Фасадные технологии: откат или прогресс?

01 июня 2011

Структура рынка фасадных материалов в связи со спадом темпов в строительстве претерпела значительные изменения. На рынке отделочных материалов по-прежнему господствует штукатурка. Основная тенденция – сделать дешево и быстро. Однако именно в кризис о себе заявили новые игроки и замаячили интересные перспективы дальнейшего развития.

 Как складывался рынок?

В середине 90-х идея возвести в исторической части города аналог западного мегаполиса в стиле industrial– многоэтажные деловые центры из стекла и бетона – стала очень популярной. И Калининград стал пионером в использовании светопрозрачных конструкций. Но охватить рынок новая тенденция не успела. Сказалась особенность русского менталитета: стремление застройщика во всем экономить и отсутствие административного стимула к использованию новых технологий не дали развития стеклянным фасадам в городе. В начале 2000-х калининградский рынок отделочных материалов растет вслед за увеличением доходов населения и объемов строительства. Основным катализатором его развития является активность строительной отрасли, особенно в возведении массового многоэтажного жилья. Люди стали требовательнее к фасадам своих домов. Штукатурку стали теснить навесные, вентилируемые фасады: облицовочный кирпич, сайдинг, пластик, алюминиевые панели.

 Характеристика рынка

Кризис серьезно перекроил ситуацию на калининградском рынке фасадных отделочных материалов. Многие компании, которые еще год назад значились в телефонных справочниках как ведущие и старейшие, сегодня безвозвратно исчезли. Кто-то оказался на грани выживания. А кто-то, наоборот, готов выйти на рынок с новым предложением и заявить о своих амбициях. И при этом, особенно в условиях посткризиса, не смолкают разговоры об энергосбережении. О цвете «лица» Калининграда задумались относительно недавно. Остатки старого Кенигсберга, советское однотипное строительство, постсоветские эксперименты с новостроями – город всегда представлял собой настоящий Вавилон в строительстве и отделке. И как самый дешевый и быстрый способ навести лоск на калининградские фасады на рынок вышла штукатурка. Непригодный для влажного прибалтийского климата, исторически чуждый для краснокирпичного Кенигсберга материал с легкой руки советских проектировщиков прочно завоевал ведущие позиции.

 Каковы перспективы?

В ближайший год в Калининграде обещает появиться местное производство облицовочного кирпича и клинкера, да и фирмы, занимающиеся вентилируемыми фасадами, сдавать свои позиции не собираются. Правда, до сих пор эти технологии остаются привилегией частного и весьма состоятельного сектора.

А вот кто действительно стал новичком на рынке фасадных материалов, так это малые архитектурные формы. Впервые в начале 2000-х местные компании предложили на суд калининградцев колонны, барельефы, капители, балясины, вазоны из пенополистирола и полиуретана. Правда, прижились эти новинки тоже в основном в частном секторе. А 70 % рынка прочно занято штукатуркой, качество которой значительно улучшилось. В ближайшие годы, по мнению специалистов, крутых перемен в облицовке фасадов не предвидится.

 Андрей Быков,

генеральный директор компании «Сталькор»:

 «Высокие фасадные технологии в Калининграде не востребованы»

 – В последние годы основными тенденциями в мировой архитектуре являются абсолютная прозрачность зданий, визуальное единение с природой, использование невероятных природных форм в проектировании. Все это послужило значительному развитию мировой фасадной отрасли. Сегодня по-настоящему современные фасады – это сложнейшие инженерные сооружения, скорее даже самонесущие стеклянные оболочки зданий.

Что касается Калининграда, ситуация на рынке остается до примитивности банальной. За исключением редких инвесторов, желающих во что бы то ни стало воплотить свои креативные идеи, основная масса девелоперов и собственников идет по пути удешевления строительства. Это ведет к банальной архитектуре, дешевым материалам и расцвету гаражных фирм. У меня складывается такое впечатление, что после кризиса в фасадном остеклении калининградский рынок откатился на 15 лет назад. Это не дает никакого шанса в масштабном применении современных фасадных технологий. Скажем, технологии, освоенные компанией «Сталькор», позволяют создавать уникальные формы фасадов, любые, самые причудливые и объемные светопрозрачные кровли, зимние сады, работать со стеклопакетами нестандартных форм и очень больших размеров, окрашенных в любые цвета, с нанесением различной графики. Мы проектируем сложнейшие светопрозрачные фасады и кровли для наших клиентов в России и за рубежом. И обидно, что в родном городе ни о чем подобном даже не идет речь. По-прежнему основной задачей заказчиков является «закрыть контур» подешевле и попроще. С таким подходом инвесторов и девелоперов, на мой взгляд, Калининград еще долго не увидит ничего принципиально нового в фасадостроении со времен Балтийского бизнес-центра.

