Чего ждать от нового закона в сфере СРО

12 сентября 2016

 

Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства)». О том, для чего нужен новый закон и какие нововведения ожидают членов СРО, рассказывает президент Совета НП СРО «Национальное сообщество строителей» Александр Лященко.

Принятые поправки существенно меняют указанный отраслевой институт. В частности, Федеральный закон устанавливает случаи обязательности членства в СРО юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также очерчивает круг лиц, которым такое членство не требуется; закрепляет требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения ею статуса СРО; устанавливает нормы, регулирующие размещение средств СРО в кредитных организациях и их инвестирование, и вводит запрет на уплату взноса в компенсационный фонд в рассрочку, а также третьими лицами. Кроме этого, в целях повышения ответственности СРО в КоАП РФ вводятся новые составы административных правонарушений, предусматривающие административную ответственность за нарушение СРО порядка представления документов и сведений в целях ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, а также за нарушение требований законодательства о градостроительной деятельности о хранении документов.

 

МИХАИЛ МЕНЬ: «ПОПРАВКИ В ГРАДКОДЕКС – ПОСЛЕДНЯЯ ПОПЫТКА СПАСТИ СРО СТРОЙИНДУСТРИИ»

Глава Минстроя Михаил Мень назвал только что принятый закон последней попыткой выстроить нормальную работу саморегулирования в стройиндустрии. Говоря о том, в чем проявилась «искаженная гримаса нашего саморегулирования в строительстве», Михаил Мень указал на то, что в компенсационный фонд причинения вреда третьим лицам за всю историю существования саморегулирования в строительстве, по разным оценкам, было собрано до 100 млрд рублей, в то время как за все это время на выплату различных компенсаций из компфондов СРО строителей было потрачено чуть больше 70 млн рублей. По словам министра, эта цифра говорит сама за себя.

Важное изменение заключается в том, что появляется второй фонд возмещения за неисполненные контрактные обязательства, который становится основным. Кроме того, по мнению Михаила Меня, в связи с принятием нового закона произошли следующие важные изменения. Установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях именно для генподрядчиков, а малый бизнес освобождается от обязательного членства в СРО, поскольку исключена необходимость членства в СРО для лиц, выполняющих строительные контракты на сумму до 3 млн рублей.

Кроме того, дифференцированы взносы в компенсационные фонды СРО в виде значительного снижения размера взноса в компфонд возмещения вреда при обязательном взносе в фонд обеспечения договорных обязательств. Таким образом, произойдет раздвоение компенсационного фонда. Установлены новая система ответственности СРО за своих членов, а также система ответственности перед заказчиком одного лица – генподрядчика. По оценке министра, наконец-то саморегулирование в строительстве обретает человеческое лицо, для чего оно изначально и создавалось.

Глава Минстроя так пояснил этот шаг: «Вокруг этого было много шума. Двигаться в этом направлении нужно было. И облегчать жизнь малому бизнесу, безусловно, надо. Если небольшая компания малого бизнеса работает только на субподрядах и ей не нужно членство в саморегулируемой организации, это серьезный шаг навстречу малому бизнесу».

 

Особенности выбора банков для размещения средств компенсационных фондов СРО

Правительство РФ сейчас разрабатывает проект постановления о требованиях к банкам, в которых будут размещаться средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

Этот проект уже появился на официальном портале для нормативно-правовых актов, и согласно этому документу компенсационные фонды СРО должны быть размещены в кредитных организациях, соответствующих следующим требованиям:

• наличие генеральной лицензии ЦБ РФ на осуществление банковских операций;

• наличие собственных средств, размер которых (рассчитываемый по методике ЦБ РФ) не может быть менее 100 млрд рублей по состоянию на последнюю отчетную дату;

• отсутствие действующей в отношении банка меры воздействия, примененной ЦБ РФ за нарушение обязательных нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

По данным banki.ru, сегодня такому самому главному критерию, как наличие капитала не менее 100 млрд рублей, соответствуют лишь 12 кредитных организаций: Сбербанк России, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк, ВТБ-24, ФК «Открытие», ЮниКредит Банк, Промсвязьбанк, Московский кредитный банк, Райффайзенбанк, Росбанк.

Интересно посмотреть, какие ставки предлагают сегодня кредитные организации. По данным портала банковских услуг Bankchart, при размещении 100 млн рублей сроком на один год и с выплатой процентов в конце срока в Москве самую высокую ставку в размере 13,50 % годовых юрлицам предлагает только небольшой банк «Образование». Но он, увы, не соответствует критериям, опубликованным в правительственном проекте. В целом же диапазон ставок колеблется от 13,5 до 6 % годовых.

А среди банков, соответствующих критериям, опубликованным в правительственном проекте, наиболее высокую ставку предлагает Промсвязьбанк – 10,9 %, а далее следуют Росбанк – 9,19 %, ФК «Открытие» – 9,15 %, ЮниКредит Банк – 9,0 %, ВТБ-24 – 9,0 % и Сбербанк – 7,76 %. Другие банки из топ-12 банков, в которых разрешат размещать компфонды СРО, в этот список, к сожалению, не попали.

Впрочем, при отсутствии страхования вкладов для юрлиц эксперты не советуют вкладывать крупные суммы в небольшие банки. Особенно это касается саморегулируемых организаций.

