Рынок котлов: окрыленный газовой мечтой

01 октября 2013

Текст: Надежда Абрамова

Фото: Роман Пучко

 

Калининград в плане отопления всегда отличался от других городов Центральной России. Сохранившийся немецкий фонд с «автономкой» изначально предопределил сам факт наличия на постсоветском рынке Калининграда котельного оборудования – конечно, примитивного по сравнению с нынешним разнообразием. Но те простые российские газовые котлы позволяли избранным счастливчикам не мерзнуть в мерзкое межсезонье в ожидании теплой благодати от местных РТС. А вот для владельцев одиноко стоящих в прусских полях немецких домиков твердотопливный котел был, как корова в доме русского крестьянина, – без него никуда. Пожалуй, именно это немецкое наследие и приучило калининградцев к «европейскому» – автономному – способу обогрева, предопределив и развитие рынка газового оборудования.

 

Как складывался рынок

Как уже отмечалось, заменой старой немецкой колонке мог послужить котел российского производства. С них и начинал складываться рынок газового оборудования в Калининграде. Постепенно в регион пришли ведущие мировые марки котельного оборудования. Этому поспособствовал и рост индивидуального жилого строительства, повлекший такой спрос на котельное оборудование, что даже в кризис 2008-2009 годов не позволил газовому рынку (что ж, дома построены, хочешь не хочешь, а отапливать их надо) просесть. Вот уже десять лет как в Калининграде работают крупнейшие газовые гиганты, которые не просто наладили поставку, но и включились в работы по монтажу, гарантийному и постгарантийному обслуживанию.

 

Ситуация сегодня

«Контуртерм», «Теплоиндустрия ТК», официальный сервис Bosch, «Мегаполис» и другие крупные центры разделили между собой и оптовый рынок. Выйти на крупного застройщика новичку даже с очень перспективной качественной новинкой крайне трудно. В фаворе принципы «дешево и сердито» и «не надо ничего менять – у нас и так все хорошо». А это значит, что в большинстве своем застройщик выбирает крайне бюджетный 24-киловаттный котел итальянского, румынского или корейского производства у проверенного временем друга-поставщика (нередко – своей дочерней компании).

Гораздо вольготнее на рынке частному покупателю. Тут к услугам и лучшие образчики немецкой газовой мысли от VAILLANT, BUDERUS, VIESSMANN, и «середнячки» BERETTA(Италия), FAIP (Литва), JUNKERS (Германия-Турция), и совсем недорогие российские и корейские системы. А вот якобы швейцарский ELECTROLUX оказался madeinChina и был настолько плох, что газовщики даже не желают слышать об этой марке.

К слову, рынок газа в Калининграде покоится на двух основных китах. Соответствующие проектные организации разрабатывают схему системы газового отопления, а остальные работы забирают себе поставщики, они же монтажники, они же гарантийный и постгарантийный сервис. Как показывает опыт большинства участников рынка, калининградский частный покупатель настолько ленив, что даже в вопросе, напрямую связанном с безопасностью жизнедеятельности (все-таки газ!), полностью отдает себя в руки продавца и ищет компанию, которая продаст, посоветует, перепланирует, если надо, наладит и согласует.

 

Перспективы рынка

В том, что в Калининграде появятся новички, уверены представители рынка. Клиентов хватает всем и станет еще больше. Ответвление от Северного потока, закачка голубого топлива в подземное хранилище под Зеленоградском, оптимистичные планы регионального правительства дать газ всем и каждому, рост многоквартирного жилого строительства (и чтобы непременно с автономным газовым отоплением!) – все это вселяет в сердца новичков надежду, а опытных продавцов уверяет в правильности выбранного пути. Ни все еще высокие цены на подключение газа непосредственно к дому, ни минувшие громкие блэкауты, когда без электричества оставалась вся область (а для справки – весь «мозг» газового котла работает от электросети) не замутняют эти «голубые» мечты. Нет, есть и скептики, кто оставил в своем ассортименте твердотопливные котлы, которые при экстренной ситуации смогут работать и на обычных дровах. Но число их не так велико.

 

Дмитрий Местников, специалист отдела маркетинга по товарным направлениям ГК «Контуртерм»:

 «Продажи бытовых котлов вернулись на докризисный уровень»

 

– Мы занимается поставками и продажей котлов с 1998 года. На тот момент серьезных конкурентов было несколько, они же работают и сейчас. Потенциал рынка заключался в том, что началось активное коттеджное и многоквартирное строительство, и на сегодняшний день рынок котельного оборудования, сложившийся в Калининградской области, достаточно разнообразен.

Значительную часть наших покупателей составляют владельцы многоквартирного жилья. Преимуществ поквартирного отопления для потребителя достаточно много – это и возможность самостоятельного управления климатом, и экономия топлива и средств. В сегменте коттеджной застройки в связи с быстрой газификацией области все большее распространение получает оборудование, работающее на природном газе.

