Рынок штукатурных смесей: в постоянной динамике

14 марта 2012

Штукатурные смеси всегда являлись необходимым элементом любой стройки и потребляются в больших количествах. Неудивительно, что основной фактор популярности той или иной штукатурки – ее цена. Как отмечают многие продавцы, российский, в частности калининградский, строитель очень консервативен. Привыкнув работать с одним и тем же видом смеси определенного производителя, настроив оборудование, он очень тяжело соглашается попробовать что-то новое. Поэтому, несмотря на то, что на калининградском рынке оперативно отражаются все значимые трансформации мировых брендов, на наших стройках по-прежнему используются устаревшие материалы.

 

Как складывался рынок

С советских времен и до 2000-х годов изготовление штукатурной смеси в Калининграде, как и во всей России, происходило сразу же на стройплощадках. Ведь для этого требовались лишь цемент, песок и известковый раствор. Последний компонент поставляли многие калининградские предприятия: «Стройкомплект», ЖБИ-1 и 2 и другие. Шероховатую зернистую поверхность, правда, приходилось потом шпаклевать – фракции песка достигали 1-2 мл, однако дешевизна такого материала до сих пор делает его одним из самых популярных. Разумеется, западные производители нашли замену такому отечественному полуфабрикатному «замесу»: готовые цементно-известковые смеси польских производителей Atlas и Ceresit быстро завоевали калининградский рынок.

 

Рынок сегодня

На рубеже «нулевых» рынок перевернулся: в область хлынули потоки штукатурных смесей на основе гипса. После обработки такой штукатуркой стену практически не требовалось шпаклевать – она была гладкой, как яйцо. Польская Dolina Nidy и немецкий Kreisel стали теснить конкурентов и на сегодняшний день стали практически монополистами в сегменте гипсовых штукатурок. Особняком в их ряду стоит Knauf – перекупленный латышами немецкий бренд, ранее считавшийся элитным, как уверяют некоторые продавцы, резко сдал свои позиции по качеству. Однако перебить популярность обычных цементно-известковых смесей «гипсу» пока не удалось.

Появился в Калининграде и новый сегмент – декоративные штукатурки для внутренних работ (все они, как заявляют поставщики, итальянского происхождения). Пока особую популярность этот материал снискал у калининградских дизайнеров и рестораторов. В Калининград декоративную штукатурку поставляют шесть крупных игроков, и это, по их уверениям, полностью удовлетворяет спрос, хотя крупные торговые центры также осваивают этот сегмент.

 

Перспективы рынка

Рынок не стоит на месте. Западные концерны перекупают друг у друга бренды, расширяя или сворачивая свою деятельность. Все это оперативно отражается на калининградском рынке. Уходят признанные конкуренты – тот же Ceresit потерял свою популярность, переместившись в сегмент «премиум». Сдает позиции и бывший монополист Atlas. Стремясь сохранить объемы продаж, концерн обзаводится все новыми дочерними компаниями (Optyzar, например). На калининградский рынок рвется польский бренд Lafarge. А при желании знатоки и ценители экологически безопасных стройматериалов смогут найти и повсеместно распространенные в Германии и Польше глиняные штукатурные смеси. Но основная борьба пока идет между Dolina Nidy и Kreisel – и тот, и другой бренды выпустили линейку штукатурных смесей из синтетического гипса. К слову, пока в Калининграде гипсовые штукатурки активно завоевывают покупателя, в той же Польше предпочтение отдают цементно-известковым смесям – только с меньшим, чем в России, размером фракции песка. Та же самая Dolina Nidy производится исключительно на экспорт.

 

 

Александр Сериков, директор компании «Евростиль-КЛД»:

 

«Европейские новинки проникают на наш рынок»

 

– На сегодняшний день на строительных объектах Калининграда и области штукатурные работы выполняются в основном с применением двух видов материалов. Это цементно-известковые растворы, которые приготавливают из компонентов непосредственно на объекте, и сухие гипсовые штукатурные смеси, поставляемые в мешках в основном из Польши. Калининградские покупатели весьма консервативны – сложно переубедить их покупать что-то новое. Строители привыкли работать с определенными смесями определенных производителей, хотя европейский рынок штукатурок очень динамичен и постоянно изменяется. Понемногу новинки проникают и к нам, приживаются, находят своего потребителя. А это идет только на пользу калининградским покупателям. Так, мы недавно поставили на один объект готовую к применению цементно-известковую смесь для машинного нанесения польского бренда «Церал». Это новый продукт на нашем рынке. Особенность его в том, что фракции наполнителя в этой смеси – всего 0,5-0,7 мл, это позволяет добиться эффектной прочной мелкозернистой структуры поверхности стены, уже пригодной под окраску, а использование в качестве наполнителя не традиционного песка, а перлита уменьшает расход материала и улучшает теплоизоляционные свойства. (К слову, такой состав очень популярен в Польше, где стены привыкли красить, а не обклеивать обоями). Однако все подобные нюансы интересны лишь для частных застройщиков, заботящихся о высоком качестве отделки собственного жилища и безопасности стройматериалов. Для больших объектов, где смеси требуются в промышленных объемах, главным фактором остается невысокая цена. Поэтому главным фактором успеха остается умение убеждать покупателя пробовать новинки.

