Новая жизнь улицы с историей: реконструкция проспекта Мира

17 ноября 2016

Проспект Мира расположен в одном из самых сохранившихся после войны районов города. Он уникален своей исторической структурой и системой прилегающих улиц. На всем протяжении проспекта расположены крупные городские объекты: зоопарк, стадион «Балтика», Центральный парк культуры и отдыха, Калининградский областной драматический театр и т. д., каждый из которых основан более 100 лет назад и имеет важное историческое и культурное значение.

Однако сейчас некогда главная улица города во многом утратила свою функцию. Вдохнуть новую жизнь в проспект Мира взялись молодые екатеринбуржские архитекторы мастерской «ПрофГеоПроект» совместно с калининградскими краеведами, экскурсоводами и волонтерами.

В ритме города

Более 400 часов в течение 6 дней архитекторы с помощью добровольцев проводили наблюдение за проектируемой зоной. Наблюдателей интересовал вопрос, как взаимодействует некогда главная улица Калининграда с его жителями и гостями утром, днем и вечером.

По итогам наблюдения выяснилось, что на проспекте Мира «центральные» функции выполняет только восточная сторона, но и она отделена от действительно центральной части города «псевдоцентром». Были выделены следующие зоны:

– «псевдоцентр» – ул. Театральная, пр. Мира, ул. Ушинского, сквер Энергетиков – со слабой активностью туристов и горожан;

– территория от ЦПКиО до драмтеатра с большим числом молодежи и высокой активностью в любое время суток;

– неструктурированная территория на ул. Грекова;

– территория от ул. Карла Маркса до ул. Бассейной, где расположено много потенциальных нереализованных рекреационных зон;

– территория от ул. Бассейной до городского кладбища;

– территория так называемой «спальной Европы» – микрорайона от Цветочного рынка до ул. Чкалова.

Также наблюдатели выявили следующие особенности:

• На всем протяжении проспекта явно не хватает пешеходных переходов и светофоров со звуковым сопровождением для слепых.

 • Многие остановки общественного транспорта устроены так, что, сидя на них, не видно приближающегося транспорта. Ожидающие встают ближе к проезжей части и мешают пешеходам. Многие остановки сами расположены на пути у пешеходов, занимая бо́льшую часть тротуара.

• Мало безопасных и комфортных мест для отдыха с детьми.

• Отмечено расхождение зон велопользования и велопарковок. Другие средства передвижения (вроде самокатов) практически отсутствуют из-за качества тротуарного покрытия.

• Почти нет мест для выгула собак с учетом их количества. Диспенсеры с пакетами для уборки за животными есть только на Поплавке. У некоторых магазинов присутствуют приспособления для привязи собак. Другой «собачьей» инфраструктуры нет.

• Лавочки расположены в основном в районе площади Победы. На всей территории от Польского консульства их фактически нет.

• Люди зачастую останавливаются и общаются на углах улиц, проводя там значительное время, при этом страдает проходимость территории.

• На всем протяжении проспекта отсутствуют общественные туалеты.

• Дисгармоничное автомобильное движение: на некоторых участках дороги (у ЦПКиО и напротив драмтеатра) машины набирают скорость перед нерегулируемыми пешеходными переходами. На угловых автопарковках вдоль проспекта машины заезжают капотом на проезжую часть. В некоторых местах автопарковки отсутствуют.

По итогам исследования уральские архитекторы разработали проектное решение, которое должно создать на месте проспекта современное, востребованное и комфортное для жителей и гостей города общественное пространство. Начали разработчики с природных особенностей территории.

 

Тень-солнце

Наблюдатели отметили, что весь год одна сторона проспекта находится в тени, а другая – на солнце. Это обусловлено направлением улицы с востока на запад. Пешеходы выбирают теневую сторону, когда жарко, и солнечную, когда холодно. Эта особенность должна учитываться при озеленении улиц и определять функционал каждой из сторон.

Тема воды

В Калининграде ярко выражена тема воды, и проспект Мира – не исключение: в нескольких местах его пересекает ручей, к нему примыкают пруд Хлебное (Поплавок) и озеро Дзержинец. Предлагается сделать доступ к этим водным объектам комфортным, чтобы они стали полноценными общественными пространствами. Вода должна быть открыта городу. На проспекте Мира есть разного типа водоемы: фонтаны, ручей (почти дикий, но в самом активном центре улицы). Последний объединяет разные значимые объекты инфраструктуры: зоопарк и ЦПКиО. При благоустройстве планируется очистка ручья и озера.