Хочется отметить, что клиенты всех сегментов стали все больше обращать внимание на качество продукции, предоставляемый послепродажный сервис, комплексность покупки, цена уходит на второй план.

В настоящее время в нашей компании представлен наиболее полный ассортимент котлов – это настенные и напольные  котлы, работающие на газе, дизельном топливе, электричестве, дровах, угле. Также представлено оборудование на альтернативных источниках энергии: пеллетные, конденсационные котлы, тепловые насосы и солнечные панели, работающие на энергии солнца.

Если говорить о перспективах рынка котельной техники, то можно отметить, что продажи бытовых котлов вернулись на докризисный уровень, однако непонятно, насколько ситуация стабильна. Таким образом, дать однозначную оценку рынку сейчас трудно. Большое значение будет иметь развитие корпоративного сектора – постройка новых гостиниц и других объектов к чемпионату мира 2018 года.

 

Валентин Лозинский, маркетолог компании «Теплосервис»:

«Рынок еще далек от насыщения»

 

– Наша компания существует на калининградском рынке уже более 15 лет. Наш ассортимент изначально был рассчитан как на частного покупателя, так и на крупного застройщика и профильные монтажные организации. За все года, что мы находимся на рынке, я не могу отметить период, когда наша продукция не была востребована, – топить нужно всегда, поэтому спрос на котлы стабилен. Более того, сегодня владельцы квартир с центральным отоплением все чаще желают переделать систему и перейти на автономное отопление. Так как основными видами топлива у нас в области являются природный газ и твердое топливо (дрова, уголь и т. д.), то соответственно самыми востребованными остаются котлы, работающие на этом виде топлива. 

Меняется в этом плане и покупатель. Он старается идти в ногу с научно-техническим прогрессом, уделяет большое внимание экономии ресурсов в процессе эксплуатации товара, настаивает на максимально долгом сроке службы, перестает скептически относиться к инновациям. А их в последнее время на рынке и в нашем ассортименте немало. У нас представлены и такие известные мировые производители, как BUDERUS, ATTACK, TERMET, и отечественные производители «Дон», «ЖМЗ», «Мозырь». Среди твердотопливных котлов пользуются популярностью котлы длительного горения. Мы предлагаем и альтернативы газовым и твердотопливным котлам – дизельные и электрические системы. Пока спрос на них не так велик.

Если говорить о перспективах рынка, то, думаю, он еще далек от насыщения. Вполне возможно, что в ближайшее время появятся новички. Однако сегодня покупателю необходимо предоставлять полный комплекс услуг – от помощи в выборе котла до его постгарантийного обслуживания. Не каждая компания готова к такому объему работ.

 

Юрий Черняк, директор специализированного центра отопительной техники Viessmann («Виссманн»):

«Радует, что потребитель перестал смотреть только на цену оборудования»

 

– Несмотря на то, что наша компания молодая (мы на рынке с 2008 года), она твердо стоит на ногах и уже занимает определенный сегмент рынка. Это в первую очередь связано с тем, что мы представляем немецкую высококачественную технику, а высококачественный немецкий продукт всегда был и будет востребован. Также мы являемся единственным специализированным салоном, который представляет и продвигает на рынке Калининграда только один бренд, широко известный во всем мире. Поэтому перспективы и конкурентоспособность нашей фирмы на высоком уровне.

Минувший кризис не особо сказался на деятельности нашей компании. Более того, период 2008-2009 годов был для нас стартовым и динамичным, а по результатам оборота и выгодным. Своим партнерам и сотрудникам в те годы я повторял слоган одного радио: «У нашего клиента деньги есть всегда». Наш клиент – это человек со средним уровнем достатка и выше. Кроме того, это коммерческие, муниципальные и промышленные котельные.

Клиент в сфере отопления сейчас изменился и меняется постоянно. Радует, что потребитель перестал смотреть только на цену оборудования и стал уделять больше

внимания качеству продукта, его техническим возможностям. Однако в большинстве своем покупатель по-прежнему не так много знает о котлах, а его «самообразование» через Интернет, соседей и неквалифицированных монтажников приносит больше проблем, чем пользы.

Проблем в нашем секторе много, но некоторые из них нам даже нам на руку. Например, непрофессиональный персонал конкурентов – не получившие в одном месте нужную им информацию потребители в скором временем приходят к нам.

