Рынок натурального камня: последние дни роскоши

27 февраля 2013

Как отмечают все участники этого специфического рынка, культура натурального камня калининградцам прививалась только в течение последних 20 лет. У советского гражданина камень, в частности гранит, ассоциировался только с надгробиями. Восхищаться же роскошью мрамора и оникса в советское время и вовсе было не положено. Редкие образчики каменной продукции на российском островке Европы если и создавались, то лишь местными умельцами. В ход шли либо необработанный балтийский валун, либо уже готовое «вражеское» каменное наследие. Сегодня ситуация принципиально иная.

 

Как складывался рынок

Стоит отметить, что в Кенигсберге культура натурального камня существовала. Невысоко оценив местный камень, немцы завозили и работали с сырьем из Швеции. Первой калининградской компанией, ставшей всерьез заниматься поставками камня в регион, стал «Гран-Мар». Начинал он в конце 80-х с обработки местного камня, постепенно переходя к освоению мировых «каменных» рынков. Вскоре стали появляться и другие игроки, причем как местные, так и московские. Основными проблемами сектора были не только отсутствие хорошего сырья и соответствующей обрабатывающей техники (некоторые каменщики сами создавали станки для обработки!), но и сохранившееся с советского времени отношение к камню как к могильной плите. Сегодня некоторые компании даже предпочитают разделить декоративную и ритуальную продукцию, дав направлениям разные названия, чтобы покупатели, настроенные на мирское созидание, не пересекались с думающими о вечном.

 

Сегодняшняя ситуация на рынке

Сегодня рынок насчитывает около семи серьезных участников. Лидерство сохранил старожил «Гран-Мар». Новички на рынке появляются каждый год, но удержаться на плаву получается не у всех. Специфика этого бизнеса требует очень серьезных начальных капиталовложений: возить в наш регион камень под заказ практически нереально, и все основные игроки стараются работать по максимальной складской программе. Также встает вопрос с техникой: опытные игроки потратились на серьезное камнеобрабатывающее оборудование. Добиться подобного уровня новичкам достаточно сложно. К тому же малоемкий калининградский рынок не демонстрирует ажиотажного спроса на этот специфический материал. Во-первых, натуральный камень всегда считался предметом роскоши и имел высокий ценник. (И даже сейчас, когда контрагенты держат планку «накрутки» в пределах 15-20 %, камень остается дорогим удовольствием). Во-вторых, калининградцы только-только перестали ассоциировать его с «кладбищенской» тематикой. Тем не менее участники отмечают: спрос на их продукцию есть, и достаточно устойчивый. (По крайней мере минувший кризис его не уничтожил). Бороться между собой компании предпочитают широтой ассортимента: освоив самую крупную мировую торговую площадку по камню в Италии, калининградские поставщики налаживают прямые договоры с Индией, Грецией, Африкой, Бразилией, Скандинавскими странами. Причем делают это настолько удачно, что сегодня при желании и наличии средств можно не просто раздобыть кусочек любого материка, а заполучить лучшие и самые красивые образчики породы от ведущих карьеров мира.

 

Перспективы рынка

Услышав этот вопрос, все участники как один грустнеют: отмена льготного режима ОЭЗ вынудит их поднять цены. А вступление России в ВТО откроет и так малоемкий калининградский рынок для других игроков, которые, возможно, предложат калининградцам более выгодные условия продаж.

 

Константин Чебуреев, коммерческий директор компании «Гран-Мар»:

 

«На камень в Калининграде сформировался устойчивый спрос»

 

– Мы считаемся одним из старожилов калининградского рынка – компания была образована в 1986 году. Вначале мы пытались работать с местными каменными породами, сами продумывали и делали станки для обработки камня. С начала 90-х стали поставлять камень с Украины, позже с открытием границ заинтересовались польским рынком и представленным на нем шведским камнем. Сегодня мы сотрудничаем практически со всеми ведущими мировыми фирмами по добыче натурального камня (Италия, Испания, Швеция, Африка, Греция, Индия, Бразилия) и готовы предложить своим клиентам свыше 200 видов мрамора, гранита, оникса, травертина различных расцветок и фактур. Но если заказчик не сможет выбрать из всего этого многообразия что-то свое, то мы готовы привезти выбранный по каталогу камень специально для него. Для этого у нас налажены партнерские отношения с европейскими контрагентами. Помимо высокого качества поставляемого сырья одно из основных наших конкурентных преимуществ – уникальное оборудование для обработки камня с числовым программным управлением. Мы входим в десятку мировых лидеров по освоению современных станков, поэтому конкурентов в сфере камнеобработки в регионе у нас просто нет.

