Школа будущего

01 августа 2010

Споры о том, какой должна быть новая современная школа, существуют столько же, сколько и сама школа вообще. Новый век многое изменил в представлении о ней – это и современные коммуникации, и современное электронное оснащение учебного процесса, и организация школьной среды, дружественной для детей по возрастным категориям.
Свежайший тому пример – архитектурный конкурс «Школа будущего», объявленный правительством Калининградской области. Конкурс, который как раз и имел целью определить, какой именно представляют себе архитекторы школу сегодня, тем более что конкурсные рамки решено было максимально расширить как с точки зрения пересмотра существующих норм (общепризнано, что они весьма устарели), так и в концептуальном плане.

Задачи вдохновили архитектурное сообщество не одного Калининграда – около двухсот конкурсных работ из сорока городов и весей России составили далеко не скудный банк проектов. Вдохновляли, впрочем, не только задачи – интерес подстегнуло и серьезное спонсорское обеспечение. Генеральным спонсором выступила «МСК-77» («Межрегиональная строительная компания – 77»), вложившая в призовой фонд наград победителям 1000000 рублей. Щедрость тем более похвальная, при том что по условию конкурса компании-спонсоры не имеют права выдвигать к участию в состязании своих представителей и свои эскизные проекты. Победителем в номинации «Профессиональный эскизный архитектурный проект общеобразовательной школы» стала работа московского архитектора Дмитрия Сергеева. Автор победившего проекта, как и большинство конкурсантов, отказался от стереотипных решений, определив для себя главное – создать для детей уникальную экологическую среду, в которой им было бы комфортно, безопасно и очень интересно в течение всего дня.
Важный шаг – ведь пространство формирует образ мышления, тем более пространство архитектурное, а существующая школа постепенно утрачивает способность развивать в детях творческое начало.
Проект Дмитрия Сергеева не таков.

И внутренние помещения, и двор новой школы по убеждению автора проекта не должны отнимать у ребенка ощущения детства. Не казарменный ордер, в котором классы, рекреации способствуют перегрузкам, нервным срывам и повышенной тревожности у детей, а дом, в котором ребенка должны любить.
Архитектор постарался создать пластичную и сложную объемно-пространственную структуру школы-города. Города, в котором существуют зоны разнообразного назначения, где все продумано для обеспечения не только учебно-воспитательного процесса, но и для развития детей по интересам и склонностям. Даже организация досуга построена так, чтобы ребенок и отдыхая продолжал развиваться эстетически, физически и интеллектуально. Школьный городок Дмитрия Сергеева имеет для этого широкие возможности – в традиционную структуру школьного здания вписались и школа искусств, и зона естественных наук с садом, экспериментальными площадками и даже собственным небольшим планетарием, и клубно-театральная часть, и, конечно же, просторный спортивный комплекс.
Причем все это по замыслу архитектора предлагается не как замкнутый, живущий своей жизнью организм, но как открытый культурно-спортивный центр для внешкольной работы с детьми и молодежью.

Само здание школы четко зонировано по возрастным группам: подготовительные нулевые классы; начальная ступень для 1-4-х классов; средняя школа для 5-9-х классов и старшая школа – 10-11-е классы с отдельными входами и собственными зальными рекреациями и внутренними двориками. Учебные классы расположены вдоль линии светового фронта с южной, восточной и юго-восточной стороны.
С севера выделен клубно-спортивный блок с помещениями для различных кружков, который одновременно связан и с общешкольным пространством, но и дает возможность использовать его для посещения более широкими слоями населения во внеурочное время. Для этого с другой стороны здесь устроен автономный вход. Таким образом, школа имеет три характерных фасада: основной школьный фасад с площадкой для проведения линеек, фасад начальной школы и фасад клубно-спортивной зоны.

Точное географическое местоположение «школы будущего» еще под вопросом. Скорее всего, это будет район Сельмы. Но что до поставленных задач, то конкурс их выполнил – регион получил множество оригинальных эскизных проектов общеобразовательной школы с учетом современных тенденций в архитектуре и строительстве, а профессионалы и студенчество архитектурных и педагогических вузов – поддержку в творческом горении.

Елена Чиркова
Фото Ольги Даниловой