Рынок сантехники оживился

04 марта 2011

К началу 2011 года сантехника – особенно на стадии монтажа водоснабжения – стала наиболее оживленным участком в общестроительном раскладе. Дровишек подкинул закон об энергоэффективности, который предъявляет более строгие требования и к проектам, и к монтажу, и к материалам – ведь именно с этого участка собственно и начинается энергосбережение.

И хотя стройка еще не окончательно пришла в себя, спрос на рынке вздрогнул – рачительные хозяйственники принялись за реконструкцию старых систем, установку счетчиков, датчиков, запорной арматуры. Самое время взглянуть, что почем на «трубной» части рынка в Калининграде и весях.

 

Как конкурируют технологии?

Корпус профессионалов сантехнического жанра единодушен в предпочтении металлопластиковых труб всем прочим. Действительно, эта продукция обеспечивает наиболее экономичный вариант монтажа водопровода, хотя срок их службы несколько ограничен по сравнению с «конкурентами» – до 10-15 лет. Такие качества, как малый вес, устойчивость к коррозии, удовлетворительная теплопроводность, «усугубляются» покладистым характером: с ними удобно работать, их отличает гибкость. Профессионалы обычно рекомендуют марки UPONOR, Oventrop, REHAU.

Главный конкурент металлопластиковых труб, не уступающий им по экономичности, – трубы из сшитого полиэтилена. Их тоже удобно монтировать, они совсем не подвержены коррозии, не проводят электричество, имеют более низкую теплопроводность, гибки и «покладисты», за ними и то преимущество, что они не боятся перегибов. Скорее всего, сшитый полиэтилен скоро вытеснит металлопластик, потому что ко всем прочим достоинствам имеет срок службы минимум полвека. Правда, при условии, что систему монтируют профи, а хозяева соблюдают правила эксплуатации. Немаловажно и то, что те же трубы прекрасно годятся для монтажа отопительных систем. По этому ряду товара вне конкуренции идет марка REHAU.

Третий экономичный вариант – пластмассовые трубы. При условии правильного монтажа и умеренном давлении полипропилен держится минимум 50 лет. Эта продукция стоит дешево, не выпускает тепло, легко монтируется и не проводит электрический ток. Слабое место пластмассовых труб – нестойкость к ультрафиолету. Особые требования здесь и к монтажу: так как его соединяют посредством стыковой или муфтовой пайки с применением нагрева, неопытный кадр легко может недогреть или перегреть стык. Причем невооруженным глазом брак не определишь, не поможет и опрессовка. А со временем в таком соединении гарантирована течь. Этот вариант облюбовали для себя дачники и владельцы загородных домов. Профи обычно выбирают продукцию Aquatherm, FIRAT.

Элитный вариант – старые добрые медные трубы. Стоят они недешево, но себя окупают – срок службы до 70 лет. Медь легко выдерживает агрессию высоких температур, высокого давления, хлорированной воды. Но и у нее есть свой «каприз» – она не дружит с соединениями из оцинкованной стали и алюминия, не любит жесткой воды (особенно с химическими примесями) и блуждающих токов. Монтажник должен быть классным сварщиком – дешево такого не найдете.

Если уж покупать медь, то марокFeinrohren, YorkshireCupperTube, KMEuropaMetal (KME).

 

В Калининграде монтажом водоснабжения и канализации занимаются около двух десятков небольших фирм, о ком профессиональные строители отзываются с уважением, – все они на слуху, все присутствуют в справочниках издательства «Рыцарь». Главный капитал таких фирм – подготовленный добросовестный персонал: монтажники и проектировщики «в одном флаконе», которые прошли огонь, воду и медные трубы, не считая труб металлопластиковых и пластмассовых.

 

«Практикуем европейский подход»

Юрий Высоцкий генеральный директор ООО «Газстройзапад»:

– Сегодня на устройство внутренних сетей по водоснабжению допуска СРО не требуется, и эта часть остается «за кадром» – без контроля. Прежде на выполнение таких услуг требовалась лицензия, для получения которой нужно было предоставить сертификаты, подтверждающие определенный уровень квалификации исполнителей. Сегодня устранен и этот барьер, и подрядчик может нанимать кого угодно. Отсюда и результат – мы получаем немало заказов на переделку. Требуемый уровень энергоэффективности может обеспечить простое соблюдение СНИПов. Обычно вместе с системой водоснабжения и отопления мы также монтируем сигнальный провод, который сообщает на диспетчерский пункт данные об утечках.