Если говорить о клиенте, то сегодня он стал требователен и сведущ, тщательно выбирает нюансы цвета и фактуры. Можем с уверенностью отметить, что на камень в Калининграде сформировался устойчивый спрос – сегодня он перестал быть такой уж труднодоступной роскошью, да и люди стали понимать, что в отличие от искусственных материалов камень умеет достойно стареть, не теряя, а лишь приобретая с возрастом декоративные качества.

Если говорить о перспективах рынка, то стоит ждать повышения цен, т. к. в 2016 году перестает действовать льготный режим ОЭЗ.

 

Павел Фролов, директор компании ILTEDEMA:

 

«Калининградский покупатель изменился»

 

– Наша компания уже 15 лет занимается поставками и изготовлением изделий из натурального камня: гранит, мрамор, оникс, травертин, песчаник и т. д. Вместе с тем все это время мы предлагаем конгломерат – материал, на 95 процентов состоящий из натурального камня и на 5 процентов – из полимера. В итоге этот материал сохраняет все преимущества природного камня. Отмечу, что наша компания всегда имеет в наличии на складе огромное количество камня. Так что нашим клиентам остается только выбрать понравившийся вариант, а не ждать, пока его привезут. Мы сотрудничаем со многими мировыми обработчиками и добытчиками камня и осуществляем поставки со всего мира.

Если говорить о насыщенности рынка, то конкуренты в нашем сегменте всегда были, есть и будут. Но это по-своему тоже неплохо: без здоровой конкуренции не было бы хороших цен и качества.

Если говорить о покупателе, то он изменился. В тот момент, когда мы начинали заниматься поставками камня в регион, калининградцы были мало знакомы не только с этим натуральным материалом, но и со многими другими строительными новшествами. Сегодня можно отметить, что в Калининграде сформировался относительно устойчивый спрос на камень. Но до сих пор в отношении этого натурального материала существует немало предубеждений и предрассудков. В частности, некоторые считают, что литьевой камень дешевле. Мы стараемся развеять этот миф, предлагая своим покупателям широкий ассортимент высококачественных изделий из натурального камня и конгломерата разной ценовой категории.

Если говорить о перспективах развития рынка, то они во многом зависят от общеэкономической ситуации в стране и мире в целом.

 

Геннадий Лазарев, директор ООО LGS:

 

«Для многих натуральный камень – это по-прежнему элемент роскоши»

 

– С натуральным камнем я работаю более 7 лет. Мое знакомство с мрамором и гранитом началось с изготовления отдельных элементов декора для каминов, а впоследствии переросло в производство по изготовлению порталов для каминов, подоконников, столешниц для ванн и кухонной мебели, облицовок внутренних и наружных лестниц. Так что по роду своей деятельности я активно работаю с ведущими поставщиками камня. На сегодняшний день в Калининградской области существуют несколько крупных компаний, работающих с поставками мрамора и гранита. Некоторые на рынке уже более 20 лет. Но, несмотря на присутствие этих каменных «гигантов», в этом сегменте нашлось место и небольшим производствам, которые сформировали свой круг заказчиков в связи с бурным и стремительным развитием региона.

Что могу отметить: натуральный камень – это по-прежнему элемент роскоши, но на своем производстве мы стараемся удовлетворить потребности людей самого разного социального уровня и материального достатка.

Почти весь натуральный камень, представленный на рынке Калининграда, – привозной. Все калининградские поставщики камня работают напрямую с добывающими компаниями из Италии, Испании, Египта, Индии, Китая и постоянно ищут новые интересные предложения. Поставщики не рискуют сотрудничать с отечественными камнедобывающими компаниями из-за того, что российский мрамор и гранит на некоторых карьерах до сих пор добывают взрывным путем, что является причиной наличия микротрещин в материале.

В связи с подъемом экономики и ростом благосостояния нашего региона рад отметить живой интерес к натуральному камню как в частном, так и в государственном строительстве.

