Рынок паркета и паркетной доски: жесточайшая конкуренция

22 февраля 2012

Исследуя сегодняшний рынок паркетной доски, мы столкнулись с огромным его разнообразием: ведущие европейские производители предлагают калининградцам богатейшую цветовую палитру, современные и винтажные коллекции, разные способы крепления доски. Еще 10 лет назад нам приходилось довольствоваться только польской и немецкой продукцией. Разнообразной стала и ценовая политика. Опрошенные участники рынка отмечают рост спроса на паркетную доску. Однако разбираться в особенностях укладки и последних новинках деревянного пола покупатель лучше не стал. Продавцы объясняют это сохранившейся с советского времени привычкой не изучать товар самостоятельно, а во всем полагаться на сарафанное радио.

 

Как складывался рынок

Поначалу в 90-х годах на калининградском рынке паркетной доски господствовало два поставщика – Германия и Польша. Причем сотрудничали с ними как небольшие мастерские по укладке паркета, так и крупные розничные торговые сети DIY. Причины очевидны – заводов в Германии столько же, сколько и во всей Европе, а ближайший сосед никогда не уставал снабжать российский эксклав последними достижениями цивилизации. Однако калининградцы в то время ничего не желали знать, кроме ламината, а платить за такие понятия, как экологичность, натуральный материал, не видели смысла. Паркет же и вовсе ассоциировался с огромными затратами.

 

Рынок сегодня

В настоящий момент калининградский рынок может похвастаться продукцией всех европейских производителей. Полки торговых центров и небольших салонов заняла доска из Германии, Швейцарии, Норвегии, Италии, Австрии, Польши, Венгрии, Сербии, Китая и даже России. При такой насыщенности возникает жесточайшая конкуренция производителей: приходится соревноваться между собой в ценовой политике, предлагать все новые и новые цветовые решения, постоянно совершенствовать системы монтажа стыков. Все это уже вызвало большой интерес у калининградских дизайнеров – как правило, именно паркетную доску они используют в своих проектах и вовсю изучают новинки.

Однако основная часть покупателей по-прежнему равнодушна к паркетной доске. Правда, встречаются и истинные ценители натурального дерева, которые, подкрепившись знаниями из Интернета, смущают даже опытных мастеров каверзными вопросами. В целом же большинство путают паркетную доску с ламинатом. К слову, понять несведущих покупателей можно: на рынке представлено такое огромное количество паркетной доски самого разного качества, что подчас качественный ламинат стоит дороже дерева и внешне мало от него отличается. Кроме того, позиции паркетной доски часто занимает очередная громкая новинка. Так, в 2004 году настоящий фурор в Калининграде произвели бамбуковые полы. «Пошумев» пару лет и завоевав своих поклонников, «растительный» пол уже не вызывает былого ажиотажа.

Особняком стоит натуральный штучный паркет. В Калининграде кладут его единицы – людей, которые могут себе позволить такой пол, часто пугает тот факт, что паркет требует серьезного ухода. Хотя в Калининграде уже возможно разработать свой собственный дизайн такого паркета и получить эксклюзивный пол.

 

Перспективы рынка

Как отмечают многие участники рынка, рынок паркетной доски будет расти вслед за благосостоянием калининградцев. Менее требовательная в укладке и содержании, более либеральная по цене паркетная доска дает своему владельцу уверенность, что он принадлежит к среднему классу. Все-таки для многих калининградцев деревянный пол до сих пор показатель высокого достатка. Паркет так и останется уделом избранных ценителей. Тем более что на калининградский рынок выходит европейская новинка – полы из массива дерева с неровными кромками, повторяющими естественный рисунок этого природного материала.

 

 

Андрей Скоморовский, генеральный директор компании «СЛОН»:

 

«Спрос на паркетную доску вырос»

 

– Одно из направлений деятельности нашей компании – проекты, связанные с поставкой и оформлением специализированных напольных покрытий. Разумеется, мы не могли обойти стороной такой сегмент, как паркет и паркетная доска. Наша компания работает с польскими и швейцарскими фирмами-производителями, которые хорошо зарекомендовали себя.

Основные наши клиенты – это профессиональные дизайнеры. Они с удовольствием работают с паркетным полом и разбираются в его специфике и последних новинках, предлагаемых изготовителями, чего не скажешь о простом среднестатистическом калининградце. Для многих паркет на полу – это показатель достатка, не более того. Покупатели мало задумываются о безопасности того или иного вида напольного покрытия, особенностях его монтажа и дальнейшего обслуживания. Наверное, еще в силу советского воспитания большинство покупателей не привыкли самостоятельно серьезно изучать то, что предлагает рынок, копаться в Интернете. Чаще всего покупателей интересуют два момента – гамма цветов и износостойкость доски. Хотя спрос на деревянную доску за последние 10 лет, несомненно, вырос и будет расти и дальше. Калининградский рынок демонстрирует весьма широкий ассортимент, качество паркетной доски постоянно улучшается, а цена снижается. Хотя в вопросе стоимости все зависит от качества дерева: диапазон цен на паркетную доску очень широк. Но до сих пор деревянные полы – это недешевое удовольствие, требующее грамотного содержания.