Не последнюю роль играет выбор материалов. Часть комплектующих мы изготавливаем сами – это фитинги, воздухоотводчики для водопроводных систем. А вот запорную арматуру, радиаторы и т. д. лучше покупать импортную – немецких, итальянских, польских фирм. Трубы из полиэтилена мы покупаем местного изготовления, стальные привозит «Балтийская металлургическая компания». Мне импонирует европейский подход к обеспечению качества, состоящий из двух равно важных принципов – серьезной подготовки кадров и применения материалов высокого качества. Наша компания практикует оба – персонал у нас с хорошим стажем, все наши работники проходят регулярную переподготовку и аттестацию. Ну а материал мы стараемся выбирать по возможности наилучшего качества – последнее, кстати, зависит и от того, как долго и на каком уровне вы работаете с поставщиками. У нас это стабильные связи, проверенные временем. Прогнозы на будущий год? Мне кажется, что он будет еще более трудным. Но – справимся!

 

«Мешает демпинг торговых сетей»

Владимир Белельдинов, директор ООО «Теплотехника»:

– Рынок перешел на западные технологии, где применяются пластиковые и медные трубы, и стальные уже никто не предлагает. В регионе есть небольшое производство труб из полихлорвинила и фитингов к ним, остальное завозится из Европы, Китая, меньше – из России. Вообще рынок насыщен, преобладает продукция из металлопластика производства Чехии, Германии, Польши – композитные бесшовные трубы, сочетающие металл, пластик и стеклопластик.

Мы предпочитаем иметь дело с трубами из Чехии, Польши, комплектующими и запорной арматурой из Италии, Германии, Польши. Китайской продукции стараемся избегать из-за низкого качества. Спрос на монтаж неплохой – стройки оживляются, и хотя до уровня 2007 года еще далеко, но движение есть. Большой конкуренции среди участников этого сектора нет, но есть проблемы иного порядка. Мы производим монтаж систем водоснабжения и отопления и завозим для всего этого качественную продукцию, но сегодня застройщики предпочитают нанимать «вольных стрелков», тем более что особого контроля за этими видами работ нет. Быстро и дешево, зато потом, когда обнаруживается халтура, и спрашивать не с кого. А такие фирмы, как наша, обеспечивающие профессиональный уровень, гарантийное обслуживание в течение пяти лет, востребованы меньше. Вторая проблема, которая мешает развиваться небольшим специализированным фирмам, – крупные магазины, где продается большой ассортимент не лучшего качества без квалифицированных консультаций. Зато дешевле – и клиент приходит к нам за подробным инструктажем, а потом идет отовариваться в большой магазин. Поэтому с продажами у нас сложно, а вот монтаж – востребован.

 

«Экономить надо грамотно»

Алексей Снегур, директор ООО «Риэлт Строй»:

– Собственного производства сантехнической продукции в регионе нет, если не считать полиэтиленовых труб, хотя в свое время в области производили стальные, но остальное – фитинги, запорная арматура – всегда ввозилось. Не исключено, что какие-то небольшие фирмы сами производят комплектующие, но погоды они не делают. Рынок заполняет целиком и полностью ввозной товар: европейский, китайский, российский. Сегодня с принятием 261-го закона об энергоэффективности много говорят об инновациях, но пока это ограничивается массовой установкой счетчиков. Но и с ними не все просто – есть варианты разводок, где приборы учета неэффективны. К примеру, недавно выполняли реконструкцию помещения, переделывали из обычной квартиры с центральным отоплением в магазин, разводка сделана так, что вода остывает, не доходя до объекта, – в этом случае разумнее менять всю систему.

Часть генподрядчиков нанимает для монтажа дешевую рабочую силу, экономит на материалах – даже в элитных домах. Так что есть заказы на переделку. В доме на Мира пришлось взрывать бетонную стяжку, перекладывать теплые полы, – все было сделано кустарно, с нарушениями, из бросового материала. И этот случай не единственный. Притом, что объем и цена таких работ составляет до 15 процентов стоимости подряда, мы стараемся обеспечить такой уровень качества, чтобы не потерять репутацию, тем более что на рынке мы уже 7 лет и нас знают как фирму, которая работает одинаково добросовестно на подрядах федеральных, муниципальных, частных. Сегодня выбор труб и комплектующих довольно велик, есть дорогие и бюджетные. Мы придерживаемся поставщиков, проверенных временем и практикой.

