Рынок каминов: потенциал не освоен

01 ноября 2013

Казалось бы, калининградцы, унаследовавшие немецкий фонд Кенигсберга, должны, как никто другой в России, разбираться в каминном вопросе. Кому, как не нам, греться у настоящего очага, рассуждать о стоимости чистки дымохода и оценивать игру пламени? Ведь львиная доля сохранившихся немецких строений имеет настоящие, полноценные действующие дымоходы! Однако, как это ни странно, традиции кенигсбергской каминной культуры калининградцы не переняли, а предпочли осваивать этот рынок с нуля. Причем сделали это относительно недавно.

 Как складывался рынок

Начав исследовать этот рынок, мы, как и в случае с декоративной штукатуркой, можем назвать точное время его основания. 2001 год – именно тогда были созданы первые компании, которые стали предлагать не штучный товар, привезенный из соседней Польши под конкретный заказ, а формировать склады и популяризировать каминную культуру. Это было непросто. Камин в тот момент был очень дорогим удовольствием. Причем удорожал этот объект интерьера не только производитель (по какой-то причине в Калининград везли только дорогие топки и соответствующие по цене порталы) – сказывался и тот факт, что камин состоятельными людьми расценивался как баловство. Никто не рассматривал (а соответственно и не устанавливал) камин как полноценный источник отопления. Ну а кто мог позволить себе потратить 200-300 тысяч рублей (и это начальная планка!) на создание красивой рождественской сказки?

 Рынок сегодня

Ситуацию в корне изменил кризис 2008-2009 годов. Едва сложившийся рынок просто парализовало – покупатель со средним достатком, только-только заинтересовавшийся голливудской картинкой «семья возле растопленного камина» и накопивший на более-менее бюджетную топку денег, просто не смог позволить себе такие траты, ну а состоятельный клиент в силу своей немногочисленности не смог обеспечить должный уровень продаж. Тогда-то продавцы и перешли на бюджетные версии моделей. На рынок помимо классических Supra, Invictaи Palazzettiвышли более дешевые линейки от брендов Norman, Andalusia, Fabrilor, Eurokom. Но это не главное. Сегодня средний класс, выстроивший себе дом и не имеющий возможности подвести к нему в ближайшее время газ, вспомнил, зачем все-таки в доме ставили камин. Поэтому в обиходе стали появляться фразы про водяные рубашки, разводку тепла, регуляторы теплоотдачи, возможность нагревать теплые полы и поставлять тепло от камина в общую систему отопления. Тем временем более практичные европейцы, которые уже прошли этап «гигантизма», представили потребителям эффектные маленькие печки, подкупающие своим изысканным дизайном и высоким КПД. Калининградцы среднего достатка, с уважением посмотрев на ценник камина в дворцовом стиле, с умилением переключаются на этих малюток, называя их с ностальгической нежностью «буржуйками». (Продавцы недовольно морщатся – их печки не «едят» много дров, а соответственно не разоряют хозяев).

 Перспективы рынка

Потенциал камина в Калининграде только-только стал осваиваться. Крупные специализированные продавцы уже поделили малоемкий калининградский рынок и вовсю стремятся сделать приобретение камина приятным времяпрепровождением. А именно: снижают цену, живя только за счет дилерской скидки, советуют грамотных монтажников, регулярно знакомят покупателя с европейскими новинками (а их ну очень много в просвещенной Европе!), привозят и готовы установить даже эффектные достоверные имитации (речь идет об электро-, био- и газовых каминах). Установить последние, кстати, из-за российских требований к пожаробезопасности можно только нелегально). Но покупатель пока только-только раскачивается, стремясь при этом сэкономить. Иногда даже на своей собственной безопасности.

 Елена Колыскова, директор сети салонов «Камин&Интерьер»:

 «В Калининграде только складывается каминная культура»

– Мы одними из первых в Калининградской области стали заниматься поставкой и продажей каминов. В 2001 году как такового рынка в нашем городе не было – отдельные мастера под конкретный заказ привозили топки из Польши и самостоятельно их устанавливали. Наша компания стала первой, кто наладил в регионе складскую поставку топок, дымоходов, порталов, необходимых комплектующих и аксессуаров. Если говорить о клиенте, то в Калининграде на тот момент, в принципе, не было каминной культуры. Камин воспринимался как эффектный аксессуар, подчеркивающий статус хозяина дома. Оценивались игра пламени, внешний вид портала. В этом плане европейский потребитель шагнул далеко вперед – во Франции и Германии, и особенно в странах Скандинавии, как правило, камины устанавливались для отопления помещений.

