Центр города: калининградский вариант

01 марта 2015

Первый международный проектный семинар по разработке концепции градостроительного развития (реконструкции) центральной части города Калининграда (Workshop) прошел в 2007 году. Тогда международная проектная группа (Мен Андреа – Роттердам, Сергей Лебедихин – Калининград, Андрей Некрасов – Москва) разработала один из вариантов концепции. На основе тех наработок калининградская группа архитекторов (Сергей Лебедихин, Вадим Еремеев, Дмитрий Лебедихин) предложила реальный вариант развития центральной части Калининграда.

Идея родилась давно

Архитекторы помнят, как обсуждалась проблема. Напомним детали. Из резолюции симпозиума 2005 года:

– Обеспечить пешеходное движение в центре города системой изолированных от транспортных потоков путей и пространств в сочетании с созданием инфраструктуры путей движения на велосипедах.

– Раскрыть застройку центра города к прибрежным пространствам реки Преголи, расширить функции городской среды у воды за счет организации водного туризма, экскурсий, отдыха и создания инфраструктуры сервиса.

Немного истории

Окунемся в Кенигсберг. С 1920 года ландшафтный архитектор Эрнст Шнайдер создает масштабные градостроительно-ландшафтные комплексы («зеленый пояс»), Южный парк (40-летия ВЛКСМ), променады Замкового и Верхнего прудов. «Зеленый пояс», созданный на месте утерявших свое значение к концу 19-го века фортификационных сооружений, охватывает город гигантским кольцом протяженностью 15 км и общей площадью 1 400 000 (один миллион четыреста тысяч) кв. м.

Линейные ландшафтные комплексы рассекали плотную городскую ткань в западном, северном, южном и восточном направлениях, вводя в центр города внешнее зеленое рекреационное пространство.

Идеям Шнайдера – вторую жизнь

Проектное предложение калининградских архитекторов развивает идеи архитектора-ландшафтника Э. Шнайдера, сохраняет и благоустраивает территории водно-зеленых бассейнов прудов и линейно-пространственных зеленых комплексов. В их проекте система планировочных элементов озеленения городского пространства образует единую архитектурную ландшафтную композицию в масштабе всего города:

– Север-Юг – ландшафтный комплекс Верхнего и Нижнего прудов с системой каскадов на Центральной площади с устройством озелененной пешеходной платформы над Московским проспектом и далее по восстановленным мостам на остров Канта, по бульвару к концертному залу и к Южному парку.

– Восточно-Западный зеленый комплекс состоит из пешеходного бульвара, ведущего от парка Победы по пешеходному надмагистральному переходу к бульвару 16-го микрорайона, далее через площадь у спорткомплекса «Юность» на остров Канта и Солнечный бульвар с дальнейшим проходом под эстакадой 9 Апреля в новый спортивно-выставочно-деловой центр города. Зеленую композицию этого направления предлагается с восточной стороны замкнуть новым гидропарком с искусственными водоемами и каналами.

– Набережные реки Преголи предлагается освободить от всех производственно-складских сооружений, превратив в благоустроенные скверы и бульвары у воды с насыщением их малыми архитектурными формами, спортивными и детскими игровыми площадками, кафе и др.

Транспорт: ограничение нагрузки на территорию

Транспорт из центра нужно максимально выводить. Прежде всего – отказаться от строительства новых торгово-административных комплексов как центров притяжения транспорта. Для размещения крупных торгово-развлекательных объектов могут быть созданы подцентры на пересечении вылетных магистралей с главной кольцевой дорогой Калининграда (как это планируется в настоящее время на пересечении Кольцевой и Советского проспекта). На пересечении Большой кольцевой дороги и проспекта Победы (вылетная магистраль на Балтийск) может появиться другой подцентр – Прегольский транпортно-деловой район. Концентрация в одной точке судоходного канала, железнодорожных путей и кольцевой автодороги при наличии свободных незастроенных территорий делает создание такого подцентра технически возможным и экономически целесообразным.

Калининградские архитекторы считают целесообразным строительство дополнительной эстакады «Литовский вал – проспект Калинина», замыкающей внутреннее транспортное кольцо и снимающей значительные транспортные нагрузки на центральную часть города. А также предлагают проработать систему развязок в разных уровнях на примыканиях к новому кольцу основных вылетных магистралей города (Советский проспект, ул. А. Невского, Московский проспект, ул. Дзержинского, ул. Суворова) и в зонах Северного и Южного вокзалов. В целях упрощения развязок (прежде всего в зонах сложившейся плотной застройки) предлагается организовать одностороннее движение по внутреннему кольцу. По их мнению, имеет смысл проработать комплекс организационных мероприятий по ограничению транспортной нагрузки на центральную часть города (парковки перехвата, поочередный выход на трассу машин с четными и нечетными госномерами и др.).

Королевская гора как историко-культурный центр

Цитата из презентации проекта: «Восстановление замка в его историческом виде, на наш взгляд, не имеет смысла. Мы считаем, что ценность этого архитектурного памятника в его подвальных помещениях, которые необходимо раскопать, реставрировать и использовать в туристических целях. Остальную территорию замка, весь его большой двор предлагается накрыть пространственной металлической конструкцией и использовать в дальнейшем для проведения массовых мероприятий (концертов, митингов и др.). На больших экранах возможен показ документальных фильмов по истории замка, здесь же возможны выставки сохранившихся отдельных архитектурных деталей, макетов старой части города».

Здание Дома Советов предлагается реконструировать с организацией нескольких расположенных друг над другом атриумных пространств, помещений и видовых террас на крыше.

Перед зданием Дома Советов предлагается организовать Центральную площадь, раскрытую на южную часть города путем возведения открытой платформы над Московским проспектом, что обеспечит композиционную и пешеходно-велосипедную связь Центральной площади с благоустроенными набережными и островом Канта.

Для повышения архитектурных качеств застройки на восточной стороне площади вдоль улицы Зарайской предлагается строительство многофункционального комплекса зданий с размещением в нем крупной гостиницы и офисов.

В зоне перепада рельефа предлагается выполнить систему каскадов и фонтанов, что является логическим продолжением старинного каскада между Верхним и Нижним прудами.

Новый спортивно-выставочно-деловой центр города

Новый офисный центр «Калининград СИТИ» предлагается разместить в пойменной зоне восточнее магистрали 9 Апреля. Предлагается также в эту зону вывести выставочный комплекс «Балтик-Экспо». Здесь же предусматривается размещение главного стадиона города с трибунами на 30 000 мест, группы спортзалов, плавательных бассейнов, большой аквапарк и водноспортивный клуб. Новый спортивно-выставочно-деловой центр города дополняется системой каналов, искусственных озер. Восточнее спортзала в пойменной территории возможно создание крупного гидропарка. Здесь же предполагается создать марину для приема яхт.

Жилые кварталы центра

Жилые кварталы центра, характеризующиеся большим процентом панельных домов 60-80-х годов постройки, подлежат поэтапной комплексной реконструкции. Обязательным условием такой реконструкции должно быть соблюдение принципа кратерности (ярусности): в центре кратера – старое красивое здание, от него – новая застройка с постепенным повышением этажности.