Тротуарная плитка: почему не бывает качества за копейки

11 мая 2017

Еще пять лет назад тротуарная плитка в Калининградской области использовалась преимущественно для мощения улиц. И сейчас в связи с ЧМ-2018 количество госзаказов возросло. Однако поставщики и производители этого материала отмечают увеличение спроса и со стороны владельцев частных домов. Связано это, по их мнению, с изменением эстетических предпочтений клиентов и ростом популярности ландшафтного дизайна. Анализ рынка показывает, что пока традиции в нашем регионе достаточно сильны и европейские производители не спешат сдавать свои позиции.

 

Если в случае с частным домом основным заказчиком и контролером работ будет его владелец, то судьба уличной плитки находится в руках городских дорожных предприятий. По результатам открытых аукционов, которые проводятся в электронной форме на сайте госзакупок, определяется подрядчик. При этом начальная (максимальная) цена контракта формируется на основании локальных смет. Для расчета используется проектно-сметный метод, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567. Выбор материала, который будет использоваться для выполнения работ, – прерогатива организации-победителя. Однако это не значит, что подрядчик сможет использовать любую плитку, например произведенную у себя на заднем дворе.

 


«Все рычаги влияния на подрядчиков прописаны в муниципальных контрактах, которые заключают с подрядными организациями. В аукционной документации по каждому объекту устанавливаются технические характеристики материалов, комплектующих и конструкций, которые подрядчик обязан использовать для ремонта. В техзадании к каждому контракту указаны размер плитки, цвет, а также класс бетона по прочности на сжатие и марка по морозостойкости.

Для подрядчиков предусмотрены штрафные санкции в случае нарушения сроков, технологии производства работ и использования некачественных стройматериалов. На каждом объекте ведется стройконтроль. Мы ушли от практики предоплаты, и сейчас подрядчик получает свои деньги только после того, как все работы на объекте выполнены и приняты заказчиком.

На все ремонтные и строительные работы, которые подрядные организации выполняют по муниципальным контрактам, предусмотрена 5-летняя гарантия. Если в этом году подрядчик некачественно уложил плитку и на следующий год выявляется дефект, то он обязан будет устранить его за свой счет».

 

 

 

По словам руководителя коммерческого отдела ООО «Баукерамик» Марии Чиликиной, притом, что решающую роль в победе в аукционе играет цена контракта, за некоторые объекты идет бОльшая борьба. Дело в том, что в последнее время, особенно в ходе подготовки региона к ЧМ-2018, требования со стороны госзаказчика в отношении поставщиков и производителей материалов возросли.

 

«Мы поставляем плитку из Европы, и это совершенно другой сегмент рынка, нежели обычная плитка экономварианта. И по качеству, и соответственно по цене, – поясняет Мария. – При этом компания активно участвует в аукционах. Дело в том, что на данный момент при проектировании новых объектов архитекторы в технической документации прописывают все требования к материалам вплоть до определенной марки, цвета и даже производителя. И требования эти высокие. Поэтому на аукцион выходят компании, способные поставить именно такой вид, например, плитки. При этом крупных поставщиков у нас на рынке всего 5-6. Остальные – более мелкие компании, не обладающие такими возможностями, – отсеиваются».

 

По словам Марии, сейчас по-прежнему популярна продукция из Германии, если речь идет о клинкерной плитке (производители Muhr, Wienerberger) и из Польши –  если о бетонной (Polbruk, Libet, Buszrem, Semmelrock) . На ценообразование в этом случае влияют логистика и курс евро.

Материалы российского производства также востребованы, несмотря на то, что Калининградской области еще не удалось достичь уровня полной импортонезависимости. К примеру, в регионе нет как такового производства клинкерной плитки. На территории области изготавливают только бетонную плитку. Однако даже близкая локация не означает, что материал будет стоить копейки.

 

Особенности плитки в зависимости от способа изготовления

 

Имеет привлекательную глянцевую поверхность, яркий цвет, минус – нестрогая геометрия изделия, так как способ изготовления подразумевает использование пластиковых форм, сравнительно небольшой срок эксплуатации, скользкая поверхность. Рекомендуется для садовых дорожек, террас.

 

Имеет гораздо больший ассортимент форм, цветовых вариантов,  изделие обладает строгой геометрией, лучшей прочностью и долговечностью. Используется при мощении тротуарных дорожек, отмосток, парковок, городском благоустройстве и т. д.

