Рынок сайдинга: перспективы туманны

21 сентября 2012

Практичный и удобный сайдинг навеки завоевал сердца владельцев дачных домиков, фермеров, управляющих складами и ангарами в «большой» России. Легкий в монтаже, недорогой, поражающий широкой цветовой гаммой и фактурой, этот материал уже долгие годы удерживает своего многочисленного российского покупателя. Однако калининградцы здесь проявили свой снобизм – по большей части к сайдингу в нашем регионе относятся равнодушно, за исключением, пожалуй, одной из специфических его модификаций – софита.

 

Как складывался рынок

Вкусить американских технологий (а пластиковый сайдинг был изобретен в середине 50-х в Северной Америке) наш рынок смог еще в далеких 90-х. Тогда крупные торговые центры типа «Клондайка» и «Бауцентра» стали массово завозить доступный по цене пластик VOX из соседней Польши. Но активный интерес калининградцы проявили к сайдингу только в «нулевых» – к тому моменту рынок стал разнообразнее: производители расширили модельный ряд, увеличили цветовую гамму, предложили многочисленные фактуры. Но, как отмечают поставщики, даже при таком разнообразии выбора ажиотажа, как в Центральной России, сайдинг в Калининграде так и не вызвал. Объясняя причину такой непопулярности, многие ссылаются на особенности менталитета и привычку: несмотря на все достоинства этого материала, в нашем регионе в отделке частного сектора по-прежнему господствует технология «мокрых» фасадов. Некоторые продавцы связывают этот факт с тем, что многие проекты по застройке до сих пор предполагают именно эту, в принципе, устаревшую технологию или более основательные системы навесных вентилируемых фасадов.

 

Рынок сегодня

Калининградский рынок пополняется новинками от мировых изготовителей сайдинга, причем охваченными оказываются самые разные его виды: и виниловый, и фиброцементный, и металлический… Стоит заметить, что некоторые из представленных в продаже видов сайдинга – уже нечто среднее между простыми отделочными панелями и полноценной вентилируемой навесной фасадной системой. Поэтому назвать такой высокотехнологичный материал с самым разнообразным покрытием бюджетным вариантом отделки не получится – предлагаемые модели по цене немногим дешевле клинкерной плитки. Такие новинки в наш регион поставляют узкоспециализированные компании, надеющиеся завоевать покупателя качеством и сломать наконец традицию «штукатурим все!».

А вот крупные торговые точки постепенно избавляются от пластикового сайдинга, предпочитая возить его только под заказ. Верность своему ассортименту сохранил, пожалуй, только «Бауцентр», не пожелавший терять уже устоявшийся круг клиентов. Зато в регионе с начала года приступили к работе два цеха полного цикла по изготовлению металлического сайдинга. И, как уверяют их основатели, они получили столько заказов, что линии не простаивают ни дня.

Особый спрос на рынке существует на одну из модификаций сайдинга – софитные панели. Эта разновидность сайдинга снабжена специальными отверстиями для вентиляции (раньше до появления софита такие отверстия пробивали в обычном сайдинге) и предназначена для подшивки кровли. Вот ей продавцы пророчат дальнейший успех.

 

Перспективы рынка

Как отмечают участники рынка, сайдинг – товар на любителя. И если в «большой» России, особенно в ее центральной части, он любим, то в Калининграде его перспективы туманны. Своего покупателя он нашел и удержал даже в кризис, но до сих пор бесконечно проигрывает по популярности привычной многим штукатурке.

 

 

Сергей Дерябин, руководитель компании «ТехноНИКОЛЬ»:

«Виниловый сайдинг по-прежнему востребован»

 

– Мы предлагаем калининградцам виниловый фасадный сайдинг марки Vinyl-on компании «Винил-Он» (Санкт-Петербург) совсем недавно – с 2011 года. Если анализировать рынок, то на сегодняшний момент, судя по плавно увеличивающимся объемам продаж в данном сегменте, виниловый сайдинг востребован и, скорее всего, как альтернатива другим фасадным материалам будет пользоваться спросом и в дальнейшем. Причину такой тенденции вижу в следующем: виниловый сайдинг и фасадная система утепления на его основе – недорогая альтернатива другим системам, например, таким, как штукатурные фасады на основе пенополистирола или каменной ваты. Поэтому основной покупатель винилового сайдинга – это частный заказчик или подрядчик коттеджного и малоэтажного строительства. Кроме того, обшивку фасада сайдингом очень часто осуществляет сам владелец дома, т. е. высококвалифицированных специалистов для этого не требуется, достаточно изучить инструкцию по монтажу. Так что рынок перспективный и активно осваиваемый. По нашему мнению, основную конкуренцию предлагаемому нами сайдингу составляет такой известный польский производитель фасадного материала, как VOX, продукция которого продается на калининградском рынке уже около 10 лет. Появление региональных производителей металлического сайдинга также усилит конкурентную борьбу. Хотя, как мы думаем, металлический сайдинг все же интересен немного другому сегменту покупателей. Как правило, эти фасадные системы применяются для отделки промышленных, общественных и многоквартирных зданий и сооружений, поэтому, по нашему мнению, здесь нет прямой конкуренции виниловому сайдингу.