Сейчас ситуация меняется – и в лучшую сторону. Калининградцы начинают понимать, что камин – это не только дорогостоящее украшение гостиной, но и очень эффективный источник тепла. В нашей линейке товаров представлены многочисленные модели, прекрасно сочетающие в себе внешний дизайн, европейское качество и высокий КПД. Мы напрямую работаем с известными производителями и сегодня добились того, что цены в наших салонах ниже или соответствуют ценам в Европе. На сегодняшний день большой шаг вперед сделало направление электрических и биокаминов, которые становятся эффектной дизайнерской составляющей любого дома, не оснащенного дымоходом.

Если говорить о дальнейшем развитии рынка каминов в Калининграде, то могу отметить, что этот сегмент – малоемкий. Удержаться на плаву здесь могут только опытные и любящие свое дело компании, для которых рынок каминов – это не просто бизнес, а неотъемлемая часть жизни.

 

Елена Медведь, директор компании «Рэймикс-Запад»:

 «Клиент стремится сэкономить»

 – Мы по праву можем считать себя пионерами на калининградском рынке каминов, так как начали осваивать это направление в 2001 году одними из первых. В тот момент калининградский покупатель мечтал о том, чтобы установить в своем доме камин, и, несмотря на то, что первые модели, появившиеся на рынке, были весьма дорогостоящие, состоятельный клиент с готовностью приобретал их. Камин был элементом статуса, роскоши. Покупатель среднего достатка не мог себе это позволить, да и не стремился. Все-таки камин не считается у нас элементом первой необходимости.

Кардинальным образом ситуацию на рынке изменил кризис 2008-2009 годов. Дорогие модели стали меньше пользоваться спросом у покупателей. Наша компания, которая всегда работала по складской программе, приняла решение расширить линейку предложения и включить в ассортимент бюджетные марки от польского, французского и российского производителя. Сегодня в нашем салоне мы предлагаем камины для клиентов с разным уровнем достатка. У нас можно выбрать камины разных направлений – от классики до хайтек. Самыми продаваемыми остаются бюджетные версии с недорогой облицовкой из песчаника, также пользуются спросом разнообразные модели печей и барбекю.

Клиент во всем стремится экономить и иногда допускает серьезные ошибки. Если раньше он полностью доверял продавцу, а устанавливать камин приглашал только профессиональных мастеров, то сегодня, подкрепив свои знания в Интернете, человек покупает простейшую топку и зовет бригаду с соседней стройки ее установить. Вероятность ошибки при таком подходе велика. Все-таки камин – это пожароопасный объект, и здесь нельзя экономить на своей безопасности, лучше доверять монтаж камина профессионалу.

 Дарья Круглова, менеджер по маркетингу и рекламе ГК «Мастер СПА» и «Теплоконсалт»:

 «Мы видим много перспектив у рынка каминов»

 – Направление «Камины» в нашей компании появилось в 2009 году. В тот момент потребитель не мог найти достойный продукт на калининградском рынке, хотя предложений существовало немало. Поэтому нами было принято решение о введении в ассортимент такого нового направления, как камины из натурального камня. В частности, мы предложили калининградцам продукцию брендов Hark (Германия) и Tulikivi (Финляндия). Камины из натурального камня сразу привлекли внимание покупателя. А так как цена на продукцию наших поставщиков варьируется в зависимости от вида камня и от размеров камина, то продукция оказалась доступна весьма широкому кругу клиентов.

С течением времени требований у клиентов к каминам стало намного больше. Сегодня покупатель, приобретая камин, желает получить не только предмет интерьера, но и многофункциональный, комфортный и надежный источник тепла. Учитывая эти пожелания и изучив предлагаемые нашими партнерами новинки, мы расширили ассортимент и предлагаем сегодня достаточно широкий выбор каминов. Это камины и печи из натурального камня (талькомагнезита, мрамора, стеатита), камины в кафельной отделке, каминные вставки и аксессуары. Однако сегодня мы по-прежнему встречаем неподготовленных покупателей, которые не знают, какой камин им интересен, в чем плюсы натурального камня. В такой ситуации покупатель зачастую пребывает в восторге от полученной информации о возможностях и преимуществах наших каминов.

Тем не менее перспектив развития у этого направления мы видим достаточно много. Ежегодно наши поставщики выпускают новые модели каминов, увеличивают их возможности, а мы, в свою очередь, всегда рады удивлять наших покупателей новинками и эксклюзивными предложениями.