 

Зеленый город

Влажный климат Калининграда с мягкими зимами дает возможность максимально использовать озеленение в качестве дизайн-приема благоустройства. Предпосылками для этого также являются существующие традиции озеленения, характерные для проспекта Мира: палисадники, посадки грабов, старые большие деревья вдоль дороги, скверы вдоль улицы, рекреационный парк у озера Дзержинец, каштановая аллея, спортивный парк стадиона «Балтика», сливы и яблони в Амалиенау, зеленая зона вдоль ручьев Парковый и Воздушный, газоны трамвайных путей.

«Необходимо также учитывать уже разработанную концепцию Зеленого пояса Шнайдера – концепцию развития Вального кольца Калининграда. Это пояс пересекает проспект Мира такими значительными зонами, как ЦПКиО и зоопарк. Между ними предполагается пешеходная связь. Далее будут рассмотрены возможность и варианты такой связи в месте пересечения с проспектом Мира», – отмечают архитекторы.

Зеленый пояс Шнайдера. Концепция развития Вального кольца Калининграда

 

Утраченные дома

По итогам исследования истории проспекта были выявлены «артефакты» – следы прошлого. Причем как материальные: историческое мощение, ограждение, пожарные гидранты и др., так и нематериальные: память определенных мест, истории людей, ставшие историями города. Все эти находки определяют уникальность конкретной улицы и должны стать частью проекта благоустройства. Разработчики предлагают обозначить их сопровождающими табличками и вписать в туристический маршрут.

На местах утерянных исторических зданий архитекторы предложили установить интерактивные бинокли, «показывающие прошлое».

«Можно устанавливать в местах утерянных исторических зданий фрагмент такого здания, воссозданный в виде малых архитектурных форм: остановок, ларьков, павильонов с выставкой исторических фотографий», – отмечается в разработке.

Большим туристическим потенциалом также обладает такой исторический артефакт, как бункер на площади у цветочного павильона.

 

Эстетика для глаз

На протяжении всего проспекта наблюдатели выявили «визуальный мусор», созданный пристройками, маркизами, вывесками кафе, баров и магазинов. Так, например, вход в зоопарк «не читается» из-за его захламленности вывесками кафе и рекламой. Здесь нет согласованности по дизайну, цветовой гамме, материалам, что нарушает единый облик улицы и здания.

«Мы предлагаем создать регламент внешнего облика улицы. Например, маркиза не должна закрывать более 30 % площади витрины. Она может служить вывеской, если на ней разместить логотип или указать профиль деятельности заведения. В дизайне маркизы не должно использоваться более двух цветов. Конструкция, на которой крепится ткань маркизы, должна быть цвета здания или черного цвета. Маркизы нельзя изготавливать из твердых материалов. На маркизах нельзя печатать ничего, кроме логотипа и профиля деятельности компании и т. д.», – поясняют архитекторы.

 

Дороги без проблем

Уральские архитекторы также рассмотрели схему и специфику дорожного движения на проспекте, зафиксировав все недостатки на фото, и предложили пути решения проблемных моментов.

Пешеход всегда прав

Концепция предусматривает безусловный приоритет пешеходов за счет увеличения количества пешеходных переходов и обустройства их на перекрестках по всем направлениям, а при необходимости – установки светофоров. Также необходимо расширение тротуаров для развития социальной жизни улицы. Чтобы выровнять их поверхность, предлагается использовать мощение плиткой под клинкерный кирпич, который «перекликается» с кирпичной кладкой домов.

Как вариант предлагается использовать поднятые над дорожным полотном пешеходные переходы для снижения скорости движения транспортных средств.

Планируется озеленение улиц для комфортных прогулок даже в жаркий день, а для безопасности – установка освещения на всем пешеходном маршруте. Также предлагается поощрять активные и визуально проницаемые фасады первых этажей домов вместо глухих фрагментов стен.

«Уличная мебель, элементы благоустройства и активный фронт зданий превратят пешеходные маршруты в яркое и насыщенное общественное пространство», – отмечают архитекторы.