 

Николай Москаленко, категорийный менеджер ТЦ «Бауцентр»:

 

«Мы оставляем сайдинг в своем ассортименте»

 

– Сайдинг уже давно занял свою нишу на калининградском рынке. На наших полках этот отделочный фасадный материал появился в середине 2000-х. Сегодня мы поставляем в Калининград продукцию польской фирмы Profile VOX, которая уже 18 лет работает на рынке строительных и отделочных материалов и одной из первых в Польше начала производство сайдинга и панелей ПВХ.

Могу отметить, что спрос на сайдинг в Калининграде стабилен, и даже последний кризис не особо сказался на покупательской способности калининградцев, выбирающих этот вид отделки. Наш клиент – это человек со средним достатком, который хочет обновить свой фасад быстро и «малой кровью». Можно даже выделить цвет, пользующийся в Калининграде наибольшим спросом, – это все оттенки бежевого. Но говорить о буме сайдинга не приходится: до сих пор в нашем регионе этот отделочный материал проигрывает так называемому «мокрому» фасаду – многоступенчатой технологии штукатурки. А вот, например, в Омске наши продавцы отмечают действительно бешеный спрос на панели ПВХ. Причем если у нас сайдингом обивают частные дачные домики, хозяйственные постройки и старые фасады домов, то там круг применения гораздо шире.

При этом мы не видим в Калининграде предпосылок для внезапного увеличения спроса на сайдинг: как правило, большинство проектов зданий, в том числе и возведение каркасных домов, подразумевает «мокрую» отделку или вентилируемые навесные фасады. Так что сайдинг по-прежнему представлен в нашем центре в своем прежнем модельном ряде.

Зато набирает популярность другой материал, созданный на базе сайдинга, – софитные панели для подшивки кровли. В этом году мы даже отметили рост продаж этого фасадного материала и прогнозируем его дальнейшую популяризацию среди калининградцев.

 

Василий Зарочинцев, менеджер по продажам ТЦ «Деловая Русь»:

 

«Металлический сайдинг – новинка на калининградском рынке»

 

– Наша компания неустанно осваивает новые технологии и производства, поэтому мы первые в регионе, кто запустил свое производство металлического сайдинга. Уверены, что этот материал займет свою нишу на рынке – по сравнению с дешевыми пластиковыми панелями металлический сайдинг гораздо прочнее и устойчивее к перепадам температур. Этот материал представляет собой панели из горячеоцинкованной холоднокатаной стали с полимерным покрытием (полиэстер, пластизол). Сегодня мы уже готовы предложить нашему покупателю и богатую цветовую палитру (свыше 30 оттенков), а также изготовление панелей по индивидуальным размерам, что серьезно сократит расходы. К тому же наличие собственного производства позволит нам сделать цену конкурентоспособной. Так что мы уверены, что изготовление металлического сайдинга – это одно из перспективных направлений на рынке бюджетных отделочных материалов. Кроме того, стоит упомянуть про перфорированный («софитный») сайдинг, предназначенный для подшива карнизного свеса кровли. Он не препятствует вентиляции подкровельного пространства и не имеет склонности к выгоранию и растрескиванию, как его пластиковый аналог. Сегодня на рынке наблюдается повышенный спрос на подобный отделочный материал при его тотальном дефиците. Уже сейчас, несмотря на то, что производство существует полгода, у нас вал заказов как от частных лиц, так и компаний. Наш клиент – это и фермер, и простой дачник, и бизнесмен, и крупные организации. И это неслучайно – предлагаемый нами материал благодаря своим характеристикам и высоким декоративным качествам очень широк в применении.

 

Сергей Кошелев, коммерческий директор компании «ПРОМСТРОЙ»:

 

«Наш сайдинг составит конкуренцию даже блок-хаузу»

 

– Наша компания уже зарекомендовала себя на калининградском рынке как изготовитель оцинкованных металлоконструкций, однако в этом году мы запустили абсолютно новое для нашей области производство – изготовление металлического сайдинга, имитирующего деревянный сруб. К слову, Калининград стал одним из немногих городов в России, где появился цех полного цикла по выпуску такого калиброванного «бревна».

