На всех парусах: концепция судоремонтной верфи в Балтийске

16 июня 2017

Строительство и ремонт судов в Калининградской области – явление историческое и знаковое. 

В 2014 году руководство калининградского завода «Янтарь» предложило создать в нашем регионе кластер, представляющий собой компакт-верфь. В нем объединились бы более 30 профильных предприятий из России, Испании и Италии. Свою заинтересованность выразили компании из Финляндии и Швеции. Пока проект находится в разработке, выпускница архитектурного отделения Калининградского Государственного Колледжа Градостроительства, бакалавр Уральской архитектурно-художественной  академии в Екатеринбурге, а ныне студентка Академии художеств в Санкт-Петербурге Лилия Моргунова предложила свое видение модернизации одного из крупнейших предприятий области – АО «33 Судоремонтный завод» в Балтийске. 

Тема бакалаврской работы Лилии была выбрана не случайно. В России судостроение занимает одну из ведущих позиций в промышленности по количеству выпускаемой продукции, значимости в смежных отраслях и экономике страны в целом. Здесь соединены последние инновации, которые используются в металлургии, электронике и машиностроении. Но в последнее время особенно заметной стала острая необходимость в реконструкции и переоборудовании всей отрасли из-за вероятности перегрузки предприятий, выпускающих суда. Модернизация существующих объектов стала бы решением проблемы.

«На сегодняшний день сложилась тенденция выносить промышленные предприятия за черту города, – рассказывает Лилия. – Учитывая тематику проекта, сложность заключалась в том, что объект необходимо было запроектировать в непосредственной близости от водных ресурсов, не создавая помехи уже сложившимся путям судоходства. Проанализировав все данные, я решила выбрать для проектирования территорию АО «33 Судоремонтный завод» в Балтийске. В настоящее время здесь находятся два плавучих дока для ремонта судов, несколько складов и административных зданий. Чтобы не нарушать производство и постепенно вводить в эксплуатацию новое здание верфи, я предложила постепенную постройку нового предприятия взамен старого. Это позволит не только сохранить текущий плановый выпуск продукции, но и значительно увеличить объем выпускаемой продукции».

В работе Лилии применен принцип планировки городского ансамбля, отличительной чертой которого является то, что крупное архитектурное сооружение становится организующим центром большого городского пространства. Также в проекте учтены специфика местоположения и уже сложившаяся застройка.

Новая городская инфраструктура выполнена в характерной стилистике старого города с учетом европейского взгляда на постройку жилых зданий. Архитектура комплекса изменяется по ходу движения с запада на восток: от старой части города через новую и далее к зданию верфи. Сама верфь располагается в северной части полуострова Русский и запроектирована таким образом, чтобы стать одной из главных достопримечательностей самой западной точки России.

Архитектурный комплекс выполнен в стиле деконструктивизма, отличительные особенности которого – вторжение в городскую среду, неожиданные изломанные линии, усложненность, а также нарочито деконструктивные формы. Сам комплекс состоит из трех частей:

– главного здания;

– переходов;

– доков (три отсека).

 

 

Главное здание

В главном здании с 1-го по 4-й этаж запроектированы административно-бытовые помещения: комната охраны, кабинеты, столовая, спортивный зал, конференц-залы; 5-й этаж отдан под инженерные коммуникации. С 6-го по 16-й этаж должны располагаться цеха мелкого производства и сборки. На 18-м и 19-м этажах – закрытая и открытая смотровые площадки.

«Основой главного здания служит псевдостилобат с 1-го по 4-й этаж, – рассказывает автор проекта. – Эта конструкция визуально объединяет несколько зданий в одно. Остальная часть башенного типа с различной площадью за счет изменения внутреннего объема помещений, венчают здание обзорные площадки, это придает ему некое подобие маяка. Варьирование площади этажей стало возможным за счет выбора особой конструктивной системы, где основой служит ствол здания».

