Саморегулирование в строительном секторе России – на пороге перемен

01 ноября 2015

О том, какие возможности имеют саморегулируемые организации в судах, о вероятных изменениях в компфондах СРО и о готовящейся новой стратегии развития строительной отрасли рассказывает президент Совета НП СРО «Национальное сообщество строителей» Александр Лященко.

 

ОБСУЖДЕНИЕ ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ НА ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

 

16 сентября 2015 года в Санкт-Петербурге в шестой раз подряд прошла ежегодная всероссийская конференция «Саморегулирование в строительном комплексе: повседневная практика и законодательство».

Дискуссия получилась интересной и насыщенной – представители власти, бизнеса и профессиональных объединений обсудили злободневные темы: меры поддержки жилищного строительства в условиях экономического кризиса, проблемы государственной контрактной системы и обманутых дольщиков, возможные изменения в 214-ФЗ, административные барьеры и контроль за деятельностью строительных компаний. Большая часть времени была уделена ответам спикеров на вопросы из зала.

В частности, на вопрос, будет ли в 2016 году действовать Федеральный закон № 214-ФЗ, директор Департамента жилищной политики Минстроя России Никита Стасишин ответил утвердительно. По его словам, в министерстве считают нецелесообразным отменять данный закон, и сейчас ведется работа над поправками к нему. В частности, разрешение на строительство в дальнейшем не будет продлеваться без страхования застройщиками ДДУ.

Также он прокомментировал некоторые вопросы по законопроекту, который налагает на СРО ответственность за исполнение ее членами работ по госконтрактам. В настоящий момент проект закона находится в высокой степени готовности. На вопрос, нет ли возможной опасности для необоснованной траты средств компфондов СРО, представитель Минстроя ответил, что рисков ведомство для себя не видит, добавив, что министерство готово выслушать обоснованные доказательства возможного негативного влияния.

Президент НОСТРОЙ Николай Кутьин рассказал о готовящейся новой стратегии развития строительной отрасли. В ближайшее время документ увидит свет, но до того, как это произойдет, у строительных компаний и СРО есть уникальная возможность поучаствовать в формировании документа. Именно посредством института саморегулирования можно донести до Президента РФ всю информацию о ситуации в отрасли, а также о путях ее дальнейшего развития.

Также Николай Кутьин заявил: «В ближайшее время саморегулирование может охватить и сферу малоэтажного строительства». При этом глава НОСТРОЙ заметил, что поправки в соответствующий приказ за № 624 (издан еще Минрегионом) находятся в высокой степени готовности. Глава НОСТРОЙ также поблагодарил Минстрой за то, что практически все предложения, внесенные Национальным объединением строителей, связанные с перечнем видов работ, поддержаны. Таким образом, в ближайшее время саморегулирование в строительной отрасли может охватить и сферу малоэтажного строительства.

Трудно сказать, насколько реалистично со стороны Национального объединения строителей ожидать вступления в силу этого приказа в ситуации, когда кризис серьезно подорвал платежеспособность строительной отрасли. Вряд ли обрадуются этому приказу и строители, занимающиеся малоэтажным строительством. Ранее сообщалось, что попытки Минстроя расширить перечень работ, требующих допуск СРО, встретили весьма аргументированные возражения со стороны Минэконоразвития.

Модератор конференции Антон Мороз высказал свою позицию по инициативе наделения СРО ответственностью за изменение стоимости и срыв сроков выполнения госконтрактов их членами. По его мнению, данный законопроект необходимо детальным образом проработать, поскольку «в той концепции, в которой государство его представило изначально, принятие закона приведет к быстрой потере средств компенсационных фондов, причем абсолютно не по тем основаниям, на которые закон нацелен».

Продолжили работу конференции пять тематических секций, на которых рассматривались вопросы обеспечения имущественной ответственности членов СРО, профессиональные стандарты в области инженерных систем, регулирование архитектурной деятельности, вопросы применения 214-ФЗ и изменения к нему, а также применение инновационных строительных материалов на этапе проектирования.

 

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ФОНДЫ СРО: ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

За неделю до обсуждения в Минстрое очередных поправок в Градостроительный кодекс глава ведомства Михаил Мень на международном инвестиционном форуме «Сочи-2015» во время круглого стола «Как оживить строительный рынок» выдвинул перед СРО стройиндустрии очередной жесткий ультиматум.

Михаил Мень на вопрос о будущем системы саморегулирования в строительстве ответил, что он не является ее противником, однако сегодня она себя не оправдывает. А затем министр добавил, что в октябре-декабре в законодательство будет внесен ряд поправок, в частности связанных с субсидиарной ответственностью СРО. Если после этого система не покажет своей эффективности, то, по словам главы Минстроя, он оставляет за собой право ставить перед главой правительства вопрос о ее замене на лицензирование.