 

Андрей Лазакович, менеджер по поставкам стройматериалов ТД «Строитель»:

 

«Главным фактором выбора остается невысокая цена»

 

– Штукатурные строительные смеси – необходимый элемент каждой стройки и ремонта. Поэтому торговый дом «Строитель», который, в принципе, специализируется на стройматериалах всех направлений, в свое время решил предлагать нашим покупателям заодно и разные виды штукатурных смесей, что оказалось вполне логичным. Сегодня в нашем ассортименте представлены самые разнообразные виды штукатурных смесей – для внешних и для внутренних работ, на основе гипса и цемента, для ручного и машинного использования, а также минеральные, акриловые, силиконовые, силикатные и мозаичные декоративные штукатурки. С радостью могу сказать, что большинство калининградцев хорошо разбираются в нюансах представленных смесей. Хотя мы всегда напоминаем: чтобы спустя несколько дней либо месяцев после штукатурки не обнаружить на поверхности стены трещины, полости и прочие неприятности, при выборе штукатурки нужно учитывать условия ее эксплуатации и качество и следить за соблюдением этапов работ.

Как и несколько лет назад, главным фактором для большинства покупателей остается невысокая цена, ведь, как правило, штукатурка требуется в значительном объеме. Поэтому значительным спросом у нас пользуется недорогая польская штукатурная смесь на основе гипса марки Dolina Nidy, а из цементных штукатурок – Kreisel и продукция польского концерна Atlas и его дочерних предприятий. А вот всемирно известный бренд Knauf пока еще не достиг таких масштабных объемов, хотя продукция этого концерна, несомненно, высокого качества. Из декоративных смесей у нас представлена продукция Kreisel, Ceresit, Atlas и Caparol.

 

Олег Власов, директор компании по производству строительных материалов ООО «ТеплоМакс»:

 

«Конкуренция в нашем сегменте высокая»

 

 – Наша компания на рынке уже более пяти лет. Мы появились как раз в тот момент, когда штукатурка стала действительно востребована в Калининградской области, а оформлению фасадов застройщики и владельцы домов начали уделять все больше внимания. Наша компания сама занимается производством краски, мы завозим лишь сырье. В ассортименте представлены два самых распространенных вида декоративной штукатурки – «Короед» и «Шуба», фасадная акриловая краска, разнообразные клеи для армирования, минваты, пенополистирола, плитки, пеноблоков, акриловый грунт. Конкуренция в нашем сегменте достаточно высокая, но работы хватает всем. Да и во время кризиса перебоев с заказами особо не было. Сейчас ситуация стабилизировалась, а мы, учитывая изменения рынка и все растущую конкуренцию, разработали для наших клиентов целую систему скидок и акций. Так что многие заказчики приходят именно к нам. Могу сказать точно, что на сегодняшний день штукатурка – безусловно, самый популярный отделочный материал в Калининграде и области. Все просто – многообразие оттенков (в частности, мы колеруем на месте, при заказчике, и можем добиться абсолютно любого оттенка краски), яркие сочные цвета. Да и штукатурить фасады гораздо проще, чем оформлять их другими материалами. Быстро – не надо ждать того же заказанного в Европе клинкера – и недорого, любой дачник может себе позволить этот материал. Отштукатуренные фасады достаточно долговечны. Если выполнять работы согласно всем технологиям и работать с качественным материалом, то срок службы такого фасада составит 30-40 лет.

