Рынок тротуарной плитки: дилетанты скоро уйдут

01 июня 2013

Полностью оправившийся от минувшего кризиса сегмент тротуарной плитки сегодня один из самых динамично развивающихся на калининградской экономической арене. И этому есть логичное объяснение. На красивое благоустройство готов тратиться не только частный клиент, но и муниципальный заказчик. Так, к прошлому Дню города Калининград обзавелся мощеной прогулочной зоной в районе кинотеатра «Заря», собранной из четырехцветной коллекции «Старый город». А вот оттенок желтой плитки перед Калининградским драмтеатром долго и упорно выбирал лично мэр города… Но этот, казалось бы, оптимистичный расклад серьезно портят громкие скандалы с плиткой, разбитой и сошедшей вместе со снегом. Проведя повторный мониторинг существующего в Калининграде рынка, «СИ» уверен – недобросовестный производитель и укладчик доживает свои последние дни.

 

Ситуация на рынке

По-прежнему львиную долю сегмента удерживает производство бетонной плитки. Сегодня рынок делят с десяток крупных компаний. Лидером по-прежнему остается концерн «А.С.Б.И». Однако рынок активно обновляется, предлагая каждый сезон все новых и новых производителей. Правда, их профессиональная жизнь, как правило, тоже сезонная. Как утверждают сами производители, начать выпуск плитки – дело нехитрое. Только вот сегодняшний заказчик уже не хочет каждый год перекладывать любимую садовую дорожку и требует качества. Поэтому пока небольшие компании пытаются держать уровень (или просто ломают рынок желанием заработать в горячий сезон), признанные лидеры, наладив производство, внедряют новые формы, цвета и виды плитки, заказывая их разработку у европейских партнеров. Тем временем и поляки, и литовцы, и немцы, и бельгийцы не прочь поработать в нашем регионе самостоятельно.

 

Запад рвется в Калининград

Факт проведения игр ЧМ-2018 в Калининграде и ожидаемый в Европе второй виток кризиса делают наш анклав завидной площадкой для европейских производителей. А те не только не экономят на качестве (это вообще нонсенс!), но и предлагают продукцию с декоративными характеристиками абсолютно иного уровня. И этого местные производители не отрицают: богатство цветовой гаммы (от ярких красок до нежных оттенков), покрытия, имитирующие гранит, мрамор, песчаник и другие натуральные материалы, а главное – специально разработанные формы, учитывающие все сложные нюансы мощения, принципиально отличают продукцию Евросоюза от местной. К тому же практичные европейцы дополнительно предлагают новейшие системы монтажа и заделки швов, о чем местный производитель и монтажник вообще мало задумывается. Конечно, пока «приезжим» сложно выдерживать ценовую политику, заданную калининградскими игроками. Стоимость европейской плитки из-за транспортных издержек в разы выше, а поставка в срок затруднена традиционно огромными очередями на границе. Поэтому местный производитель не особо беспокоится за свой рынок, хотя, пожалуй, стоило бы: например, на следующий год не просто привезти, а открыть в Калининграде свой склад намерены поляки. К тому же активно предлагается и клинкерная тротуарная плитка. Поглядывают в сторону ландшафтного благоустройства и каменщики.

 

Почему сыпется плитка?

Несмотря на такую жесткую конкуренцию, плитка на наших дорогах по-прежнему сыпется. Причина не только в неправильной укладке плитки, поделились секретом представители одной компании. Вывороченная, расколотая, проросшая травой – такой результат получается не только из-за недостатка в монтажном «пироге» песка, но и из-за неправильного выбора вида плитки. Например, на участки с высокими эксплуатационными характеристиками выкладывается не вибропрессованная, а вибролитая плитка, предназначенная для декоративной отделки зон с невысокой проходимостью. Вторая причина «рассыпчатости» дорожного покрытия – недостаток цемента в самой бетонной пластине. Однако после скандального благоустройства Верхнего озера крупные производители сосредоточили внимание на качестве, а новички пробуют свои силы в области, не замахиваясь на бюджетный каравай Калининграда.