Сейчас на проспекте не везде обеспечен доступ инвалидам. Архитекторы предлагают организовать сужение проезжей части в местах переходов, оборудовать тактильную плитку, а также понизить уровень тротуара. При необходимости планируется установка светофоров со звуковым сигналом.

Маршрут для велосипедистов

Велосипедные прогулки должны стать безопаснее за счет снижения скорости движения на проезжей части или создания сети велосипедных путей. Взаимосвязанная сеть велодорожек, затеняющие элементы вдоль них, ровная поверхность и охраняемая велопарковка обязательны для удобного веломаршрута.

«Веломаршрут был разработан местным активным сообществом «Вело-град». Предложенная велотрасса осуществима, но, на наш взгляд, должна работать как дополнительная, прогулочная, т. к. она сильно петляет в стороны и уходит в парковые зоны. Перед нами стоит задача создания транзитного велотрека по всей длине проспекта Мира», – отмечают архитекторы.

Разработчики проекта предлагают создавать плотную сеть кратковременных велопарковок, особенно в местах сосредоточения повседневной инфраструктуры. Кроме того, можно дублировать велосипедные маршруты по типам: основные (транзитные) и прогулочные. Плотная сеть пешеходных и веломаршрутов должна иметь короткие и прямые соединения, что обеспечит доступ к товарам, сервисам и общественному транспорту.

Для организации выделенной велосипедной полосы существует ряд международных практик, в которых есть разные безопасные способы ограждения велосипедиста от транспорта: с помощью столбиков, бордюров и т. д. Самые подходящие из них могут быть реализованы на проспекте Мира.

 

Дороги для четырехколесных коней

Для автолюбителей предусмотрено более удобное передвижение по отношению к велосипедистам и пешеходам. Рассматривается возможность создания парковок с заездом на тротуар. Также от площади Победы до улицы Космонавта Леонова запланирована платная парковка, строительство которой должно закончиться до 2025 года.

Общественный транспорт

Согласно генплану на участке проспекта Мира восточней улицы Карла Маркса должны быть устроены полосы для общественного транспорта. При этом нужно выявить опасные места и приять меры для ликвидации причин аварийности.

Планируется создание плотной сети быстрых транзитных маршрутов, чтобы бо́льшая часть населения имела возможность перемещаться на комфортабельном общественном транспорте.

Рассматривается восстановление трамвайного сообщения и использование узкоколейки, которая уникальна и удобна на узких улицах небольших городов. Этот экологический вид транспорта существенно экономит метры проезжей части. Итоговая стоимость полосы оказывается не выше, чем строительство аналогичной по протяженности автомобильной дороги с ремонтом тротуаров.

«Исторически сложившийся профиль идеален для сегодняшней ситуации: выделенная полоса, узкая проезжая часть на 1-2 полосы, широкий тротуар с растительностью и мощением из мелкой брусчатки вдоль проезжей части. Исторические фотографии еще раз показывают, что «все новое – это хорошо забытое старое». Устройство профиля и транспорта было таким, каким мы предлагаем его сделать сейчас: с выделенной полосой для общественного транспорта и приподнятыми посадочными платформами над уровнем проезжей части для ожидания и посадки», – рассказывают разработчики.

 

Архитекторов смутили плохо обустроенные остановки общественного транспорта. В некоторых местах остановки и навесы отсутствуют. В качестве решения предлагается сооружение остановок в специальных «антикарманах», снабженных освещением и схемой маршрута, а также с кассами для продажи билетов, возможностью зарядить телефон, выйти в Интернет. Обеспечивать безопасность должны камеры видеонаблюдения.

 

 

Новый облик старинной улицы

Архитекторы также представили свое видение преображения основных точек на проспекте, имеющих наибольший потенциал.

Парковый ручей

На данный момент существует проект ТЦ «Сказка» с террасой вдоль Паркового ручья. Его плюс заключается в том, что терраса создает дополнительное общественное пространство для города. Минус: ручей и историческая арка моста закрыты от посетителей монолитным перекрытием террасы. Уральские архитекторы предлагают очистить Парковый ручей от заиливания, сделать его достоянием города и центром строящегося общественного пространства.