 

Этапы выполнения требований нового закона для СРО строителей

В связи с принятием Закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» многие интересуются, как и в какой последовательности нужно будет работать над претворением в жизнь его требований.

Алгоритм работы над реализацией Закона № 372-ФЗ должен быть следующим:

– в срок до 1 ноября 2016 года саморегулируемым организациям нужно будет разместить средства компфонда в банках, перечень которых должен быть утвержден правительством. Но сначала правительство до 30 сентября 2016 года должно одобрить требования к российским кредитным организациям, в которых могут быть открыты спецсчета для размещения средств компенсационных фондов СРО; порядок и условия размещения средств компфондов саморегулируемых организаций. До этой же даты Центробанк должен утвердить порядок открытия СРО спецсчета в банке с учетом особенностей, установленных Градкодексом РФ, и форму договора по открытию спецсчета; а также форму справки (выписки) о средствах компфонда СРО, размещенных на специальных счетах в кредитных организациях. По этой справке СРО будут отчитываться о размещении средств компфонда в банках, утвержденных правительством;

– в срок до 1 декабря 2016 года членам CPО нужно будет самоопределиться о нахождении или выходе из состава саморегулируемой организации;

– в срок до 1 марта 2017 года руководство СРО при необходимости должно принять решение о слиянии с другой саморегулируемой организацией;

– до 1 июля 2017 года надо разработать и утвердить стандарты и внутренние документы СРО;

– до 20 июня 2017 года руководителям саморегулируемой организации нужно направить членам СРО уведомление и расчет размера взносов в компфонд;

– до 1 июля 2017 года исключить из состава членов СРО организации, не соответствующие требованиям закона;

– до 1 октября 2017 года сформировать органы управления СРО с внесением изменений в устав саморегулируемой организации;

– до 1 июля 2017 года принять решение и сформировать компенсационный фонд (или два фонда в зависимости от решения членов СРО);

 – до 1 сентября 2017 года члену СРО, добровольно прекратившему членство, вступить в СРО по месту регистрации с переводом его взноса в компфонд;

– в случае непредоставления в Ростехнадзор в срок до 1 октября 2017 года документов и сведений о компфонде саморегулируемая организация исключается из государственного реестра;

– до 1 августа 2016 года члену СРО довнести взнос в компфонд, если он был ранее уплачен не в полном объеме;

– члену СРО, добровольно прекратившему членство, вернуть деньги, уплаченные в компфонд. Срок возврата установлен длительный – с 1 июля 2021 по 30 июня 2022 года.

 

СМИ: «МИНФИН РФ ПЛАНИРУЕТ СОКРАТИТЬ СМЕТУ СТРОИТЕЛЬСТВА СТАДИОНА К ЧМ-2018 В КАЛИНИНГРАДЕ НА 830 МЛН РУБЛЕЙ»

 

Министерство финансов РФ предлагает сократить на 15 млрд рублей в 2017 году расходы на подготовку к ЧМ-2018, предусмотренные государственной программой развития физической культуры и спорта. В частности, на 3 млрд рублей планируется сократить расходы на возведение стадионов, из них на 830 млн рублей предлагается урезать смету строительства стадиона в Калининграде.

Расходы федерального бюджета на 2017-2019 годы на спорт, связь и науку будут обсуждаться на бюджетном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Из материалов Министерства финансов к совещанию известно, что в условиях замороженных на 2017-2019 годы бюджетных расходов на уровне 2016 года ранее считавшиеся приоритетными направления теряют иммунитет. 

Еще одной статьей для оптимизации расходов могут в 2017 году стать тренировочные площадки, финансирование строительства и реконструкцию которых предлагают сократить на 11,8 млрд рублей.

Согласно федеральному бюджету общая стоимость ЧМ-2018 составляет 166,8 млрд рублей в 2013-2018 годах. Пик финансирования должен прийтись именно на 2017 год.

Стоимость государственного контракта на строительство стадиона в Калининграде составляет 17,75 млрд рублей, из них в 2017 году было предусмотрено выделение 7,1 млрд рублей. 

 

«НАЦИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СТРОИТЕЛЕЙ» – ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ

В числе строительных СРО, неукоснительно соблюдающих действующее законодательство и обеспечивающих высокий уровень контроля над деятельностью строительных организаций-членов СРО, – НП СРО «Национальное сообщество строителей». Мы соблюдаем действующее законодательство, обеспечиваем
полную прозрачность своей деятельности. Предъявляемые требования к качеству деятельности стройорганизаций, входящих в партнерство, позволяют гарантировать высокое качество работы и предотвратить потерю репутационного капитала членами НП СРО «Национальное сообщество строителей». При этом контроль осуществляется с учетом особенностей деятельности каждой организации в целях недопущения помех в их основной деятельности. В НП СРО «Национальное сообщество строителей» отсутствует бумажная волокита, а финансовые затраты сведены к возможному минимуму. Не требуется нотариального оформления документов, подаваемых при вступлении. Есть постоянный контакт со специалистами, отвечающими за рассмотрение документов при вступлении в СРО. Это дает возможность рассмотреть документы вступающей организации и выдать допуск на право осуществления работ при соответствии документов требованиям законодательства в течение 3-4 дней. Для помощи в оформлении и подготовке документов проводятся бесплатные консультации. Членом НП СРО «Национальное сообщество строителей» могут стать организации из всех регионов РФ.