 Геннадий Лазарев, директор ООО LGS:

 «Сейчас на рынке баланс между продавцами и монтажниками»

 – Я стал заниматься установкой каминов и изготовлением каминных порталов в 2001 году. Приблизительно в это же время в Калининграде появились фирмы, которые стали привозить профессиональные каминные топки из Европы и содержать в штате своего монтажника. Заказов было немного – из-за высокой стоимости позволить себе камин могли единицы, но если человек решался на такой шаг, то готов был серьезно тратиться. На тот момент клиент предпочитал установить в своем доме классический дровяной камин в стиле кантри. Сейчас на калининградском рынке установился определенный баланс. Камины стали доступнее, и ими заинтересовались люди со средним достатком. Торговые компании исключили из штата монтажников и занимаются лишь поставкой и продажей каминной техники, благо ее многообразие поражает. Однако отмечу, что для многих камин по-прежнему остается лишь элементом декора, подчеркивающим статус. Отапливаться камином предпочитают владельцы небольших загородных домов и дач. Причем в этом случае они по старинке предпочитают камины, собранные из кирпича. У городских жителей в фаворе чугунные топки, которые, как правило, топятся лишь несколько раз в год.

Стоит отметить, что некоторые новостройки Калининграда, в частности элитное жилье, подразумевают наличие настоящего дымохода. Установить настоящий камин в таком доме не составит проблем. Однако большинство многоэтажек снабжены классическим вентиляционным каналом из силикатного кирпича. Установить здесь по технике безопасности можно только электрокамин. Не встречались в моей практике и газовые камины – их установка в России связана с большими техническими сложностями.

 Александр Кузнецов, директор компании «ТехСтандарт»:

 «Сегодня рынок развивается динамичнее и насыщеннее»

 – Основная специализация нашей компании – это поставка, продажа и установка отопительной техники. Поэтому заняться в 2004 году таким видом отопления, как каминное, для нас оказалось логичным решением. В тот момент осваивать рынок каминов, постигать тонкости их установки было скорее интересным, нежели перспективным занятием: позволить камины в Калининграде могли себе единицы. Однако мы с увлечением знакомились с инженерными особенностями установки этого вида отопления, постигали основы мастерства. Со временем ситуация на рынке в корне изменилась: все больше людей среднего достатка захотели обзавестись своим собственным очагом, да и производители стали предлагать более бюджетные модели. Поэтому сегодня рынок развивается динамичнее и насыщеннее, чем десять лет назад. Наша компания поставляет топки польского, немецкого и французского производителя. Включили в свой ассортимент и электрические камины – они позволяют людям, дома которых не оснащены дымоходом, создать достоверную иллюзию живого огня, очага в их доме. Конечно, сегодня камин выступает больше как предмет декора, хотя участились случаи, когда покупатель среднего достатка, желая отопить свой дачный домик, хочет сделать это с помощью камина или печи воздушного отопления.

Минувший кризис, безусловно, сказался на уровне продаж – клиент экономил, и успехом пользовались очень дешевые модели. Сейчас ситуация выравнивается – ожило коттеджное строительство, появляются все новые модели топок, клиенты все чаще обращаются к сети Интернет, чтобы узнать дополнительные возможности каминов. Так, все большей популярностью пользуются камины с водяной рубашкой, которые можно использовать как полноценный источник тепла.

 Сергей Иванов, менеджер компании «Теплотехника плюс»:

«Основным заказчиком был и остается частный сектор»

– Наша компания существует с 1997 года. Так как основной сферой деятельности была поставка и продажа теплотехники, то включение в линейку товаров каминных топок оказалось логичным решением. Это направление мы стали осваивать в 2003 году с поставки в регион французских топок Seguin. Основным нашим заказчиком был и остался частный сектор. Политика нашей фирмы всегда была направлена на обеспечение максимального комфорта клиенту: работая с нами, заказчик получает все из одних рук. Со временем мы серьезно расширили линейку продукции и сегодня представляем таких мировых производителей, как Spartherm (Германия), Seguin (Франция), Invicta (Франция), Romotop (Чехия).

Минувший кризис не повлиял серьезно на уровень наших продаж. Так как мы занимаемся одновременно несколькими направлениями, то небольшое проседание в сегменте каминов удалось нивелировать продажами других видов теплотехники.

Если говорить о рынке в целом, то сегодня в Калининграде можно найти каминные топки и печи разного ценового диапазона и от разных производителей. Так, в изобилии представлены дешевые польские и китайские топки. На мой взгляд, это лишь имитация настоящего камина. Выполнены они, как правило, из низкопробных материалов и не отличаются долговечностью. Но если покупатель не рассчитывает часто топить камин, а приобретает его как эффектную декорацию, то для таких целей сгодятся и дешевые аналоги. Тем, кто желает получить надежный камин, мы советуем не экономить. Покупателю, ограниченному в средствах, мы рекомендуем обратить внимание на каминные печи. Они позволяют существенно снизить расходы на дополнительные облицовочные материалы и дорогостоящие работы мастеров печного дела.