 

 

 

 

Татьяна Богачева, продавец-консультант магазина «Пробковый дом»:

 

«Заказчик стал более требователен к качеству»

 

– Принято считать, что паркетная доска по сравнению с традиционным штучным паркетом является изделием более высокого уровня заводской готовности и поэтому рассчитана на более широкий круг потребителей. По ассортименту древесины и внешнему виду она практически не уступает штучному паркету, но ограничена в выборе рисунка укладки («французская палуба»). По дизайну паркетная доска может быть 3-полосной, 2-полосной и однополосной, а также наборной. Наборная паркетная доска очень востребована в настоящее время дизайнерами. Ее экзотический необычный вид может сделать уникальным любой интерьер. Сегодня в нашем ассортименте присутствует эксклюзивная и неповторимая коллекция полов, выполненных из цельной древесины экзотических пород, произрастающих в Азии, Африке, Южной Америке. Шоколадно-коричневый венге, красно-коричневый с золотистой сеткой мербау, палисандр, имеющий разнообразную палитру цветов – от золотисто-коричневого до темно-пурпурного, ипе, выдержанный в спокойных оливково-коричневых тонах, и полосатый зебрано привнесут неповторимый колорит в любое помещение. Разумеется, в Калининграде число желающих обзавестись такими эксклюзивными полами за последние годы выросло. Но надо отметить, что калининградцы всегда относились к паркету с уважением. Сегодня заказчик стал более требователен к качеству, чаще приобретаются дорогие позиции. Арбитражным судьей во всех спорных вопросах становится Интернет – покупатель знакомится с особенностями укладки паркета, с последними коллекциями в сети и уже потом идет в салон, где подчас удивляет продавцов своими знаниями.

 

 

Владимир Федоров, генеральный директор сети салонов Dom&Decor:

 

«Клиенты не видят особой разницы между ламинатом и паркетной доской»

 

– Наша компания начала работу с паркетной доской с начала прошлого года. Учитывая качество этой марки паркета, мы с уверенностью начинали с ним работу. Производит его норвежский концерн, а эта нация очень щепетильно относится к дереву, качество – их девиз, а доступная цена – принцип жизни. Территориально самый ближний завод по производству находится в Литве, с ним мы и работаем. Коллекции различны по цветам, фактурам, видам и сортам дерева. Высокое качество в эксплуатации, в монтаже, а также оптимальное соотношение цена/качество лишает этот паркет конкурентов на калининградском рынке. Диапазон цен – от 1000 рублей за квадратный метр.

Однако сегодня многие клиенты не видят особой разницы между ламинатом и паркетной доской, считая, что ламинат лучше, хотя это ошибочное мнение. В отличие от паркета ламинат – искусственный, холодный материал и очень «нежный» в эксплуатации. Наличие на нем даже небольшого количества царапин, которые появляются сразу, в первые годы эксплуатации, создает впечатление старого пола, а исправить их можно, только если заменить материал на новый. Тогда как паркет сам по себе теплый и приятный материал, повреждения которого легко устраняются зачисткой царапины и покрытием лаком, который легко купить в магазинах.

Немногие видят разницу между однополосной и трехполосной доской, толщины ценной породы дерева, а также селекции дерева и покрытия внешнего слоя древесины, тогда как именно эти параметры влияют на качество доски и ее стоимость, а также на внешний вид будущего пола. Также при эксплуатации доски имеют влияние и на то, каким способом вам ее будут монтировать: на клей или на подложку. Качество, материал и толщина подложки также имеют влияние при эксплуатации паркетных полов.

 

Андрей Виноградов, управляющий студией дизайна «Полы. Стены. Потолки»:

 

«Паркетная доска завоевывает позиции»

 

– Я давно уже занимаюсь напольными покрытиями и могу сказать, что в данный момент самый большой сегмент – у ламинированных напольных покрытий. Однако на сегодня в Калининграде очевидное увеличение спроса на паркетную доску. И эта тенденция будет только увеличиваться, так как паркетная доска – это некая «золотая середина» между дорогим паркетом и менее дорогим ламинированным напольным покрытием. Паркетная доска представляет собой основу из недорогих сортов древесины, на которую клеится под высоким давлением верхний слой из ценных пород дерева толщиной от 3 мм. Наша студия предлагает в этом сегменте продукцию австрийской фирмы Steirer Parkett c ценой от 1600 рублей за квадратный метр.

