Королевский квартал на улице Дачной: исторический облик и современный функционал

20 апреля 2017

Хорошо известный калининградцам торговый центр «Запад39» начал свое преображение. По задумке владельцев он должен стать новой визитной карточкой города. Оригинальный проект предполагает воссоздание фасада знаменитого Королевского замка, появление уютного жилого квартала и аутентичной ярмарочной площади.

О будущем облике торгового центра «СИ» рассказали управляющий группой компаний «Запад39» Илья Васильев и один из авторов проекта, руководитель архитектурного бюро «Тандем» Александр Зуев.

 

СТАРЫЙ-НОВЫЙ КЕНИГСБЕРГ

Вдохновением для идеи проекта послужило милое местечко в 40 километрах от Барселоны – аутлет La Rocca Village, хорошо знакомый всем любителям шопинга в Европе. Это самый настоящий городок распродаж – со своей неповторимой архитектурой и огромным ассортиментом товаров известных мировых брендов.

Что такое аутлет?

Это давно завоевавшее популярность на Западе явление начинает набирать обороты и в России. Аутлет-центр или аутлет – это определенный формат торгового центра, который специализируется на продаже одежды известных брендов со значительными скидками. Все Outlet Centre можно разделить на три вида:

  • монобрендовый аутлет, который представляет только один бренд (например, Armani и D&G в Италии);
  • мультибрендовый аутлет в виде обычного торгового центра, в нем представлено много наименований брендов (Foxton на границе Швейцарии и Италии);
  • мультибрендовый аутлет в виде «деревни», представляющий собой множество отдельно стоящих магазинчиков, объединенных в одну «деревеньку» (Serravalle рядом с Генуей).

Концепция реконструкции торгового центра «Запад39» предполагает создание такого же «города в городе», при этом его архитектура воссоздаст хорошо знакомые всем по открыткам виды Старого Кенигсберга.

Внутри обновленного комплекса посетители найдут немало интересных и запоминающихся элементов. Так, на первом этаже появится обширная зона отдыха со скамейками, фонарями и эксклюзивным фонтаном. При необходимости это пространство превращается в ярмарочную площадь.

«Архитектура нашего комплекса будет напоминать Старый Кенигсберг: острые скаты крыш, створчатые окна и шпиль – главная башня Королевского замка. В других элементах фасада можно будет узнать цирюльню, аптеку, магазин – здания, реально существовавшие в Старом Кенигсберге. Мы хотим сохранить традиции, историю. В дальнейшем у нас здесь будут созданы аутлеты, как в Берлине, Италии или Германии – с неповторимой архитектурой и товарами ведущих мировых брендов: Hugo Boss, Armani и других», – рассказал Илья Васильев.

«Заказчик поставил перед нами непростую, но интересную задачу – воссоздать на улице Дачной частичку Восточной Пруссии с присущей ей камерностью и вольным торговым духом, – пояснил Александр Зуев. – Перед началом работы над проектом мы изучили архивные материалы, старинные фотографии и открытки. И, конечно, впечатлились прогулками по нашим небольшим историческим улочкам».

В отделке комплекса предполагается использование аутентичных материалов, подчеркивающих исторический облик сооружений. Будут применяться проверенные годами керамические блоки, облицовочный кирпич, керамочерепица и специально обработанная древесина.

 

«Центральный вход в торговый центр будет перенесен. Благодаря этому вошедшему внутрь посетителю сразу откроется панорамный вид на весь первый этаж, – пояснил автор проекта Александр Зуев. – Продуманное расположение эскалаторов создаст эффект бесконечности пространства. Внутренний дизайн и оформление выполнены в средневековом стиле. Вывески магазинов созданы в технике ковки, в торговой галерее присутствуют старинные акценты, такие как кованые фонари и скульптуры».

Грамотная планировка также позволит разместить на первом этаже зону отдыха со скамейками и доступом к Wi-Fi. В предпраздничные дни эта зона будет оформляться тематической выставкой: например, огромными пасхальными яйцами, разукрашенными посетителями. В День святого Валентина скамейки превратятся в романтически оформленные «скамейки для двоих».

Благодаря надстройке П-образного балкона площадь второго этажа после реконструкции увеличится. На нем разместится выставка картин и фотографий Старого Кенигсберга и современного Калининграда.

Сейчас в ТЦ «Запад39» более 6 тысяч кв. метров коммерческих площадей и 120 торговых точек. Их количество планируется увеличить вдовое за счет надстройки еще одного этажа. Его планировка задумана в стиле городской улицы со множеством магазинов. Стеклянная крыша создаст эффект открытого пространства. В «конце улицы» посетителей будут встречать сцена и живая музыка. Также на третьем этаже ТЦ планируется открыть «Ресторанный дворик». Отведать блюд различных кухонь мира гости центра смогут под музыкальное сопровождение коллективов города. На сцене периодически будут проходить детские праздники и розыгрыши призов, а также трансляции спортивных мероприятий, в том числе чемпионата мира – 2018.

