Проект нового Светлогорска

01 июля 2011

Автор: Надежда Абрамова

Проект «Альтернативный центр Светлогорска» был разработан в 2007-2008 годах по заказу руководства ООО «Калининградский вагоностроительный завод». Разработкой занималось ООО «Архитектурное агентство Михаила Селянина». Проект представляет один из вариантов развития калининградской «жемчужины Балтийского моря». Концепция развития получила одобрение у экс-губернатора области Георгия Бооса и вышла на правительственный уровень, однако кризис и сложности, возникшие в ходе согласования, смешали планы инвесторов, и в итоге проект «Альтернативный Светлогорск» остановился на стадии архитектурной концепции.

Общий проект предлагает новые принципы зонирования территории. Создание подобной полноценной концепции исключает саму возможность точечной застройки этой местности. Основной принцип, которым руководствовались архитекторы, – «вписывание» всех объектов в ландшафт при максимальном сохранении всех деревьев (реликтовых сосен – визитной карточки Светлогорска). Общая площадь застройки могла бы задействовать территорию почти в 30 гектаров, находящуюся в восточной части светлогорского побережья, где ныне расположен детский лагерь. Предложенная территория является территориальным резервом для развития города-курорта.
При планировании проектировщики хотели включить в концепцию несколько актуальных на тот момент для города строек: во-первых, возведение стадиона и музыкального театра, во-вторых, сделать возможной альтернативу зеленоградскому лечебно-грязевому центру. Одна из особенностей данного проекта, нехарактерная для приморских городов, – это отсутствие променадной зоны. Территориально всю концепцию можно поделить на несколько крупных строек.
На расположившемся в море намывном острове (глубина моря в этом месте менее 4 метров) предполагалось строительство «Президент-отеля» площадью 20 тысяч кв. м с вертолетной площадкой и маринами, позволяющими гостям города прибывать на собственном водном транспорте. Уходящий в море «корабль» площадью шесть тысяч кв. м предполагалось отдать под современный конференц-центр или ресторан. Соединять остров с материком должна проектируемая подъездная дорога, уходящая в глубь побережья. Именно здесь предлагалось формировать так называемую «игорную зону».
Трасса проходит через несколько корпусов центральной лечебно-курортной зоны. Еще один комплекс лечебно-оздоровительных центров запроектирован восточнее. На момент создания концепции светлогорские лечебно-профилактические санатории не справлялись с потоком желающих, поэтому появление трех корпусов бальнеологического центра (площадью почти в 30 тысяч кв. м) позволило бы Светлогорску стать лечебным курортом-альтернативой Зеленоградску. Ведь на протяжении всего Балтийского побережья почва насыщена лечебной голубой глиной.
Согласно проекту в восточной части расположен морской вокзал с маринами, эллингами и аквацентром. Изогнутая форма вокзала неслучайна: здесь проектировщики учли опыт Арабских Эмиратов в работе по сохранению пляжей – специальная буферная зона заставляет само море естественным путем намывать песок, и благодаря этому пляжная зона увеличивается. Морской вокзал соединен с центральной частью «нового Светлогорска» проектируемой дорогой, которая пересечется с «островной» трассой в центре «материка».
Именно здесь, в центральной части застройки, планировалось создание делового городка с несколькими киноконцертными залами, многофункциональным торговым центром. А на северо-востоке концепцию замыкает комплекс малоэтажной застройки. Все строительные объекты планировалось возводить из монолита и стекла с использованием современных технологий.