 

 

 

Является новинкой для нашей области. Продукция формируется методом полусухого гиперпрессования из известняково-цементной смеси с добавлением минеральных красителей, делающих цвет изделий равномерным и стойким. Плитка тротуарная гиперпрессованная хороша тем, что благодаря мощнейшему сжатию в процессе производства не имеет в своей структуре воздушных ячеек. Эта особенность обеспечивает материалу высокие прочностные свойства и невосприимчивость к воздействию влаги и перепадам температур. Иными словами, изделия, получаемые гиперпрессованием, обладают рядом преимуществ перед множеством аналогов, изготовленных иными способами.

 

 

«Наше предприятие существует на рынке уже более 25 лет и планирует работать и дальше. Отсюда расходы на развитие производства, поддержание оборудования в рабочем состоянии, его модернизацию, потому что качественную продукцию можно изготовить только на хорошем оборудовании. Таким образом формируется цена. И она не может быть совсем низкой. Если вы видите продукцию по очень низкой цене, это должно послужить поводом для раздумий».

 

Этот факт подтверждают и компании, работающие с госзаказами и частными лицами. 

 

«Что касается бетонной плитки, то мы работаем с местными, зарекомендовавшими себя производителями. Цены у них не самые низкие, но есть уверенность,что заказчики не позвонят через год и не скажут, что плитка у них рассыпалась или потеряла цвет. Некоторые производители, предлагающие низкие цены, недосыпают компоненты,или используют некачественное сырье, так как не могут конкурировать с большими предприятиями и экономят на всем. Кроме того, у них на производстве большая текучка кадров. Не успеет одна бригада наладить производство, приходит другая. Это сказывается на качестве. И таких 70 процентов в Калининградской области. У двух крупных предприятий, с которыми мы работаем – завода АСБИ и «Новый город», – есть отработанные годами технологи, собственные лаборатории , где они проверяют продукцию. Поэтому мы им доверяем».

 

 

 При выборе цветной плитки не стоит забывать об элементарных правилах. Яркие, насыщенные цвета на литой плитке – это замечательно, но слишком яркий цвет вибропрессованной плитки должен вас насторожить. В большинстве случаев это означает, что производитель добавил красителя больше нормы. Да, красиво и ярко. Но ненадежно и быстро придет в негодность. Показатели прочности и плотности существенно снижаются из-за чрезмерного количества пигментов. И, как показала практика, ухудшаются мгновенно все характеристики – добавим к ним и морозостойкость, и влагоемкость. Не стоит думать, что показатель морозостойкости не относится к нашей области. Сколько разрушенной плитки после зимы мы наблюдаем.

Морозостойкость напрямую связана с плотностью. Представьте, что вода осталась в теле бетонной плитки и ударили морозы. (В Калининграде, по статистике, дожди идут половину дней в году). И, превратившись в лед, она расширяется. Затем оттаивает, оставив после замерзания уже немного увеличившееся пространство. Снова дождь, снова мороз, повторное замораживание, еще большее расширение и так до полного или частичного разрушения бетона.

 

 

 

В Калининградской области сейчас востребована вибропрессованная плитка, которая производится в основном в Польше и Литве. Ее стоимость составляет около 300-600 рублей за кв. метр. Также в последнее время появилась гиперпрессованная плитка. Она прочнее, но и дороже – от 1 200 рублей за кв. метр. Клинкерная плитка выше по качеству, и у нее более широкие возможности. Она привозится на заказ из Германии и Польши в среднем по цене от 2 000 рублей за кв. метр. Сейчас ее начали производить и в России. Такая плитка чуть дешевле, можно найти по 1 600 рублей за кв. метр.

Что касается стоимости работ по укладке тротуарной плитки, то она зависит от того, какое основание необходимо, нужно ли делать несколько слоев или просто положить на грунт, а также от формы плитки и сложности дизайна. В среднем стоимость укладки (без материала) составляет от 300 рублей за кв. метр.

 

В бюджете Калининграда на 2017 года на ремонт тротуаров предусмотрено в общей сложности 123,5 млн рублей. В плане – 30 объектов улично-дорожной сети. В первую очередь в порядок будут приведены подходы к социальным и медицинским учреждениям, туристическим объектам, а также тротуары на улицах с большим пешеходным трафиком.

Также в этом году будут продолжены работы по ремонту тротуаров на улицах Черняховского, Степана Разина, и Ленинском проспекте. План капитального ремонта тротуаров на 2018 год будет сформирован осенью, после принятии бюджета. Но в любом случае, исходя из объемов госзаказа при подготовке а ЧМ, рынок тротуарной плитки в ближайшее время будет особенно востребован.