Стоит заметить, что металлические вентилируемые фасадные системы, пoявившиcь нa oтечеcтвеннoм pынке дoвoльнo дaвнo, какое-то время ocтaвaлись невocтpебoвaнными чacтными зacтpoйщикaми. Но в последние годы интеpеc к «металлическому фасаду» возрос, в том числе и у калининградского покупателя. По крайней мере, на последней выставке «Фасад» наш стенд был одним из самых посещаемых. Но удивлять калининградцев наша компания будет не только европейским качеством, но и новым внешним видом сайдинга. Сохранив все пpеимyщеcтвa клaccичеcкoгo метaлличеcкoгo «собрата», наша продукция воссоздает иллюзию деревянного сруба, повтopяя pиcyнoк кaлибpoвaннoгo бpевнa – блoк-xayза. Вид натурального дерева создается благодаря современному оборудованию и новейшей технологии офсетной печати Printech. Расцветки под дерево полностью повторяют цвет и структуру натуральной древесины, так что мы уверены, что составим конкуренцию сегменту блок-хауза. Помимо отличного внешнего вида Printech – крайне устойчивый материал и, разумеется, в разы дешевле натурального блок-хауза. Мы готовы предложить клиенту пластины сайдинга, изготовленные по его размерам, что исключает отходы при монтаже и соответственно лишние затраты, а также предлагаем услуги по его монтажу.

 

Алексей Кулик, руководитель компании «К-ФАСАД»:

 

«Фибросайдинг уже не входит в диапазон бюджетного отделочного материала»

 

– Наша компания была создана в октябре 2010 года с целью обеспечения строительного рынка города Калининграда и области высококачественными строительными материалами из Японии. Являясь официальным поставщиком вентилируемых фасадов крупнейших японских производителей KMEW и KONOSHIMA, мы готовы предложить калининградцам совершенно новый для нашей области материал – японский фиброцементный сайдинг. Уверены, что покупатели оценят его качество, ведь Япония – страна чудес. Технологичность, присущая всему, что производится в Стране восходящего солнца, накладывает свой отпечаток и на японские панели для навесных фасадов. Предлагаемая нашей компанией продукция гораздо прочнее привычного многим пластика, но также легка в монтаже. К тому же наш производитель предлагает широкий ассортимент фактур (каменная кладка, рельефный, объемный дизайн, отделка под натуральную древесину и т. д.). Такие панели уже успели зарекомендовать себя на российском рынке как самый оптимальный облицовочный материал для декоративной отделки фасадов. Уверены, что найдут своего покупателя они и на рынке калининградском, ведь при их создании учитывались такие важные аспекты для нашего региона, как применение энергосберегающих технологий. Говоря о цене, нужно понимать, что сайдинг постепенно выходит из диапазона дешевого отделочного материала. В первую очередь наши панели – быстрый и качественный способ обновить фасад. И все же по сравнению с привычной для многих калининградцев штукатуркой, обновлять которую приходится каждые 3-4 года, фиброцементный сайдинг прослужит намного дольше.

 

Игорь Лизогуб, руководитель ООО «КЭМП»:

«Нашу продукцию оценят только знатоки»

 

– Поставки сайдинга – не основное направление деятельности нашей компании, мы специализируемся на вентилируемых фасадах разного типа. Однако, изучая тенденции рынка, мы отметили исключительную популярность такого материала, как фибросайдинг. По оценкам некоторых специалистов, сегодня его доля на российском рынке строительных материалов составляет около 10 %. Основываясь на этих фактах и явных преимуществах фибросайдинга по сравнению с его поливиниловым «собратом» (он негорючий и не разрушается насекомыми), мы решили добавить его в наш ассортимент. С 2006 года возим в регион фибросайдинг Cembrit. Поставки осуществляем под заказ, поэтому себестоимость материала выше, чем у наших конкурентов, торгующих поливиниловым сайдингом. Возможно, это сказывается и на покупательской способности. Однако мы знаем нашего клиента – это круг людей, понимающих особенности нашего продукта. Фибросайдинг полностью имитирует фактуру природных материалов, в частности дерева, а наш производитель предлагает к тому же широкую цветовую гамму. Так что знающие люди готовы платить за такой фасад и остаются довольны полученным эффектом.

Если анализировать калининградский рынок сайдинга в целом, то я бы отметил рост предложения (многие компании включили сайдинг в свой ассортимент) и небольшое снижение спроса (связываю это с тем фактом, что на рынке появились новые отделочные материалы, к тому же сайдинг всегда был материалом, что называется, на любителя). Тот момент, что на рынке появилось два производства металлического сайдинга, конечно, отразится и на нашей деятельности. Однако, надеюсь, наш клиент останется верен своим принципам и не променяет легкий шум дождя на «барабанную дробь».