он не противоречит современной среде, а подчеркивает эстетическую значимость функциональности здания. Несмотря на довольно сложный объем, здание Центра эстетического развития органично вписывается в контекст существующей застройки», – пояснила один из авторов проекта Валерия Скалинская.

Игры в асимметрию

Авторы проекта предлагают поместить здание Центра эстетического развития в одной из самых живописных частей Калининграда – в пределах набережной реки Преголи и улицы Октябрьской.

«Исторически эта территория носила название Ломзе (нем. Lomse), происходящее от прусского слова, обозначающего «топкое болото». Она располагается на большом острове, образованном двумя рукавами реки Преголи (Pregel). Композиция центра и прилегающей территории ассиметрична. С одной стороны она повторяет форму набережной, а с другой – огибает проезжую часть. Здание Центра эстетического развития расположено в центральной части композиции участка», – пояснила руководитель дипломного проекта, преподаватель БФУ им. Канта Тамара Черницына.

Среди достоинств участка авторы проекта выделили удобную транспортную связь с жилыми районами. Центр гармонично включается в ансамбль городской застройки и имеет большую резервную территорию для перспективного расширения.

 

Эстетика и функционал

Все здание центра спроектировано как мобильное пространство- трансформер с многофункциональными залами и открытыми творческими площадками.

«Главный фасад здания и фасад служебного входа решены симметрично, боковые фасады – наоборот. Это придает живость и привлекает внимание к деталям. Акцент на входные части сделан с помощью индивидуальных модульных форм в стиле модерн. Эти элементы также прослеживаются в формах окон, кованых ограждений и других деталях. Цветовое решение фасада продиктовано окружающей застройкой и выделяющимися сооружениями, находящимися поблизости, такими как Кафедральный собор им. Канта», – рассказала Валерия Скалинская.

Здание центра трехэтажное с дополнительным мансардным этажом. План здания отличается в первую очередь функциональностью. Внутренняя композиция задумана в форме эллипса. На первом этаже располагается выставочный зал, который обрамляют классы с коридорами, рекреациями и другими помещениями.

На втором этаже расположен двухсветный универсальный зал с фойе и выходом на террасу с одной стороны, а с другой стороны – на втором и третьем этажах – коридорами и классами с рекреациями.

«Два зала-трансформера являются изюминкой нашего проекта. Они могут быть оснащены мобильными стенами, которые передвигаются в зависимости от того, как функционирует пространство», – пояснили архитекторы.

Перпендикулярно длинной центральной части расположен главный прямоугольный объем с главным входом со стороны ул. Октябрьской. Здесь размещены вестибюль, гардероб, лестницы, классы и другие помещения. Аналогичным образом расположен меньший прямоугольный объем со служебным входом со стороны реки. Здесь предусмотрены классы и офисные помещения центра.

 

Стильная территория

Здание центра удалено от линии застройки в пределах 30 метров и имеет удобный подход со стороны улицы Октябрьской. С этой же стороны, справа от здания, запланирован и главный въезд.

На участке спроектирована парковка для посетителей на 40 легковых автомобилей, в том числе три места для инвалидов. Она отделена полосой зелени и не мешает подходам. Справа также расположены подъезд к служебному входу и служебная парковка. На территории вдоль набережной запроектирована детская игровая площадка.

«Планировочным акцентом участка кроме здания Центра эстетического развития должна стать зона отдыха. Она расчерчена живописной композицией дорожек, площадок с малыми архитектурными формами. Композиция зеленых насаждений, обрамляющих площадки и прогулочные дорожки, подчеркнуто выполнена в мотивах стиля неомодерн, как и проектируемое здание», – пояснили авторы проекта.

Стили модерн и неомодерн уже более ста лет привлекают внимание людей своей изысканной природной красотой и индивидуальностью решений, подчеркивая близость человека к природе, стремление увидеть, понять и полюбить ее. Кроме того, по словам авторов проекта, они надеются, что их оригинальное архитектурное решение будет воплощено в жизнь и привлечет внимание к важности эстетического воспитания калининградцев.