Рынок клинкера: жесткая конкуренция поставщиков

15 июля 2012

Клинкерную продукцию получают из специальных глин путем высокотемпературного обжига до спекания. Благодаря этой технологии клинкерный кирпич и клинкерная плитка обладают очень высокой степенью прочности и малым водопоглощением по сравнению с керамикой, то есть идеальны для прибалтийского климата. Однако долгое время этот типичный для Кенигсберга материал на калининградском рынке находился в сегменте VIP. Сегодня ситуация меняется.

 

Как складывался рынок

 

В дореволюционной России существовало около пяти крупных заводов, специализирующихся на выпуске клинкера. Однако дороговизна этой технологии – высокие температуры обжига, туннельные печи, более продолжительный срок изготовления – стала причиной закрытия предприятий уже к 60-м годам. Калининград, лишившийся исторического фасада во время войны, с 70-х стал зарастать однотипными панельными многоэтажками. Но врожденный консерватизм и приверженность традиционным ценностям, всегда роднившие немцев и русских, взяли свое: увидев немецкие особнячки – такие практичные и уютные, полные той самой «буржуазной» прелести, калининградцы затаили мечту о своем доме, отделанном красивым и практичным красным клинкером. И, когда в 90-х на рынке появился клинкерный кирпич латвийского завода LODE, спрос на него был бешеный, несмотря на высокую по сравнению с другими стройматериалами цену. Однако по-настоящему разнообразным рынок стал только в начале 2000-х. В Калининград один за другим пришли ведущие марки клинкера: Feldhaus, ABC-Klinkergruppe, RÖBEN, Ceramika Paradyz, готовые фасадные системы Haacke Isolier Klinker. С особой нежностью к Калининграду отнеслись именно немецкие производители, в принципе с неохотой дававшие разрешение на продажу своей продукции в Россию. Но магическое «Калининград? Ах да, Кенигсберг» настраивало суровых германцев на ностальгический лад: в память о краснокаменной столице Восточной Пруссии и с надеждой на ее возрождение хотя бы таким способом они давали и продолжают давать добро именно калининградским представителям.

 

Ситуация сейчас

 

Изменил ситуацию на рынке вовсе не кризис 2009 года. (Клинкер, даже несмотря на огромное предложение, просто не может быть дешевым, поэтому и до кризиса, и после его могли позволить себе только очень состоятельные люди). Прервал поток европейского клинкера в Калининград закон о поддержке отечественного производителя 2010 года: цены на зарубежный кирпич и брусчатку взлетели в два раза. Сегодня балом правит клинкерная облицовочная плитка (она в сферу правового акта не попала), и от такого многообразия производителей – а на рынке можно найти бюджетные польские, литовские, латвийские варианты, классические немецкие, изысканные бельгийские ручной формовки с эффектом старения – у неискушенного калининградского производителя просто кружится голова.

 

Перспективы рынка

 

Выясняя перспективы рынка, мы столкнулись поистине с испанскими страстями: в конце прошлого года первую партию своего клинкера выпустил калининградский завод «Пятый элемент» (к слову, сегодня рискнувших сделать это даже в «большой» России – единицы). Оценивая качество калининградского кирпича, поставщики презрительно морщат носы: немецкие заводы «запекают» свой клинкер уже не первую сотню лет, куда нам в этот калашный ряд! Производитель же утверждает, что качество его продукции не хуже немецкого – в подтверждение своих слов готов предоставить документ от Евросоюза. Пока партия – пробная, но массовый выпуск не за горами. Калининград – в сфере интересов «Пятого элемента», так что действительно ли калининградский клинкер конкурент немецкому – скоро увидим.

 

 

 

Екатерина Цымбулова, управляющий салоном «Клинкер»:

«Кризис не особо изменил расклад на рынке клинкера»

– Наша компания начала свою деятельность в 2007 году с открытия первого в Калининграде фирменного салона торговой марки STRÖHER (Германия). Продукция сразу же вызвала интерес у калининградского покупателя – и это вполне объяснимо: до кризиса 2008 года финансовое состояние частного сектора располагало к капитальной отделке домов. Однако и кризис не особо изменил расклад на рынке клинкера – своего покупателя мы сохранили. Просто стоит отметить, что до кризиса заказчики отдавали предпочтение домам площадью от 500 кв. м, а в сложные времена большим спросом стали пользоваться дома площадью 300-400 кв. м. Сегодня, по моему мнению, кризис миновал. Рынок загородной недвижимости постепенно выходит на докризисный уровень – даже несмотря на финансовые сложности, люди хотят жить здесь и готовы тратиться на качественные материалы, которые прослужат десятилетиями. Поэтому поставки клинкера не сократились, а даже увеличились. За несколько лет мы расширили и наш ассортимент: сегодня в наличии материалы практически всех ведущих европейских марок (INTERBAU, ABC Klinkergruppe, FELDHAUS KLINKER, KLINKER SIRE, PRZYSUCHA). При этом мы предлагаем не только клинкерную плитку, но и сопутствующие к ней материалы: клеи, фуги, препараты для удаления высолов (BOLIX, Польша). К слову, основной проблемой в секторе по-прежнему остается качество монтажа: как правило, люди хотят сэкономить на клее и фуге. В итоге нередко калининградские клинкерные фасады «плачут»: дешевая фуга, не обладающая водоотталкивающим эффектом, попросту сведет на нет ваши затраты на дорогую клинкерную плитку.

