Саморегулирование в строительстве становится жестче

29 декабря 2015

Для строительных компаний выйти на рынок становится сложнее. Неслучайно в этом направлении можно отметить целую серию событий, которые наглядно показывают, что проблем и нерешенных вопросов в строительном секторе накопилось слишком много. В какую сторону и как двигается государственное регулирование в сфере СРО, рассказывает президент совета НП СРО «Национальное сообщество строителей» Александр Лященко.

 

ВЗНОСЫ В КОМПФОНДЫ СРО В РАССРОЧКУ ПЛАНИРУЮТ ЗАПРЕТИТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО

 

Глава правительства Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму разработанного Ростехнадзором законопроекта, который предполагает запретить строителям оплачивать взнос в компфонды СРО в рассрочку или третьими лицами. Официальным представителем при рассмотрении палатами Федерального Собрания РФ этого законопроекта назначен статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Рыбас.

Кроме того, СРО будут жестче наказывать за непредоставление или предоставление недостоверных сведений в Государственный реестр СРО. Если поправки будут приняты, должностных лиц будут штрафовать за первое нарушение на 2 тыс. рублей, за второе – до 30 тыс. рублей или им грозит дисквалификация на срок от полугода до года. Максимальная санкция юрлицам за повторное нарушение этой нормы будет составлять до 200 тыс. рублей.

Поправки также предусматривают обязывать СРО утверждать процедуру рассмотрения жалоб и обращений на действия их членов. По мнению ряда специалистов в области строительных СРО, не стоит нагружать Градостроительный кодекс, ведь есть закон о рассмотрении обращений граждан, который распространяется на порядок рассмотрения жалоб госорганами и организациями. Более рационально было бы распространить данный закон на сферу саморегулирования, а конкретизироваться этот закон должен в локальных положениях СРО.

Говоря в целом о поправках Ростехнадзора, специалисты заявляют, что основной базовый закон о саморегулировании 315-ФЗ несовершенен – его надо дорабатывать, так как многие моменты в нем не предусмотрены. Сейчас и ведется активная работа над проектом о внесении изменений в этот закон. Целесообразнее сейчас было бы отраслевым ведомствам, таким как Ростехнадзор, направить свои инициативы в этом направлении. И дополнить своими конструктивными предложениями этот законопроект, а не заниматься самостоятельным отраслевым нормотворчеством, делающим наше законодательство еще более несистемным.

В свою очередь, общественный совет по развитию саморегулирования отрапортовал о пересмотре поправок Ростехнадзором. В частности, в поступившую 26 ноября в Госдуму версию законопроекта внесены следующие коррективы:

– удалены дополнительные основания для исключения сведений о саморегулируемых организациях из Государственного реестра СРО;

– исключены изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (ст. 26), наделяющие Ростехнадзор функциями, превышающими полномочия даже правоохранительных органов;

– убраны статьи, предусматривающие исключение упоминания саморегулируемых организаций в Гражданском кодексе РФ.

 

ПОПРАВКИ МИНСТРОЯ В ГРАДКОДЕКС РФ

 

Как стало известно, на закрытом совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака, состоявшемся 23 ноября 2015 года, было принято решение об отказе от членства в СРО для строительных, проектных и изыскательских организаций, которые не заключают договоры подряда на конкурсной основе. Из протокола следует, что в совещании приняли участие глава Минстроя Михаил Мень, первый зампред Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, статс-секретарь – заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас, директор Департамента госрегулирования экономики Минэкономразвития Алексей Херсонцев и ряд других чиновников. А вот представителей НОСТРОЙ, НОПРИЗ или других организаций, защищающих интересы СРО-сообщества, там не было.

По итогам совещания главе Минстроя Александру Меню было дано поручение подготовить и до 31 декабря 2015 года представить в Правительство РФ проект федерального закона, предусматривающий:

– отмену обязанности членов саморегулируемой организации получать свидетельство о допуске к работам по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов строительства, кроме случаев заключения ими договоров подряда на выполнение указанных работ на конкурсной основе;

– переход к возмещению из средств компфонда при наступлении субсидиарной ответственности СРО по обязательствам их членов по договорам подряда на выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству в случае причинения ими реального ущерба и выплаты неустойки, если заключение таких договоров производилось на конкурсной основе.

В ответ на это НОСТРОЙ и НОПРИЗ уже объявили, что готовы представить Правительству РФ свою единую позицию по поводу будущего саморегулирования в стройиндустрии. Оба национальных объединения вполне справедливо требуют, чтобы правительство и Минстрой привлекли их к участию в разработке поправок в Градкодекс, которые фактически лишают саморегулируемые организации большей части их членов и ведут к роспуску многих СРО.

Глава пресс-службы Минстроя Ирина Мельникова заявила, что возможность возвращения к практике лицензирования предприятий, выполняющих работы в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства, ведомством рассматривается.

Также она добавила, что в Минстрое пока не выработан общий концептуальный подход к подготовке проекта федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ в соответствии с протокольными поручениями совещания у заместителя председателя Правительства России Дмитрия Козака.