 

Олег Власов,

директор компании по производству строительных материалов ООО «ТеплоМакс»:

 «Штукатурка – самый популярный материал»

 – Наша компания на рынке уже более пяти лет. Мы появились как раз в тот момент, когда штукатурка стала действительно востребована в Калининградской области, а оформлению фасадов застройщики да и просто владельцы домов начали уделять все больше внимания. Наша компания сама занимается производством краски, мы завозим лишь сырье. В ассортименте представлены два самых распространенных вида штукатурки – «Короед» и «Шуба», фасадная акриловая краска, разнообразные клеи для армирования, минваты, пенополистирола, плитки, пеноблоков, акриловый грунт. Конкуренция в нашем сегменте достаточно высокая, но работы хватает всем. Да и во время кризиса перебоев с заказами особо не было. Сейчас ситуация стабилизировалась, а мы, учитывая изменения рынка и все растущую конкуренцию, разработали для наших клиентов целую систему скидок и акций. Так что многие заказчики приходят именно к нам. Могу сказать точно, что на сегодняшний день штукатурка – безусловно, самый популярный отделочный материал в Калининграде и области. Все просто – многообразие оттенков (в частности, мы колеруем на месте, при заказчике, и можем добиться абсолютно любого оттенка краски), яркие сочные цвета. Да и штукатурить фасады гораздо проще, чем оформлять их другими материалами. Быстро – не надо ждать того же заказанного в Европе клинкера – и недорого, любой дачник может себе позволить этот материал. Отштукатуренные фасады достаточно долговечны. Если выполнять работы согласно всем технологиям и работать с качественным материалом, то срок службы такого фасада составит 30-40 лет.

 Игорь Белоус,

управляющий сетью салонов компании «Клинкер»:

 «У клинкера большие перспективы»

 – Наша компания работает с 2007 года, но мы видим здесь для себя перспективы для развития. И даже кризис незначительно сказался на нашей работе – лишь вначале был небольшой спад заказов, но сейчас их количество неуклонно растет. Сейчас у нас не много конкурентов, клинкерная облицовочная плитка пока еще настолько специфичный для калининградцев продукт, что объемы поставок полностью удовлетворяют спрос. И это объяснимо – заказчики начинают понимать, что фасадный декоративный облицовочный клинкер – это будущее. Ведь он прослужит столько же, сколько простоит дом! И это оправдывает затраты на него. Кроме того, облицовочный материал из клинкера идеально подходит для капризов прибалтийской погоды – это прочный, с очень низким водопоглощением (ниже 3 %), морозоустойчивый, с высоким сопротивлением к механическому воздействию материал. Неслучайно в Кенигсберге столетиями для возведения и отделки зданий применялся именно глиняный кирпич. И сегодня выполненная по современным технологиям клинкерная плитка способна удовлетворить практически любой каприз как частного заказчика, так и дизайнера помещений. Посудите сами: экологичность, широкая цветовая гамма (в частности, мы предлагаем до 150 вариантов цветов), разнообразная фактура (от лакированной поверхности до состаренной) – такой материал снискал любовь архитекторов, застройщиков и простых потребителей. Клинкер подойдет для облицовки фасадов любых типов зданий – от промышленного до частного сектора. Поэтому, без сомнения, на калининградском рынке у клинкера большие перспективы.

 Игорь Лизогуб,

руководитель ООО «КЭМП»:

«За вентилируемыми фасадами – будущее»