 

 

Олег Тарасов, мультикатегорийный менеджер ТД «Строитель»:

 

«Интерес к клинкеру всегда был высок»

 

– Наш торговый дом начинал свою работу с поставки и продажи основных строительных материалов, в частности силикатного и керамического кирпича. Разумеется, и клинкер мы не могли обойти своим вниманием. Первые образцы клинкерной облицовочной плитки и клинкерного кирпича появились в наших магазинах еще в 1997 году, и тогда за новинкой стояли очереди. Интерес был так высок, что иногда мы продавали в день по две машины. Сотрудничали с немецкими, польскими, литовскими и латвийскими производителями. С ростом интереса покупателей к хорошему клинкерному кирпичу количество наших поставщиков увеличивалось. Особенно высоким спрос на клинкер был в предкризисном 2008 году.

Сегодня нашим конкурентным преимуществом является работа по складской программе – наш покупатель предпочитает получать товар сразу. Конечно, мы работаем и под заказ, но самые популярные марки есть в наличии всегда. Мы поставляем в регион продукцию известных мировых брендов WIENERBERGER, CRH, являемся дилером латвийского концерна LODE. Его продукция особенно популярна у калининградцев из-за демократичной ценовой политики. «Лодовский» кирпич стоит недорого – от 24 рублей, хорош по качеству (это уже проверено десятилетиями). Предлагает LODE и специальные виды кирпича для облицовки дымовых труб, фигурные и заборные элементы. Калининградцев ждет и расширение ассортимента: сегодня рынок настолько насыщен поставщиками, что конкурировать придется именно в этом сегменте. Но цена навряд ли упадет: закон, призванный поддержать отечественного производителя, автоматически поднял цену на импортный качественный кирпич в почти в два раза.

 

Евгений Захаров, заместитель генерального директора ООО «ЭкоКерамика»:

 

«Многообразие предложения поражает»

 

– Сегодня калининградский покупатель все чаще интересуется исторически уместными в Прибалтике керамикой и клинкером. Рынок на этот интерес отреагировал более чем активно: сегодня в Калининграде представлены практически все европейские производители. Самые разнообразные виды, цвета и формы клинкерной плитки, полноценный клинкерный кирпич, готовые фасадные системы – если учесть, что до 2000-х годов калининградцы знали только латвийский «лодовский» кирпич, то от сегодняшнего многообразия у несведущего в тонкостях покупателя может закружиться голова. Только наша компания представляет на российском рынке три старейших в Германии клинкерных завода. Но и тут есть свои нюансы. Так, предлагаемая сегодня состаренная плитка ручной формовки, набирающая популярность у любителей старины, обладает высокой степенью влагопоглощения, о чем многие поставщики предпочитают не упоминать.

Единственным отпугивающим фактором для многих остается цена. С 2010 года из-за закона, обязавшего растамаживать кирпич и брусчатку на Россию, цены на полноценный клинкерный кирпич выросли в два раза, что резко сказалось на спросе. Стабильно дорогими остаются и готовые фасадные системы. А вот цена клинкерной плитки снижается – сегодня стоимость метра этого материала практически сравнялась со стоимостью качественной штукатурки.

Организовать производство клинкера у нас в области достаточно сложно из-за дороговизны оборудования. К тому же каждый производитель как зеницу ока бережет свои секреты и нюансы «приготовления» клинкера. Так, продукция польского филиала концерна Röben уступает по качеству своему немецкому «собрату». И очевидно, что с калининградцами секретами мастерства делиться никто не собирается.