 

«Мы тщательно и системно диверсифицируем бизнес»

Андрей Горбуля, генеральный директор ООО «Санта-Сервис»:

– Рынок систем водоснабжения сегодня развивается медленно – основные из существующих сегодня разработок освоены и внедрены. Но, исходя из требований времени и закона об энергосбережении, создается ощущение, что в ближайшее время должны появиться новые технологии. Возможно, что-то по этому направлению производится и в регионе, но информацией о качественных материалах местного производства я не владею. А поскольку мы обязаны снабжать потребителя классным продуктом, наша фирма использует качественные материалы, производимые в Германии и Польше нашими надежными партнерами. Вообще мы выбрали западное качество сантехизделий еще и потому, что многолетнюю гарантию на произведенные работы, которую несет моя фирма, проще обеспечивать, имея дело с надежными материалами. Безусловно, качество немецкой продукции остается пока выше российского стандарта. За одиннадцать лет работы на строительном рынке региона мы показали, на что способна команда «Санта-Сервис», и нам удалось установить отношения доверия с широким кругом заказчиков, которым полностью доверяем и мы. Наша компания из числа тех, кто тщательно и системно диверсифицирует бизнес. Что сказать о ценах? О них безотносительно конкретной ситуации говорить так же сложно, как невозможно дать точный ответ на вопрос, сколько стоит авто, – разброс цены от «Запорожца» до «Мерседеса» достаточно широк. Но у любого заказчика или партнера – свои приоритеты. На основании анализа наших продаж мы научились быть гибкими и обладаем достаточным спектром материалов для удовлетворения потребностей покупателя самого разного уровня.

 

«На рынке наблюдается дефицит кадров»

Александр Якушин, генеральный директор «СК «Маяк»:

– Наша компания на строительном рынке региона с 2003 года, мы занимаемся генподрядами по строительству и реконструкции, в том числе выполняем полный комплекс сантехнических работ, работы по водоснабжению и канализации – все, что требуется для обеспечения объекта. Несмотря на то, что кризис уже отступил и в строительной отрасли благодаря госпрограммам по реконструкции старого жилья и обеспечению населения новым наметилось оживление, больных вопросов остается немало. Думаю, что в числе наиболее серьезных – кадровый дефицит, рост стоимости материалов и ограниченные сроки строительства, особенно по конкурсным объектам. Последние два пункта приводят к спекуляциям на рынке материалов и оборудования, доводя накрутки на них до 80 процентов. Вот и приходится подрядчику балансировать между желанием заказчика удешевить стоимость объекта и требованиями к качеству материалов и работ. Но хорошее дешевым не бывает. Хотя мониторинг цен показывает, что они в среднем выше, чем в Москве и Петербурге, что сказывается на стоимости объектов. По оценкам специалистов, увеличение спроса со стороны населения и сокращение импорта в ближайшие годы вызовет рост объемов производства и расширение ассортимента производимого в России сантехнического оборудования. Поднимутся цены и за счет внедрения энергосберегающих технологий. Что касается проблемы с квалифицированными кадрами, сегодня мы сталкиваемся с тем, что те, кто приходит на стройку, слабо подготовлены и плохо ориентируются в новых материалах и технологиях. Компетентных производителей работ не сыщешь «днем с огнем» – почти все они стараются работать на частных заказах, где выше расценки.

 

 

«Хорошее качество не может стоить дешево»

Виталий Зоткин, заведующий отделом магазина «Стройматериалы» ООО «Мегаполис»:

– Сегодня выбор огромный – и по номенклатуре продукции, и по ее производителям. Самым дешевым традиционно остается Китай, но берут его неохотно. В рейтинге спроса в первых строчках продукция из пластика и металлопластика. Лучшими по качеству, опять-таки традиционно, считаются трубы немецкого производства. Довольно хорошо раскупалась всегда итальянская продукция. Выше по качеству сегодня стали польские трубы, комплектующие, запорная арматура – нареканий, как правило, не бывает. И все же немецкое качество остается вне конкуренции. Среди прочих материалов для систем водоснабжения и обогрева остается, бесспорно, медь – но она лидер не только по качеству, но и по цене – на практике продукцию этого класса спрашивает в лучшем случае один из тридцати покупателей. Действительно, медь по сравнению с «конкурентами» вечный материал – нет проблем ни с качеством воды (тем более что тот, кто покупает подобный товар, ставит и фильтры для очищения воды от механических примесей), ни с долговечностью. Но… дорого, очень дорого. Так что бестселлером остается пластик – его несложно монтировать, он долговечен, стоек к химическим примесям. Да, он боится ультрафиолета, но системы обычно закрытые, так что с этим нет проблем. Пластиковые трубы можно даже «утопить» в бетонной стяжке – ничего с ними не случится. Что до энергосбережения, то пластик и так обладает неплохой теплопроводностью, к тому же мы предлагаем различные виды изоляции: более легкую – от конденсата, фольгированную – чтобы минимизировать теплопотери. Но с пластиком важно соблюдать технологию монтажа – нагревать не выше и не ниже определенной температуры.

 

Елена Чиркова

Фото Ольги Даниловой