Перспективы развития саморегулирования в строительстве

02 февраля 2016

Что ждет СРО в ближайшие пять лет и какие поправки внесли в Градостроительный кодекс РФ в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства, рассказывает президент Совета НП СРО «Национальное сообщество строителей» Александр Лященко.

 

ЗАКОН О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРО ПРОШЕЛ ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ

 

Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, направленный на совершенствование законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства. Изменения предполагается внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, признать утратившими силу отдельные положения законодательных актов РФ.

Проект ФЗ, по мнению авторов, должен устранить выявленные на практике пробелы законодательного регулирования деятельности СРО в строительной сфере и усовершенствовать механизмы контроля за деятельностью таких СРО, а также повысить ответственность последних за качество строительных работ, производимых их членами. Разработкой документа занимался Комитет по земельным отношениям и строительству по инициативе Правительства Российской Федерации.

Проектом предлагается закрепить:

– правовой механизм противодействия «коммерческим» и иным недобросовестным СРО в виде введения запрета на уплату взноса в компенсационный фонд в рассрочку как самими членами такой организации, так и третьими лицами. Уточняются условия членства в СРО, а в случае ликвидации или реорганизации юридических лиц (членов СРО) – порядок прекращения их членства в такой организации;

– обязанность рассмотрения СРО обращений и жалоб на действия своих членов, а также уточняется процедура их рассмотрения;

– уточнение процедуры ведения Государственного реестра СРО и установления единых требований к форме предоставления сведений для внесения в Государственный реестр СРО, которую будет устанавливать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение Государственного реестра СРО в сфере строительства, – Ростехнадзор.

Согласно законопроекту за непредоставление или несвоевременное предоставление саморегулируемой организацией в области строительства документов и сведений в Государственный реестр СРО будут взиматься штрафы. Должностных лиц предполагается штрафовать в размере от 1 до 2 тыс. рублей, юридических лиц – от 5 до 10 тыс. рублей. За повторное нарушение в течение одного года должностные лица должны будут заплатить штраф от 20 до 30 тыс. рублей или будут дисквалифицированы на срок до года; для юридических лиц штраф составит от 100 до 200 тыс. рублей. Кроме того, в проекте предложено отнести подвесные пассажирские и канатные дороги к особо опасным объектам.

 

РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ДО 2020 ГОДА

 

Российское правительство утвердило концепцию совершенствования механизмов саморегулирования. Документ был опубликован незадолго до окончания новогодних каникул на сайте кабинета министров Правительства РФ. Цель концепции – формирование единой общегосударственной модели саморегулирования, позволяющей использовать потенциал этого института для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Предполагается, что ее реализация будет способствовать повышению уровня доверия к институту, совершенствованию механизмов ответственности субъектов саморегулирования, повышению уровня защиты интересов потребителей товаров, работ и услуг, а также уровня их конкурентоспособности, качества и безопасности.

Основными направлениями реформы системы саморегулирования стали:

– уточнение общеправовых основ института саморегулирования;

– совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов института;

– совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;

– установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций;

– повышение эффективности контроля СРО за деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров;

– совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов административной ответственности саморегулируемых организаций за нарушения обязательных требований, выявленные при государственном контроле (надзоре);

– усиление стимулов для создания и развития саморегулируемых организаций с добровольным членством.

Реализация концепции делится на три части. Первый этап рассчитан на весь 2016 год и предполагает обеспечить на законодательном уровне принятие общегосударственной модели саморегулирования прежде всего путем внесения изменений в ФЗ «О саморегулируемых организациях» и приведения в соответствие с ним отраслевого законодательства, установление особенностей регулирования деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях.

На 2017-2018 годы придется второй этап реформирования системы. Его основная цель – обеспечение эффективного функционирования общегосударственной модели саморегулирования, разработка мер, направленных на стимулирование развития добровольного саморегулирования.

Третья часть, которая пройдет 2019-2020 годах, предполагает сближение моделей обязательного и добровольного саморегулирования, а также наделение дополнительными полномочиями компаний с добровольным членством.

Федеральным органам исполнительной власти поручено руководствоваться положениями концепции при осуществлении функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.

Ежегодно до 14 мая Минэкономразвития должно докладывать в правительство о состоянии развития саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в РФ, в том числе о результатах реализации концепции.

 

ЧЛЕНОВ ИСКЛЮЧЕННЫХ СРО ОСВОБОДИЛИ ОТ ПОВТОРНОГО ВЗНОСА В КОМПФОНД

 

С 5 января нового года приказом Минстроя был введен четкий порядок передачи средств компенсационного фонда исключенной из госреестра саморегулируемой организации. При этом члены исключенной СРО получают право вступить в действующую саморегулируемую организацию, оплатив свой взнос в ее компенсационный фонд за счет своего взноса в компфонд исключенной СРО.