 

Андрей Родиманов, генеральный директор компании «Теплоконтроль»:

«Наше конкурентное преимущество – комплексный подход»

 

– Наша компания появилась на рынке совсем недавно – в 2012 году. Уверен, что выбрал правильное решение для развитие своего бизнеса – котлы нужны Калининградской области. И с каждым годом вопрос поставки современного газового оборудования в регион все актуальнее. Дело не только в том, что наблюдаются активный рост индивидуальной коттеджной застройки и активная газификация региона. Жители многоквартирных домов, подключенных к центральному отоплению, все чаще переходят на «автономку», хотя это требует немалых финансовых средств и согласований. По этой причине сегодня на рынке востребованы как бюджетные отопительные системы, так и высокопрофессиональные линейки газового оборудования. Поэтом,у ориентируясь на покупателя с разным доходом, мы предлагаем продукцию разных брендов: итальянский Immergas и Unical, немецкий Buderus, польский Termet, шведский Electrolux. Мы уверены, что сегодня работы хватает всем – и крупным компаниям, и небольшим фирмам. Одно но: сегодня покупатель хочет получать все услуги в газовой сфере в комплексе. Ведь установка котла подразумевает не только его выбор и продажу (хотя и здесь, как правило, не обойтись без помощи специалиста), но и монтаж, пуск системы, гарантийное и постгарантийное обслуживание. Поэтому я выбрал комплексный подход к этому вопросу. Будущее монтажников-одиночек в этом плане мне представляется туманным.

Основной наш покупатель – частный клиент, однако постепенно мы планируем выйти на оптового покупателя, застройщика. Если говорить о том, как изменился клиент, то сегодня он все больше внимания уделяет вопросам качества и продолжительности службы оборудования.

 

Андрей Крот, генеральный директор компании «ВестПайп»:

 

«На оптовом рынке достаточно высокая конкуренция»

 

– Мы стали заниматься поставкой и продажей котельного оборудования в Калининграде в 2008 году. Осваивать это направление было логичным, так как наша компания предлагает полный перечень материалов и оборудования для строительства, наладки и ремонта инженерных сетей. Осваивая этот сегмент, мы ставили перед собой задачу привить калининградскому покупателю «европейское» отношение к такому важному аспекту любого дома, как инженерные сети: лучше один раз потратиться, но минимум 15-20 лет не думать о протекающих трубах и холодных радиаторах. Поэтому мы сделали ставку на высокотехнологичных европейских поставщиков и выбрали в качестве своих партнеров итальянского производителя FONDITAL. Это отлично известная как в России, так и за рубежом марка котлов высокого качества уже давно нашла своего покупателя и в Калининграде. К сожалению, оптовый рынок Калининградской области уже хорошо освоен – выйти на крупного застройщика с новинкой непросто: демпинг цен, достаточно высокая конкуренция, да и просто привычка строителей покупать только то, что они знают. Однако мы уверены, что новые вливания рынку нужны. К тому же в отличие от крупных игроков, у которых, как правило, система продаж поставлена на поток, мы стремимся вникнуть в проблему каждого конкретного покупателя, предложить выгодный именно ему вариант максимально качественного товара. Ну а с тем учетом, что в области продолжаются масштабные работы по газификации и многоэтажному жилому строительству, мы уверены, что наша продукция найдет своего покупателя.

Если оценивать рынок в целом, стоит отметить, что калининградский покупатель по-прежнему стремится сэкономить – это касается как розничного клиента, так и оптовика.

 

Даниил Колпаков, генеральный директор компании «КД-Стиль»:

 

«Твердотопливные модели будут еще долго востребованы потребителями»

 

Мы только выходим на калининградский рынок котельного оборудования, но готовимся предложить калининградцам полный спектр услуг в этой сфере. Благо сегодня калининградский рынок позволяет выходить с новинками и завоевывать своего покупателя. Связано это в первую очередь с планами региональных властей по дальнейшей газификации области, возобновившимся ростом индивидуального и многоэтажного жилого строительства.

Сейчас мы начинаем осваивать рынок газовой техники, пока же готовы предложить клиентам другие виды котлов. Уверены, что твердотопливные модели будут еще долго востребованы калининградскими потребителями. Ведь отапливать в области нужно не только современный квартирный фонд, для чего вполне достаточно компактного малогабаритного котла, но и производственные помещения, коттеджную застройку, старый немецкий фонд. Тем более что современный производитель предлагает все более совершенные решения таких котлов, поставив на автомат всю линию подачи топлива. А вот дизельные отопительные системы теряют свои позиции из-за роста цен на горючее.

Если говорить в целом о покупателе, то сейчас клиент все чаще задумывается о других альтернативных источниках отопления, чем теплоцентраль и газ. Цены на отопления растут, а подведение голубого топлива к объекту до сих пор стоит серьезных денег и большого числа согласований.

Тем временем калининградский рынок предлагает огромное число газовых котлов от ведущих мировых брендов: немецкие, итальянские, турецкие, корейские, польские. Такое многообразие настораживает неподготовленного покупателя, тем более что важным условием покупки котла является возможность его дальнейшего обслуживания.