Инстербург: концепция возрождения

01 сентября 2013

В этот раз «СИ» обратил свои взгляды на восток области, к одному из древнейших орденских комплексов региона – замку Инстербург. Предлагаемый нами к изучению материал нельзя назвать полноценным архитектурным проектом. Скорее, это концепт-идея, форэскиз. Его разработкой занялись сегодняшние «жители» замка: историки, культурологи, художники и архитекторы, представляющие центр прикладной культурологии «Дом-замок Инстербург». Они вложили в форэскиз свои пожелания и представления о том, каким должен стать восстановленный замковый комплекс. При этом была предпринята попытка решить достаточно сложную задачу: как развернуть ориентированный на жизнь внутри замок-крепость ко всему остальному миру, превратив изначально замкнутый комплекс в центр международной разноплановой общественной жизни.

В форэскиз легли разработанные ранее проекты по восстановлению замка, а также решения по реконструкции отдельных его частей. Однако основой послужили замковые карты разных времен. Поэтому для начала давайте вспомним, что представлял из себя комплекс Инстербург до своего финального разрушения в 1945 году.
Для строительства крепости Инстербург (ее литовское название Исрутис) сначала как деревянного сооружения было выбрано место на берегу реки Ангерапп, недалеко от слияния с Инстером. Четыре различных крыла, образующих квадрат, возникли один за другим. Вероятно, юго-восточное крыло было построено первым. Оно превосходит все другие по ширине – видимо, в нем размещались основные помещения и капелла. Наружные стены строились из полевых камней до высоты около двух метров. Выше использовались кирпичи в готической связке.
Главная часть замка – цитадель (замкнутое, квадратное в плане двухэтажное здание с мощными глухими наружными стенами и внутренним двором с колодцем посредине) – служила для проживания орденских братьев и деятельности конвента округа. В середине этого замкового двора площадью 500 кв. м находился глубокий колодец, из которого с помощью большого колеса подавалась вода. Там располагалась автономная система водоснабжения. Цитадель имела единственный вход арочного очертания в западном крыле.
Примыкающее перпендикулярно крыло было наиболее узким, в нем размещались покои смотрителя и помещения для гостей. Из-за многочисленных перепланировок внутренних помещений трудно определить их первоначальное предназначение. Первый этаж основного здания со стенами из булыжника толщиной 6-12 футов покоился на сводчатых погребах.
Форбург, который примыкал к основному зданию, служил сборным пунктом для войск. Он представлял собой замкнутое оборонительными стенами вытянутое пространство, очертаниями повторяющее контур вершины холма. Оборонительные стены ломаного очертания фланкировались по углам двумя высокими дозорными башнями с бойницами. Верх тяжелых стен форбурга завершался боевым круговым ходом – вергангом, перекрытым крутой скатной кровлей.
Замок Инстербург в сохранившемся позднем виде имел характерные черты восточно-прусского типа средневековых оборонительных сооружений. Замковый комплекс по-прежнему состоял из цитадели (конвентхауза) и форбурга.
Отметим, что замок неоднократно сжигался и восстанавливался. Во время Второй мировой войны в 1945 году замок подвергся бомбардировке и пострадал от пожара. До наших дней он дошел уже в полуразрушенном состоянии. В подлинном виде сохранились южные хозяйственные постройки форбурга вместе с оборонительной стеной, часть оборонительной стены, примыкающей к цитадели с восточной стороны. От самой цитадели осталась лишь коробка наружных стен за исключением западного крыла. Оказалась уничтожена и последняя башня замка – Пайнтурм. Северо-западная и северная сторона форбурга также не сохранились. Вот с этим военным «наследием» и предстояло работать авторам концепции.

Идеи по восстановлению замка
Разработанный форэскиз предлагает восстановить замковый комплекс в соответствии с нуждами Центра прикладной культурологии. Так, в частности, в крыше административного корпуса на площадке в 600 кв. м авторы предлагают построить хостел для размещения молодежных организаций и туристов. В здании бывшей конюшни расположить универсальный выставочно-концертный комплекс. Проектом предусматривается восстановление башен Пайнтурм и Северная с последующим размещением в них библиотеки и обсерватории. В хозяйственной части между двумя этими башнями авторы концепции предлагают создать мини-апарт-отель. Пять полноценных квартир с отдельными входами, кухнями, мансардами, входом в замковый подвал дадут возможность посетителям замка прочувствовать саму идею: «каждый сможет встретить утро в замке».
Проектом подразумевается восстановление Северной башни согласно разработанной литовскими архитекторами документации. Вообще, авторы оказались неравнодушны к башням. На одной из старых карт сотрудники насчитали 37 подобных строений на территории комплекса. (По-прежнему остается загадкой, соответствует ли такой подход действительности). Авторам эта концепция оказалась настолько близка, что они предложили усеять всю территорию комплекса башнями и башенками различной высоты и тематического наполнения. Отметим, что перечисленные выше идеи неоднозначны и до сих пор вызывают споры между создателями концепции. Так или иначе, за Северной башней авторы видят здание театра с крытой сценой, башню, где расположится административный центр комплекса, и здание, куда переселится галерея народного творчества.
Нет единого решения по главному самому старому корпусу замка – разрушенной цитадели. Сейчас сохранился лишь ее внешний контур. Так, опираясь на опыт французского реставратора Эжена Эммануэля Виолле-ле-Дюка, авторы намерены не восстанавливать цитадель в полном объеме, а «одеть» ее в леса. Они поддержат стены и в то же время смогут работать как арт-площадки для обозрения и театральных представлений. Таким образом, утверждают авторы концепции, сохранится эффект постоянно строящегося (а значит, обновляющегося) замка, ведь дому, где забит последний гвоздь, придет смерть.
Есть и другой вариант укрепления цитадели, предложенный немецкими архитекторами, – это создание во внутреннем пространстве здания укрепляющих контур здания строений. Существует и предложение «восстановить» главный корпус с помощью лазерной световой инсталляции.
Интересны предложения авторов по обустройству внешней части замка. Они заимствовали их из архитектурного решения по замку Александра Кирьянова. За замковой стеной должен появиться новый Инстербург: ремесленный городок, ресторанная зона, информационный центр. Также запроектированы заповедник аркадного типа и прогулочные зоны на территории бывших вергангов. Соединять замок с «миром» должна система мостов.