Судя по всему, этим выступлением Михаил Мень послал недвусмысленный сигнал саморегулируемым организациям, что им нужно либо соглашаться с предстоящим ужесточением законодательства, либо дело может закончиться переходом к лицензированию. Сигнал был послан весьма своевременно – в канун намеченного на 8 октября 2015 года совещания в Минстрое по обсуждению правительственных поправок в проект Закона № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Еще один важный вопрос, касающийся компфондов, – придется ли снова платить СРО, потерявшим компфонды в банках. В свою очередь представители НОСТРОЙ и НОПРИЗ воспользовались шансом предложить выгодную для себя поправку – закрепить в Градостроительном кодексе норму, предусматривающую при размещении саморегулируемой организацией компфонда на специальном счете в банке включение национального объединения в качестве третьей стороны. Причем с последующей возможностью замены владельца счета, то есть саморегулируемой организации, на национальное объединение в том случае, если кредитная организация получит уведомление об исключении саморегулируемой организации из госреестра.

Рабочая группа Экспертного совета НОСТРОЙ разрабатывает льготные условия восстановления утраченного из-за банкротства кредитных организаций компенсационного фонда. Льготный срок повторного внесения членами СРО средств в компфонд планируют увеличить до года и более.

В соответствии с законопроектом на пополнение средств компфонда СРО будет даваться как минимум один год с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации кредитной организации. При этом в зависимости от конкретных обстоятельств этот срок может быть увеличен Национальным объединением СРО. Если в течение установленного срока саморегулируемая организация не обеспечит восполнение компенсационного фонда до необходимого размера, то Национальное объединение СРО дает заключение о возможности исключения саморегулируемой организации из госреестра и направляет это заключение в орган госнадзора за саморегулируемыми организациями.

Центробанк в последние месяцы весьма активно занялся оздоровлением страховой индустрии, что не может не сказаться на ее клиентах, к числу которых относятся и члены саморегулируемых организаций.

Как известно, практика страхования в сфере саморегулирования стала повсеместной, поскольку согласно статье 55.4 Градостроительного кодекса, если саморегулируемой организацией устанавливается требование о страховании гражданской ответственности ее членам, это позволяет последним снизить их минимальный взнос в компенсационный фонд с одного миллиона до 300 тысяч рублей.

 

О ПРАВОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СУДАХ

 

Вступившие в силу 24 ноября 2014 года изменения в Градостроительный кодекс РФ не только серьезно упростили процедуру исключения строительных СРО из государственного реестра, но и качественно изменили их взаимоотношения с Ростехнадзором. Если ранее Ростехнадзор должен был добиваться исключения СРО из госреестра только через суд, то есть саморегулируемые организации считались – по крайней мере в теории – равными с ним субъектами права, то теперь это ведомство превратилось для них в вышестоящую организацию.

Арбитражный суд Москвы 28 сентября зарегистрировал заявление некоммерческого партнерства строителей «ГлавСтрой» о признании ненормативных правовых актов недействительными. Ответчиком указана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). По всей видимости, подтверждается предположение об оспаривании внесудебного исключения Ростехнадзором петербургского НП строителей из госреестра СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

Решение об исключении НП «ГлавСтрой» из госреестра было принято в том числе с учетом результатов рассмотрения поступившего в Ростехнадзор заключения Совета НОСТРОЙ о возможности исключения этой саморегулируемой организации из госреестра по основаниям, предусмотренным частью 5 статьи 55.2 Градостроительного кодекса РФ. 

8 октября 2015 года Арбитражный суд города Москвы без вызова сторон рассмотрел ходатайство некоммерческого партнерства строителей «ГлавСтрой» о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09.09.2015 г. об исключении НПС «ГлавСтрой» во внесудебном порядке из государственного реестра саморегулируемых организаций до момента вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, а также требование саморегулируемой организации разместить сведения о приостановлении действия решения на сайте Ростехнадзора.

Суд сослался на п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 83 от 13.08.2004 года, согласно которому не может быть удовлетворено ходатайство о приостановлении оспариваемого акта или решения, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ («Основания обеспечительных мер»), и отказал в удовлетворении ходатайства.

 

«НАЦИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СТРОИТЕЛЕЙ» – ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ

 

В числе строительных СРО, по отношению к которым у Национального объединения строительных СРО, у Ростехнадзора и других контролирующих органов не возникает претензий, – НП СРО «Национальное сообщество строителей». Мы соблюдаем действующее законодательство, обеспечиваем полную прозрачность своей деятельности. Предъявляемые требования к качеству деятельности стройорганизаций, входящих в партнерство, позволяют гарантировать высокое качество работы и предотвратить потерю репутационного капитала членами «НСС». При этом контроль осуществляется с учетом особенностей деятельности каждой организации в целях недопущения помех в их основной деятельности. В «НСС» отсутствует бумажная волокита, а финансовые затраты сведены к возможному минимуму. Не требуется нотариального оформления документов, подаваемых при вступлении. Есть постоянный контакт со специалистами, отвечающими за рассмотрение документов при вступлении в СРО. Это дает возможность рассмотреть документы вступающей организации и выдать допуск на право осуществления работ при соответствии документов требованиям законодательства в течение 3-4 дней. Для помощи в оформлении и подготовке документов проводятся бесплатные консультации. Членом НП СРО «НСС» могут стать организации из всех регионов РФ.