Отличительной особенностью здания является большая плоскость остекления, что стало возможным благодаря достаточно теплому климату Калининградской области. Переходы между главенствующими объемами выполнены в более мягкой форме и органично вписываются в планировку самого здания. Они плавно направляют взгляд к следующей части комплекса.

 

 

Доки

Далее следуют три дока, различные по величине, но схожие по структуре планирования. Каждый док представляет собой помещение ангарного типа, на которое словно «навешаны» этажи с производственными цехами. В качестве связи использованы небольшие переходы для быстрой транспортировки необходимого оборудования и пешеходных потоков.

«Конструктивной основой зданий является железобетонный короб, на который опираются различные по своей форме стальные рамы, – поясняет автор проекта. – В основу формообразования этих рам лег квадрат как идеальная фигура для проектирования. Соединяясь с прямоугольной основой и являясь изначально декоративным решением фасада, рамы увеличиваются и становятся уже конструктивной особенностью доков. Это служит своего рода символом окончания производственного цикла судна. В качестве заполнения между рамами выбрано структурное остекление. С южной части фрагментарно используются солнечные панели для получения дополнительной энергии. Инженерные блоки здесь располагаются на последних этажах доков. Для доступа к ним используются лестницы, которые делят продолговатые монотонные объемы доков и служат промежуточными этапами на протяжении всех частей здания».

В проекте технологическая схема использована так, чтобы уменьшить площадь застройки и создать наиболее эффективные условия для сооружения судов – от начала сборки и производства мелких деталей до финальной точки. Для этого предусмотрены шлюзы, которые служат барьером от проникновения воды в помещения. При их открытии возможен спуск судов на воду.

 

 

Цветовое решение

В качестве основного цветового решения выбрана монохромная гамма.

«Белый должен придать легкость и воздушность зданиям, оттенки серого и сочетание грубой стали – подчеркнуть структуру всей формы. Широкое использование остекления позволит создать эффект морской волны. В качестве дополнительного цвета был выбран бирюзовый. Он используется в главной части здания и визуально направляет зрителя к докам», – поясняет Лилия.

Проектом также предусматривается разработка нового городского района для работников и сотрудников предприятия, что позволит увеличить привлекательность этого объекта. С точки зрения автора, реализация проекта могла бы не только дать новую жизнь всей отрасли, но и вернуть Балтийску славу жемчужины кораблестроения.

 

– Актуальность направления, выбранного автором проекта, несомненна. Исторически сложилось так, что Балтийск формировался как портовый город. Благодаря возможности прямого выхода в море из Калининградского залива, природному ландшафту, уникальному климату и незамерзающей акватории именно эта территория постепенно стала развиваться как основная база для содержания гражданского, торгового и военного флота.

Проект позволяет увидеть производственный комплекс в стилистике старого города. При этом интересен зональный подход: совмещение современных урбанистических течений для промышленного сегмента и жилой зоны. Автору удалось сохранить логику преемственного градостроительного развития. Концепция органична, продуманна, и, несмотря на подход к проекту с точки зрения художественного и креативного проектирования, автор ознакомился со спецификой судоремонта и предусмотрел комплекс сухих доков.

Вместе с тем, связать островную часть с материком вантовыми мостами представляется нецелесообразным и малоэффективным из-за неполноценной востребованности данной дорожной инфраструктуры (островная часть носит камерный характер, ориентированный на производственный сектор) и, собственно, площади самого объекта модернизации, а также требований по обеспечению высотности для прохождения во внутреннюю гавань.

При этом особо следует отметить дух концепции, где автор совмещает промышленное предприятие и популяризацию водных видов спорта. Размещение стоянок для яхт и маломерных судов должно создать благоприятный инвестиционный климат и сделать город привлекательным для туристов. При этом проект носит социально ориентированный и административный характер, что еще раз подчеркивает единство и значимость предприятий промышленности в сегменте экономики субъекта. Его реализация могла бы содействовать развитию малого и среднего предпринимательства.

АО «33 судоремонтный завод» сейчас