«В будущем руководством зоопарка планируется реконструкция заброшенного объекта возле Паркового ручья под кафе/ресторан. В рамках концепции Зеленого пояса Шнайдера предлагается организовать пешеходную связь вдоль Паркового ручья между реконструируемым объектом и ЦПКиО. Будущее кафе/ресторан может быть завершающей точкой маршрута по зоопарку или отдельным объектом притяжения, доступ к которому может быть обеспечен со стороны ЦПКиО вдоль Паркового ручья», – отмечают уральские архитекторы.

Площадь цветочного павильона

Сейчас цветочный павильон визуально закрыт от взгляда. Витрины заклеены баннерами, что делает его чужеродным для городской среды объектом. Он расположен в центральной значимой части улицы, но одновременно с этим функция павильона не предполагает привлечение большого количества людей одновременно. Вывески не подчинены единому дизайну, а цветовая гамма павильона не соответствует историческому облику улицы.

«Мы предлагаем «вывернуть» функцию павильона наружу, к городу. Раскрыть и превратить пустую площадь в благоустроенное общественное пространство. Совместно с открытием бункера площадь может стать активным местом для туристов, а значит, появятся дополнительные кафе, в том числе и летние веранды среди зарослей цветов, и дополнительные торговые ряды, которые будут частью городского маркета. Для туристов появятся сувенирные лавки. В межсезонье на площади можно устраивать временные локальные выставки на разные темы», – указано в проекте.

 

Площадь стадиона «Балтика»

На данный момент это пространство пустует в свободное от мероприятий время. При этом здесь можно организовать место повседневного отдыха в летнее время для горожан и туристов, а во время массовых мероприятий – площадку с небольшими локальными мероприятиями. На площади перед стадионом предлагается разместить летние кафе и павильоны, временные сцены для мероприятий, спортивные сооружения, в частности скейтборд-площадки.

«Основная функция площади – это вход на стадион. Но помимо парадной функции, которая востребована не так часто, предлагается наполнить площадь функциями повседневными – для местных жителей и приезжих студентов и туристов. Это может быть временная городская фурнитура, которая в сочетании с некапитальными летними кафе, освежающим фонтаном в тени высоких деревьев, а также популярным сквером по соседству может пользоваться большой популярностью у горожан, гостей и у студентов близлежащего колледжа в летнее время. Студенты, как показали социологические наблюдения, очень активно пользуются сквером между гостиницей «Москва» и стадионом «Балтика», поэтому площадь у входа на стадион будет гармонично дополнять и разнообразит эту сложившуюся зону отдыха», – комментируют архитекторы.

Фасадное решение

Сравнительный анализ существующей колористики фасадов южного и северного фронтов улицы показал архитекторам, что южный (теневой) фронт имеет более холодные оттенки цветов, притом что постоянная тень итак отпечатывается на этих фасадах холодными тонами. В общей линейке также очевидно бросаются в глаза дисгармоничные цвета. Такими колерами обладают, например, сооружение цветочного рынка, крыша здания ТЦ № 61-63, жилой дом № 132А и некоторые другие. В результате появилось предложение разработать общую концепцию колористики фасадов и заменить дисгармоничные цвета на колеры из предложенной архитекторами палитры.

«Лучшее решение по колористике фасадов – это то, которое было задумано автором архитектуры изначально для наиболее выразительной репрезентации идеи этой архитектуры. Поэтому правильным решением было бы максимально точно восстановить оригинальное колористическое решение, несмотря на изменившийся фасад. По исторической фотографии невозможно выявить оригинальный цвет фасадов, но можно выделить основные принципы первоначальной колористики», – пишут авторы проекта.

Так, при ближайшем рассмотрении было определено, что откосы окон окрашены в более темные тона по сравнению с фасадом. Этот принцип предложено повторить. Нижний этаж зданий максимально проницаем, витрины прозрачны, арки открыты или остеклены. Авторы считают нужным разобрать заложенные и заштукатуренные арки в центральной части фасада. Также планируется разработать регламент по размещению вывесок и упорядочить их в соответствии с единым стилем.

Представленный проект получил общую поддержку членов Градостроительного совета при главном архитекторе города. В декабре архитекторы представят расширенные предложения по возвращению проспекту Мира функции главной улицы города.