– Наша компания занимается вентилируемыми фасадами с 2003 года. Кризис серьезно изменил ситуацию на рынке, а вентилируемые фасады поставил буквально на грань выживания. Да и конкурентов практически не осталось – многие переквалифицировались на субподрядные работы по «мокрым» фасадам. А ведь это устаревшие технологии. Обработанные штукатуркой стены в условиях влажного прибалтийского климата не только более подвержены износу (появление трещин, блеклость цветов), но и значительно повышают теплоэнергозатраты. Фасады, утепленные полистиролом, работают по принципу термоса – закупоривают стены, оставляя влагу внутри помещения, а нагревается влажный воздух гораздо дольше сухого. И, значит, жильцам платить больше. При этом разница в цене за 1 кв. м между «мокрыми» и теми же вентилируемыми фасадами весьма незначительна. И если штукатурить фасады придется раз в 5-7 лет, то вентилируемые прослужат все 50! Но застройщики все равно пытаются экономить. Иногда складывается ощущение, что они живут одним днем: отстроили объект, продали, а дальше – не их забота. Возможно, здесь дело не только в сложной экономической обстановке, а в ментальности – люди привыкли строить и отделывать по устоявшимся канонам. Сегодня на калининградском рынке остро чувствуется нехватка новых течений в проектировании, незнание новых материалов и тенденций, хотя будущее именно за вентилируемыми фасадами. Предпочтение вентфасадам должно отдаваться 70 % рынка в новом домостроении и 30 % от ремонтных работ. Перспектива стоит за каркасным домостроением, особенно в частном секторе, и подразумевает внедрение новых технологий, в том числе и в отделке фасадов.

 Владимир Федоров,

директор фирмы Dom&Décor:

 «Рынок малых архитектурных форм оказался на распутье»

 – Сейчас калининградцы уделяют мало внимания декорированию фасадов. Общее настроение – сделать подешевле и побыстрее. Мало кто задумывается, что хороший продукт стоит хороших денег, а качественный монтаж за два дня не делается. И если раньше покупатели были более взыскательны, хотели добиться индивидуальности в отделке фасада, то сегодня все чаще фасад просто красят, а отдельные фрагменты здания выделяют другим цветом – часто можно наблюдать белые прямоугольники вокруг оконных проемов или коричневые полосы, заменивший классический фахверк из деревянных балок. В основном это связано с тем, что клиент хочет сэкономить или боится за качество выполненных работ. К сожалению, в последнее время на калининградском рынке появляется большое количество фирм, которые продают фасадный декор и не понимают всей ответственности своей деятельности. Весь коллектив такой компании – 1-2 человека, которые являются и владельцами, и директорами, и бухгалтерами, и замерщиками. О каком профессионализме, качестве и гарантиях тут можно говорить? Мы, появившись в кризис и благополучно его пережив, сейчас сталкиваемся с тем, что клиент, выслушав про наши технологии и узнав цену, уходит к подобным «специалистам», экономя при этом всего 10-15 %. И от таких фирм-однодневок страдает рынок в целом, подрывается статус лепного декорирования. Ведь технология монтажа фасадного лепного декора достаточно сложная, требующая навыков и специальной подготовки специалистов – таких в Калининграде очень мало. Поэтому сегодня рынок малых архитектурных форм на распутье, и что победит – качество или низкая цена – сказать пока сложно.

 Николай Трензенок,

коммерческий директор ООО «Пятый элемент»:

 «Наш клинкер будет доступен по цене»

 – Наш завод – сравнительно молодое предприятие на калининградском рынке. Производство началось чуть больше года назад, и основная продукция – керамические кирпичи и стеновые блоки. Однако сегодня, проведя маркетинговые исследования, мы пришли к выводу, что в области очень востребованы облицовочный кирпич и клинкер. Поэтому задача, которую мы поставили перед собой и уже начали реализовывать, – производство качественного облицовочного кирпича, не уступающего по своим характеристикам европейским образцам, а по цене доступного для широкого слоя населения. Сейчас мы более детально анализируем рынок, совершенствуем технологии и в течение года планируем запустить около 15 новых видов керамических облицовочных материалов разнообразных оттенков и текстуры. Уже сегодня на нашем заводе выпускается 8 видов облицовочного кирпича, отрабатывается технология флэш-обжига. Несмотря на то, что массовое производство еще не началось, мы заявляем цену на кирпич на 40-50 % ниже, чем у импортируемой продукции. Если облицовочный кирпич производства Германии, Бельгии или Польши обходится в 30-40 рублей за штуку, то мы ставим ценовой порог в 15-18 рублей и уверены, что сможем поддерживать этот уровень при постоянном повышении качества. Производственные мощности завода могут полностью удовлетворить потребности не только Калининградской области, поэтому мы планируем выйти на российский рынок и в страны ближнего зарубежья – Литву и Белоруссию. Кроме того, на нашем предприятии уже сформирована профессиональная строительная группа, специализирующаяся не только на возведении стеновых конструкций, но и на облицовке керамическим кирпичом и клинкером.

 

 

Текст: Надежда Абрамова

Фото: Ольга Данилова