Натуральный паркет – вещь дорогая и требующая специального ухода, но при правильном обслуживании такой пол будет служить достаточно долго. Мы предлагаем структурный и наборный паркет, полы из массива дерева производства питерских и итальянских фабрик. Цена будет зависеть от породы дерева и способов его обработки. При изготовлении массива могут применяться копчение, браширование, искусственное старение и другие виды обработки по желанию заказчика.

Также в Калининграде всегда найдется продукция для ценителей художественного паркета. Он представляет собой штучный паркет, уложенный сложным рисунком. Художественная укладка паркета использует различные породы дерева: дуб, ясень, клен, мербау и требует сложной и длительной ручной работы. Конечно, это товар не для массового потребления. Индивидуальная разработка эскиза, возможность набрать самые смелые и необычные орнаменты – такое произведение паркетного искусства удовлетворит вкус любого взыскательного ценителя.

 

 

Сергей Турулин, генеральный директор компании «Разнополье»:

 

«Полы из массива дерева – достойный конкурент паркету»

 

– Пол из массива дерева уже давно завоевал популярность в Европе. Этот долговечный материал не просто красив и долговечен – он достаточно легок в обслуживании, может многократно подвергаться шлифовке и покрытию маслами, лаками. Мы предлагаем новинку в этом сегменте рынка – полы из деревянного массива с неровными продольными кромками. Форма такой массивной доски, произведенной по голландской технологии, следует за естественным рисунком дерева, сохраняя все линии этого живого материала. В результате каждая доска настолько же неповторима, насколько уникален ствол дерева, из которого она сделана. Мы предлагает и несколько сортов такой древесины: высший (никаких темных следов от сучков и заболони на лицевой стороне – только естественные следы от сучков и «кошачья лапа»), натуральный (мелкие темные следы от сучков и заболонь, а также естественные следы от сучков и «кошачья лапа») и сельский (сохранены заболонь и темные следы от сучков, могут даже встречаться трещины толщиной до 3 мм). Таким образом покупатель получает эксклюзивные деревянные полы – эти доски не лежат на складе, а сразу изготавливаются по индивидуальным размерам заказчика и собираются на месте по принципу пазлов. Максимальная длина половых досок достигает 3 м при ширине 150-300 мм. По специальному заказу могут быть изготовлены доски длиной до 6 м. Толщина досок стандартна – 21 мм.

Разумеется, стоить такие полы дешево не могут. Но они обеспечат совсем другой уровень жизни вашей семьи. Массив дерева, индивидуальный рисунок, прочность и натуральная красота пола не идут ни в какое сравнение с покупкой новой машины, которая с каждым километром пробега будет терять в цене.

 

 

 

Артем Коротецкий, частный предприниматель ИП Коротецкий:

 

«Технологии постоянно совершенствуются»

 

– Я занимаюсь монтажом напольных покрытий с 1999 года. Компания, с которой я начинал, поставляла в Калининград паркетную доску из Германии с 1996 года, работала с двумя немецкими заводами. Заказов было немного. Однако к предкризисному 2008 году спектр наших поставщиков увеличился до 12 предприятий, так как за 10 лет постепенно, год за годом увеличился спрос на этот вид покрытия. Сегодня мы по-прежнему верны немецкому качеству – и это одно из наших главных конкурентных преимуществ. Германия славится огромным выбором заводов по производству паркетной доски и является безусловным лидером в Европе. Хотя сейчас на калининградском рынке напольных покрытий представлена паркетная доска почти всех европейских стран. Производители конкурируют между собой, предлагая все новые и новые решения покраски дерева. Сегодня цветовая палитра огромна, что вызывает интерес в первую очередь у дизайнеров. Кроме того, постоянно совершенствуется технологии монтажа «замка» – стыковочных пазов. Однако обыватель редко разбирается во всех этих тонкостях. Бывает, приходится объяснять разницу между ламинатом и паркетной доской. Немаловажный факт: паркетная доска для многих по-прежнему слишком дорогое удовольствие.

Еще меньше ценителей классического штучного паркета. В прошлом году классический штучный паркет мы укладывали лишь в президентской резиденции и в одном загородном доме, владелец которого доверился моему профессиональному мнению. В этом только начавшемся году у нас уже есть один человек, который сделал заказ на укладку штучного паркета, – это наш постоянный клиент, которому мы сдаем уже шестой объект.

 

Текст: Надежда Абрамова

Фото: Ольга Данилова,

Анастасия Кабакова