Согласно приказу Минстроя исключенная из госреестра саморегулируемая организация обязана в течение трех рабочих дней после получения обращения Национального объединения перечислить ему средства своего компенсационного фонда. При этом дела членов исключенной из госреестра СРО передаются в Национальное объединение в десятидневный срок со дня получения этого уведомления. В случае отказа СРО перечислить средства компфонда в Национальное объединение последнее вправе обратиться в прокуратуру для проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования.

Члены исключенной из госреестра саморегулируемой организации имеют право обратиться с заявлением в Нацобъединение о перечислении средств компфонда только со дня принятия их в члены действующей СРО. При этом в заявлении должна содержаться следующая информация:

– наименование исключенной саморегулируемой организации, членом которой являлся заявитель;

– наименование действующей саморегулируемой организации, в которую он собирается вступать, ее регистрационный номер в госреестре СРО, реквизиты ее банковского счета, на котором размещены и зачисляются средства в ее компфонд.

К заявлению о перечислении средств компфонда на банковский счет действующей саморегулируемой организации прилагается выписка (заверенная копия протокола) решения ее постоянно действующего коллегиального органа управления о приеме заявителя в члены СРО и о выдаче ему свидетельства о допуске к работам.

Национальное объединение в срок не позднее двух рабочих дней после регистрации заявления бывшего члена исключенной из госреестра СРО перечисляет средства компфонда на счет действующей саморегулируемой организации либо отказывает в их перечислении. При этом основанием для отказа является:

– непоступление на счет Национального объединения средств компфонда исключенной саморегулируемой организации;

– отсутствие сведений о заявителе (юрлице или индивидуальном предпринимателе) в реестре членов саморегулируемой организации или Едином реестре членов СРО.

Отказ в перечислении средств компфонда не препятствует повторному обращению члена исключенной СРО в Национальное объединение с аналогичным заявлением, когда обстоятельство, послужившее основанием для такого отказа, будет устранено. Если бывший член исключенной из госреестра СРО сам внесет взнос в компфонд действующей саморегулируемой организации, то тогда перечисляемые Национальным объединением средства поступают на его счет.

 

МИНСТРОЙ ГОТОВ ОПЕКАТЬ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ДО 2030 ГОДА

 

В настоящее время правительство в проекте «Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года» вопросу саморегулирования в строительстве посвятило специальный раздел 5.2.1.2, который называется «Негосударственное регулирование». В этом разделе перед государством и СРО-сообществом ставятся определенные задачи по развитию саморегулирования в строительной отрасли:

– Совершенствование действующей модели негосударственного регулирования – важная и актуальная задача отрасли, способная привести к повышению эффективности процессов и результатов отечественной системы саморегулирования реального сектора отраслевой экономики.

– Повышение эффективности саморегулирования, повышение ответственности строительного бизнеса, совершенствования механизмов саморегулирования по направлениям:

– формирование эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей его цели и задачи и позволяющей использовать потенциал саморегулирования для инновационного развития строительной отрасли, повышения качества продукции и услуг субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности;

– совершенствование механизмов ответственности субъектов саморегулирования, а также правил и процедур, обеспечивающих их реализацию;

– обеспечение максимальной прозрачности деятельности саморегулируемых организаций, а также эффективного государственного контроля и надзора, исключающего случаи недобросовестной деятельности таких организаций.

– Создание внутри института саморегулирования важных систем, способствующих формированию компетенций инновационной деятельности в строительной отрасли по следующим направлениям участия:

– в разработке профессиональных стандартов;

– в аттестации специалистов для допуска их на рынок в качестве архитекторов.

 

«НАЦИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СТРОИТЕЛЕЙ» – ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ

 

В числе строительных СРО, по отношению к которым у Национального объединения строительных СРО, у Ростехнадзора и других контролирующих органов не возникает претензий, – НП СРО «Национальное сообщество строителей». Мы соблюдаем действующее законодательство, обеспечиваем полную прозрачность своей деятельности. Предъявляемые требования к качеству деятельности стройорганизаций, входящих в партнерство, позволяют гарантировать высокое качество работы и предотвратить потерю репутационного капитала членами «НСС». При этом контроль осуществляется с учетом особенностей деятельности каждой организации в целях недопущения помех в их основной деятельности. В «НСС» отсутствует бумажная волокита, а финансовые затраты сведены к возможному минимуму. Не требуется нотариального оформления документов, подаваемых при вступлении. Есть постоянный контакт со специалистами, отвечающими за рассмотрение документов при вступлении в СРО. Это дает возможность рассмотреть документы вступающей организации и выдать допуск на право осуществления работ при соответствии документов требованиям законодательства в течение 3-4 дней. Для помощи в оформлении и подготовке документов проводятся бесплатные консультации. Членом НП СРО «НСС» могут стать организации из всех регионов РФ.