 

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

 

Институт саморегулирования в России, несмотря на целый ряд трудностей, все же заработал. Теперь предстоит проанализировать накопленный опыт, провести «работу над ошибками» и определить базовые принципы дальнейшего развития системы саморегулируемых организаций. К таким выводам пришли участники конференции «Практическое саморегулирование», которая прошла 2 декабря в Торгово-промышленной палате.

Задать направление этому процессу должен закон «О саморегулируемых организациях», который разрабатывается Минэкономразвития в рамках Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, ранее одобренной правительством. Поручение создать общегосударственную модель СРО и обеспечить максимальную прозрачность их деятельности ранее дал Президент РФ Владимир Путин. Одновременно с этим по поручению главы государства правительство работает и над другой масштабной реформой – в сфере контрольно-надзорной деятельности. С учетом поставленной руководством страны задачи по оптимизации контрольно-надзорных ведомств развитие альтернативных способов контроля выходит на первый план, уверен министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. По его мнению, две эти масштабные реформы должны быть максимально синхронизированы между собой. При этом необходимо уточнить порядок, при котором невозможно было бы дублирование госконтроля и контроля со стороны СРО над своими членами. В противном случае это станет дополнительной нагрузкой на реальный сектор и реальные предприятия.

В качестве существующего на сегодняшний день примера дублирования контроля он привел ситуацию со страхованием особо опасных объектов. Иногда, по его словам, предприниматели даже выражают желание вернуться к исключительно государственной системе контроля и надзора, отказавшись и от саморегулирования, и от страхования, потому что первый вариант для них гораздо дешевле. Такие моменты надо вовремя выявлять и анализировать, подчеркнул министр. А при принятии решений относительно модели регулирования нужно понимать, сколько это будет стоить субъекту.

Необходимость синхронизации отмечают и в Экспертном совете при Правительстве РФ, который подготовил заключение по итогам обсуждения текущей версии законопроекта о СРО. Введение обязательного членства в СРО в той или иной отрасли может сопровождаться поэтапной передачей СРО определенной части функций государственного и муниципального контроля, полагают эксперты. Они также предлагают четко определить принципы и механизмы принятия решений о начале и прекращении использования СРО с обязательным членством, поскольку именно эта форма саморегулирования может заместить собой госконтроль.

Кроме того, по мнению экспертов, необходимо уточнить требования к оценке эффективности таких СРО. На данный момент нет внешних объективных критериев эффективности деятельности саморегулируемых организаций, очень немногие из них имеют внутренние системы показателей эффективности, констатировал Михаил Абызов.

В Минэкономразвития не отказываются от курса на замену отдельных государственных форм регулирования на негосударственные, подчеркнул директор Департамента госрегулирования в экономике Алексей Херсонцев. По его словам, принято решение сформировать закрытый перечень видов деятельности, для которых необходимо обязательное участие в СРО. Тем не менее принцип исключения дублирования контроля реализовать будет не так просто, как кажется: эта тема, по мнению представителя Минэкономразвития, требует дополнительного обсуждения.

Одним из ключевых пунктов законопроекта о СРО является определение имущественной ответственности саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов. Он также вызывает вопросы у экспертного сообщества, отметил министр Михаил Абызов. Так, в Экспертном совете при правительстве считают, что универсальность данных требований приведет к росту нагрузки на бизнес.

У экспертов есть нарекания и в части регулирования деятельности национальных объединений СРО. Они предлагают уточнить требования к порядку их формирования. Принятие документа в текущем виде может привести к созданию нацобъединений со значительными функциями по контролю за предпринимателями, включая третейское разрешение споров между ними, опасаются в Экспертном совете. При этом как-либо контролировать нацобъединения и применять по отношению к ним санкции будет невозможно, предупреждают эксперты. Более того, на данный момент не до конца понятно, как можно реформировать и ликвидировать малоэффективные национальные объединения. Эксперты предлагают прописать этот пункт в законопроекте, а также уточнить в нем критерии оценки качества реализации функций национальных объединений СРО.

 

«НАЦИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СТРОИТЕЛЕЙ» – ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ

 

В числе строительных СРО, по отношению к которым у Национального объединения строительных СРО, у Ростехнадзора и других контролирующих органов не возникает претензий, – НП СРО «Национальное сообщество строителей». Мы соблюдаем действующее законодательство, обеспечиваем полную прозрачность своей деятельности. Предъявляемые требования к качеству деятельности стройорганизаций, входящих в партнерство, позволяют гарантировать высокое качество работы и предотвратить потерю репутационного капитала членами «НСС». При этом контроль осуществляется с учетом особенностей деятельности каждой организации в целях недопущения помех в их основной деятельности. В «НСС» отсутствует бумажная волокита, а финансовые затраты сведены к возможному минимуму. Не требуется нотариального оформления документов, подаваемых при вступлении. Есть постоянный контакт со специалистами, отвечающими за рассмотрение документов при вступлении в СРО. Это дает возможность рассмотреть документы вступающей организации и выдать допуск на право осуществления работ при соответствии документов требованиям законодательства в течение 3-4 дней. Для помощи в оформлении и подготовке документов проводятся бесплатные консультации. Членом НП СРО «НСС» могут стать организации из всех регионов РФ.