По словам авторов проекта, в стенах парадной части замка разместится филиал Калининградского музея янтаря. Здесь полностью будет реконструирован Зал коронации, а также представлена уникальная коллекция археологических находок Кенигсберга.

В главной башне расположатся салоны калининградских handmade-умельцев: мастеров прикладного творчества и рукоделия, изготовителей изделий из янтаря, декораторов, создателей авторских шедевров. В их распоряжении окажется площадь в 800 «квадратов».

 

Уютное жилье для любителей истории

Владельцы решили полностью облагородить этот район на улице Дачной. Поэтому на площади перед торговым центром «Запад39» появится презентабельный и уютный жилой комплекс «Королевский квартал». Он призван стать составной частью общей концепции развития торговой исторической сферы Калининграда.

Каждый дом займет площадь около 2,5 тысячи «квадратов». На первом этаже разместятся аутлеты – те самые магазины с недорогими брендовыми вещами. Со второго по четвертый этаж расположатся одно- и двухкомнатные квартиры площадью 36 и 46 кв. метров, а также мансардные апартаменты площадью 72 «квадрата». В одном из домов разместится хостел.

 

Благоустройство территории

Площадь перед торговым центром тоже послужит своеобразным «магнитом» для посетителей. Помимо круглогодичной работы детских аттракционов, уличных кафе и лавок мастеров в ТЦ «Запад39» будут проводиться сезонные мероприятия: новогодние и пасхальные ярмарки, елочные базары, масленичные гулянья, фестиваль уличной еды «Стритфуд» (калининградский аналог Октоберфеста). Планируется даже проведение рыцарских турниров.

Также предполагается, что площадь в любое время года будет использоваться городскими художниками как «место вдохновения». А памятник жене герцога Альбрехта Прусского Доротее, который будет установлен здесь же, станет популярен среди молодоженов, ведь согласно городской легенде она является покровительницей семейных пар.

Вдоль улицы Дачной будут обустроены пешеходные зоны. В середине появятся небольшой сквер, фонтаны.

«Зона между торговым центром и жилыми домами запланирована как пешеходная, – рассказал Александр Зуев. – Парковка более чем на 300 машино-мест будет перенесена на восток – на заднюю часть территории. Прогулочную зону нам хотелось бы замостить брусчаткой. Здесь же разместятся сквер и детская площадка».

 

Визитная карточка города

Владельцы торгового центра отмечают, что его новый облик должен привлечь не только горожан, но и туристов: российских и иностранных.

«Сейчас достигнуты договоренности с рядом туристических компаний для внесения новой точки притяжения, нового «туристического магнита» в экскурсионные маршруты Калининграда. Кроме того, торговый центр появится в системе городской туристической навигации, а это значит, что горожане и гости города без труда смогут найти и добраться до ТЦ «Запад39», – рассказал Илья Васильев.

Внутренняя реконструкция торгового центра уже началась: постепенно интерьеры начинают преображаться. Так, уже появились ворота с историческими гербовыми изображениями, уменьшенная копия водонапорной башни. Открыто симпатичное кафе в европейском стиле. На первых этажах начато возведение аутлетов. Также приступили и к наружной отделке: заведены несущие колонны, осталось только сделать фасад и начать надстраивать второй этаж. Самая большая часть сооружения – это шпиль, в высоту он будет достигать 46 метров.

По словам Ильи Васильева, сдать жилые дома планируется в августе этого года. На данный момент уже полностью залит фундамент, произведены все земляные работы, проложены сети. Основная работа – это заливка бетона, перекрытий для того, чтобы эти дома стояли долго. Завершить же реконструкцию здания торгового центра планируется через год.

 

«К началу ЧМ-2018 – как раз успеем к приезду туристов, – рассказал Илья Васильев. – Куда обычно водят гостей города? Как правило, в Рыбную деревню. А мы хотим сделать так, чтобы визитной карточкой Калининградской области стал именно наш Королевский квартал. Чтобы туристы, которые приедут сюда в 2018 году, увидели, как же у нас красиво». 

 

На территории комплекса будет установлен памятник герцогине Доротее Датской, которая по городской легенде является покровительницей молодоженов. По историческим данным, 12 февраля 1526 года она вышла замуж за Альбрехта Прусского. Их отношения славились взаимопониманием. Пока на датском престоле царствовали ее отец и брат, Доротея обеспечивала хорошие отношения между королевством Дания и герцогством Пруссия. В браке у них было шестеро детей.

 

Здания возводятся из универсального материала для строительства практически всех типов конструктивных элементов сооружений различного назначения – блоков из ячеистого бетона (производитель завод «Аэроблок»). Их состав экологичен,  обладает отличной теплоизоляцией, высокой огнестойкостью долговечностью и экономичностью.

 

Благодаря пористой структуре это единственный стеновой материал, который не требует дополнительного утепления. По своей прочности соперничает с камнем, но легче его в пять раз.