 

Андрей Сиделев, заместитель генерального директора ООО «Золотая гора»:

 

«Вхождение в ВТО привлечет на рынок новых игроков»

 

– Мы на калининградском рынке с 2004 года. Осваивать его решили с поставок гранита – на тот момент мало кто занимался этим материалом. Мы долго и тщательно выбирали партнеров-производителей и сегодня предлагаем калининградцам камень из китайских и индийских карьеров. Работаем по складской программе, готовы предоставить покупателю широкую цветовую палитру этого натурального материала, включающую в себя 45-50 оттенков. Постоянно ищем новые интересные предложения по всему миру, ведь конкуренты не дремлют. Но в целом могу отметить, что калининградский рынок сложился. Нет, новички появляются – и каждый год, но удержаться на плаву мало у кого получается: все-таки этот вид бизнеса очень непрост. Во-первых, натуральный камень – это товар категории «премиум», и массового спроса на него нет. Во-вторых, для начала работы требуются серьезный первоначальный капитал и развернутое складское предложение – продавать в нашем регионе камень по каталогам нереально. «Портит репутацию» натуральному камню камень искусственный, литьевой – у многих покупателей складывается неправильное ощущение, что он дешевле натурального. Есть и еще один нюанс: у некоторых калининградцев гранит до сих пор прочно ассоциируется с черной надгробной плитой. Так что все каменщики нашего региона не просто продают, но и пытаются привить культуру натурального камня и развеять это негативное отношение.

Если говорить о перспективах развития данного сегмента, то думаю, что рынок будет меняться: вхождение России в ВТО привлечет новых игроков (в частности из Польши и «большой» России) и заставят старожилов пересматривать правила игры.

 

Елена Зубкова, менеджер салона «Студия камня» («Балтлитсервис»):

 

«У калининградцев сильны стереотипы в отношении гранита»

 

– Наша компания на рынке уже более 5 лет. Начинали в докризисные времена и видели для себя большие перспективы в этом сегменте, несмотря на то, что у нас и тогда уже были конкуренты. Сегодня ассортимент предлагаемого нами гранита и мрамора очень широкий: мы везем натуральный камень из Италии, Испании, Индии, Китая и Скандинавии.

Калининградский покупатель, в принципе, знаком с натуральным камнем, но пока еще недостаточно. Во-первых, бытует мнение, что натуральное – это очень дорогое. Мы стремимся развеять этот стереотип, всегда предлагая оптимальную для каждого конкретного покупателя цену. Поэтому основное отличие нашего клиента – наличие хорошего вкуса, а уровень его достатка может быть абсолютно разным. Кто-то выбирает шикарную мраморную лестницу, а кто-то – скромную гранитную полочку в ванную.

Во-вторых, у нас в России культура натурального камня, к сожалению, находится на низком уровне в отличие от Европы, где этот природный материал используется везде. Тот же самый гранит у наших соотечественников ассоциируется или с монументами, или с надгробиями. В третьих, многие путают натуральный камень с искусственным, литьевым. Приходится объяснять разницу между двумя этими принципиально разными продуктами. Так что основная проблема нашего сектора – это неосведомленность покупателя. Также из года в год растет число конкурентов – как со стороны изготовителей искусственных материалов, так и со стороны поставщиков натурального камня.

Дальнейшее развитие этого сегмента нам видится довольно перспективным. Рынок еще не насыщен, а строительство не прекращается. Повышение цен мы не планируем, наши покупатели могут быть в этом уверены.

 

 

Игорь Бруй, директор компании «Стиль в камне»:

 

«У балтийского валуна огромные перспективы»

 

– Мы – единственная на калининградском рынке компания, которая предлагает каменнооблицовочный материал, выполненный из нашего балтийского валуна. Люди просто не догадываются, какое сокровище лежит у них под ногами в буквальном смысле этого слова. Прорабатывать данную тему я начал довольно давно, путь к собственному производству был долог. Обработка цельного валуна настолько специфична, что готовых станков для данного рода деятельности просто не существовало. Мне приходилось самому разрабатывать схемы и проектировать модель того или иного станка. Зато на сегодняшний день мы обладаем своим большим производственным комплексом. Конкурентов в этом секторе у нас не существует: все остальные компании, занимающиеся камнем, везут его из-за границы.

До недавнего времени наш покупатель был совершенно не знаком с данным видом продукции. Но вековые традиции старого Кенигсберга берут верх, и люди сначала с удивлением, а потом и с огромным удовольствием начинают использовать камень во внутренней и наружной отделке. Ведь это не только по-настоящему красиво, но и совершенно недорого по сравнению с похожими изделиями конкурентов.

Нашими клиентами являются как покупатели со средним достатком, так и весьма состоятельные люди. К тому же мы постоянно расширяем свой ассортимент и совершенствуем способы монтажа наших изделий. Сегодня мы можем добиться от конечного изделия эффекта «цельного каменного монолита» или сделать тончайший 3-миллиметровый распил камня, благодаря чему обычный балтийский валун начинает светиться и по своим декоративным свойствам не уступает полудрагоценному ониксу. Только метр нашего светящегося балтийского камня в разы дешевле привезенного заморского камня.