 

 

Татьяна Богачева, продавец-консультант магазина «Пробковый дом»:

 

«Мы не потеряли своего покупателя в кризис»

 

– Мы стали поставлять готовые фасадные системы Haacke в юбилейном для Калининграда 2005 году. Причем немцы долгое время отказывались сотрудничать с представителями региона – не видели в Калининграде рынка сбыта. Договориться удалось только при личной беседе на выставке в Германии. Ничего подобного до этого момента калининградцы не видели – мы привезли уникальные фасадные элементы, где клинкерная плитка уже впаяна в утеплитель фабричным способом. Кроме того, подписав договор, наши специалисты сразу же отправились в Германию на обучение – монтировать такие системы тоже надо было уметь. Интерес, повторюсь, возник сразу – высокие декоративные характеристики клинкера дополнились скоростью монтажа и возможностью дополнительного утепления. Конечно, системы недешевые – даже в Германии подобный фасад могут позволить себе немногие, однако в Калининграде клиент нашелся. Кризис не особо повлиял на нашего заказчика, а сегодня количество покупателей даже увеличилось. Причем рекламой нашим фасадным системам служат объекты, над которыми мы работали несколько лет назад: фасады Haacke уже окупают себя. Только расходы на отопление в доме, отделанном такой системой, сокращаются от 30 до 70 процентов. Что уж говорить о долговечных декоративных свойствах: не надо подклеивать отвалившуюся в результате некачественного монтажа плитку, заново штукатурить дом или подбирать по цвету пластины сайдинга…

Конечно, сегодня у нашего немецкого производителя появилось много конкурентов – дублировать его продукцию стали в других странах Европы. Вопрос в более низкой цене. Однако качество немецких фасадных систем, технология изготовления которых шлифовалась 60 лет, уже себя зарекомендовало. А хорошее дешевым не бывает.

 

Антон Тимофеев, директор ТД «Хатей»:

 

«Завоевывать покупателя можно только эксклюзивным товаром»

 

– Мы – новички на калининградском рынке клинкера, начали заниматься этим перспективным направлением в конце 2011 года. Сегодня клинкер нашел свое место как во внешней отделке помещений, так и во внутренней: дизайнеры все чаще используют в своих проектах именно этот традиционный для Калининграда материал. Поэтому мы делаем ставку на клинкер с высокими декоративными качествами – плитку ручной формовки, полностью имитирующей старый кенигсбергский клинкерный кирпич. Каждая такая пластина имеет свой уникальный рисунок и интересную цветовую гамму. Производит ее один из старейших заводов на родине клинкера – Бельгии. Продукция марки VANDERSANDEN использовалась при реконструкции исторического центра Лондона и получила высокую оценку от английских реставраторов. Не сомневаемся, что подобный материал найдет своего покупателя и в Калининграде, тем более что частник сегодня стремится заполучить дом в духе старинного кенигсбергского особняка. Причем эту тенденцию консерватизма поддерживают все мировые производители клинкера: в моде по-прежнему коллекции естественных оттенков (красный, кирпичный, шоколадный с небольшими вкраплениями).

Обращаясь к вопросу долговечности плитки ручной формовки: да, эта плитка имеет большую степень водопоглощения, нежели обычная клинкерная. Однако насколько легко она напитывается влагой, предотвращая попадание влаги внутрь помещения, настолько же легко проветривается благодаря своей уникальной структуре, содержащей много пор и канальчиков. Поэтому все разговоры о недолговечности этого материала неуместны. Зато остро стоит вопрос с логистикой: все поставки в Калининград осложнены его автономностью, и цены на продукцию зависят от колебания евро.

 

Александр Шахов, генеральный директор компании «Пятый элемент»:

 

«Мы планируем наладить массовое производство калининградского клинкера»

 

– Наш завод не только первый в области, но и один из первых в России, кто решился на выпуск клинкерного кирпича, а главное первый, кто эту планку преодолел. Первая партия клинкерного кирпича была выпущена нами в декабре 2011 года. Мы просто решили опробовать свои силы: сделать клинкерный кирпич на стандартном оборудовании, благо наши печи позволяют поднимать температуру до необходимых для «выпекания» клинкера 1000-1150 градусов. В итоге эксперимент удался – эта первая партия стала заделом, подтверждением мастерства наших специалистов. Уже сегодня мы можем заявить, что качество нашей продукции по основным своим характеристикам вполне может конкурировать с немецкими, голландскими, бельгийскими и польскими образцами, представленными сегодня на рынке Калининграда и «большой» России. И это уже подтверждено Евросоюзом – наша продукция признана соответствующей европейским стандартам качества. В наших планах расширение ассортимента лицевого клинкерного кирпича. Еще одним положительным элементом нашей продукции является ее стоимость, которая в разы ниже европейских конкурентов, так как в основной своей массе сырье добывается на нашей калининградской земле. Основными рынками сбыта пока мы видим Москву, Санкт-Петербург и многие другие крупные города России. Нашей продукцией уже заинтересовались партнеры из Польши и стран Прибалтики, сейчас ведутся переговоры о долгосрочном и взаимовыгодном сотрудничестве. В нашем регионе пока не наблюдается массового спроса на клинкер – все-таки предлагаемая продукция западных производителей обходится «в копеечку». Думаем, что с появлением калининградского клинкерного кирпича интерес к этому материалу только возрастет.