 

Сергей Савицкий, директор ООО «Гидропроф»:

 

 «Глиняная штукатурка ищет своего покупателя»

 

– Одной из сфер нашей деятельности является поставка в Калининград глиняной штукатурки Thermolut. Появление несколько лет назад на рынке Германии этого вида штукатурки было обусловлено двумя факторами – это повышение энергоэффективности зданий и сохранение исторического архитектурного наследия. Ведь эта система внутренней теплоизоляции была разработана специально для зданий с годом постройки ближе к 1900. Немало таких строений, остро нуждающихся в грамотной реставрации, и в Калининграде. Поэтому мы надеемся, что предлагаемая нами новинка, которая пока поставляется только на заказ, найдет здесь своего покупателя. К тому же штукатурка Thermolut подходит и для более «молодых» строений, где на первом месте вопрос создания комфортного микроклимата внутри помещений. Ведь к уникальным свойствам этих штукатурок относится способность удерживать внутри помещения комфортный для человека влажностный режим в пределах 55 %. При этом он не создает условий для образования различного вида плесневых грибов. Глиняная штукатурка может нейтрализовать различные запахи, что делает актуальным ее применение в помещениях, где курят. Кроме того, глина является прекрасным «консервантом» для деревянных конструкций. И совсем недавно обнаружено еще одно положительное свойство глины – способность поглощать электромагнитные излучения. В этой связи мы особенно рекомендуем применение штукатурок системы Thermolut в детских игровых и спальных комнатах. Следует отметить отдельно: штукатурки системы Thermolut изготавливаются из натурального сырья – никакие химические добавки не используются, поскольку даже незначительное их применение существенно изменяет потребительские свойства глиняной штукатурки.

 

Светлана Знаменская, директор компании «Раскрасстрой»:

 

«Декоративная штукатурка проигрывает по цене простым смесям»

 

– Декоративная штукатурка предельно легка в использовании – для ее нанесения хватит мастерка, валика, кисти и чуть-чуть практики. Добавляя в штукатурную смесь различные колеры, можно добиться потрясающих визуальных эффектов: переливающегося шелка, фактуры полированного камня, мрамора, морского песка. В итоге получается твердая рельефная поверхность с разной степенью блеска, влагоустойчивая и устойчивая к истиранию. Все это дает безграничный простор для фантазии. Но калининградцы пока мало знакомы с этим материалом, побаиваются его. По-настоящему оценили преимущества декоративной штукатурки только профессиональные дизайнеры и владельцы ресторанов. На наш взгляд, одна из причин такой «боязни» рядового потребителя – высокая цена на представленные в Калининграде штукатурные смеси. Небольшая банка итальянской штукатурки обойдется в 3000 рублей. Наша компания первая в городе, кто поставляет в регион декоративную штукатурку российского производства – продукцию московского завода «Предприятие ВГТ». По ценовой политике эти смеси гораздо доступнее для людей среднего достатка, при этом по качеству не уступают элитным итальянским. Это не голословное утверждение – мы уже провели несколько мастер-классов для дизайнеров и строителей, и все они высоко оценили продукцию «Предприятие ВГТ».

Что касается простых штукатурных смесей, то их калининградцы используют часто и практически при всех видах строительных работ. Поэтому мы также решили включить их в наш ассортимент, тем более что нашим покупателям удобнее все покупать в одном месте. Сейчас мы завозим штукатурные смеси из Польши.

 

Сергей Волков, частный предприниматель ИП Волков:

 

«Венецианка завоевала свое место на рынке»

 

– Я начал заниматься поставкой итальянской декоративной штукатурки в Калининград в 2006 году. Конкурентов тогда было мало, в целом же рынок оказался неосвоенным. Однако, даже несмотря на столь невысокую конкурентную борьбу, начинать было непросто. Калининградцы были не знакомы с декоративными штукатурками и относились к ним с недоверием. К тому же не все могли себе позволить такой декор-материал. Но постепенно за несколько лет декоративная штукатурка завоевала свое место. Сейчас рынок изобилует всевозможными видами смесей. Я представляю венецианские фактурные штукатурки фирмы «Риведил», которые позволяют имитировать эффект полированного мрамора, замши, песчаника, бархата, шелка, необработанного камня. Все это дает возможность дизайнерам воплощать самые различные интересные решения для достижения первоклассного интерьера помещения. Разнообразные техники нанесения венецианской штукатурки позволяют создать атмосферу и стиль этнической стилизации, утонченного минимализма, hi-tech или классики. Возможно создание многоцветного покрытия – выбор цветов огромен. Калининградские дизайнеры и строители уже заинтересовались венецианкой. Поэтому с каждым годом наблюдается рост продаж этих декоративных смесей. Сейчас все чаще и обыкновенные калининградцы обращаются к этому декор-материалу, а строители стали разбираться в особенностях его нанесения. Хотя, пожалуй, единственным надежным учителем в этом плане может стать только Интернет.

Конкуренция на калининградском рынке достаточно жесткая – все шесть крупных компаний, которые завозят декоративные смеси в наш регион, пока полностью удовлетворяют покупательский спрос.