 

Алексей Балтян, начальник отдела продаж ООО «А.С.Б.И»:

 

«У рынка тротуарной плитки значительный потенциал»

 

– Прошлый сезон мы закончили с гораздо лучшими показателями, нежели сезон-2011. Увеличился объем заказов – как от частных, так и от муниципальных заказчиков. Становится очевидным, что рынок уверенно приходит в себя после кризисных перепадов 2009-2010 годов. В тот нелегкий период нам, как и всем строителям, пришлось потуже затянуть пояса – объем производства сократился на 20 %. Основную массу заказов мы получали больше от частных лиц, нежели от организаций. Но все течет, все меняется, и сегодня мы наблюдаем устойчивый рост объемов производства и объемов продаж. Так, в прошлом сезоне был увеличен ассортимент выпускаемой продукции. В настоящий момент производственное предприятие «А.С.Б.И» имеет самый большой ассортимент тротуарной плитки в области – более 25 наименований. Для выполнения работ по укладке тротуарной плитки мы приобрели специальную технику, которая позволяет укладывать в день до 1000 кв. м плитки. Но в своей деятельности мы никогда не останавливаемся и всегда двигаемся вперед. Например, в этом сезоне мы намерены наладить выпуск четырех новых форм, разработанных специально для «А.С.Б.И» его европейскими партнерами. Если говорить об иностранной продукции на нашем рынке, то ее доля незначительна и вряд ли стоит рассматривать европейского производителя как значимого конкурента.

Если рассматривать калининградский рынок в целом, то считаю, что у него значительный потенциал роста. Наши земляки уже по достоинству оценили потребительские свойства качественной тротуарной плитки. И в вопросе, что выложить перед своим домом или на даче – понравившуюся плитку всевозможных рисунков (играя различными формами плитки и ее цветами) или просто закатать площадку в серый бетон или черный асфальт, ответ, на мой взгляд, очевиден.

 

Дмитрий Костюков, директор производства ИП Боровик:

 

«Местный производитель изначально в более выгодных условиях»

 

– Наше предприятие на рынке с конца 2008 года. Решили осваивать сегмент тротуарной плитки, так как на эту продукцию наблюдался стабильный спрос. Наше первое оборудование не отличалось высокой производительностью, первыми клиентами был частный сектор. Для того чтобы мы могли расширить свой рынок сбыта, нам пришлось приобретать более мощное оборудование и заняться модернизацией производства. В частности, в этом году запустили новую линию производства, тем самым серьезно улучшив качество выпускаемой продукции. Сегодня на нас стали обращать внимание строительные и дорожные компании.

Крупных производителей плитки в регионе по-прежнему немного – около десяти. Многие занимаются этим как попутным видом деятельности. В последние два года стали появляться мелкие фирмочки, которые частично покрывают запросы частного сектора. Небольшую часть рынка занимает завозная продукция из ближнего зарубежья. Но это недешевый товар, так как львиную долю цены составляют транспортные расходы. Поэтому мы считаем, что эту продукцию нужно производить в нашем регионе, добиваясь высокого качества не только при помощи современных добавок, но и качественным подбором местного сырья. В целом рынок достаточно насыщен, конкурировать приходится с помощью гибкой ценовой политики. Проблема в том, что не все могут предложить хорошее качество изделий, а в основном идут предложения по доступной цене, привлекающие потребителя. Тротуарная плитка, произведенная с применением современных технологий, особенно при изготовлении лицевой ее части, на сегодняшний день может удовлетворить самого требовательного потребителя своим внешним видом, будь то мраморный наполнитель или многоцветное окрашивание.

 

Мария Соколова, заместитель гендиректора производственной компании «Новый Город»:

 

«Рынок пополняется новыми производителями»

 

– Мы пришли на калининградский рынок тротуарной плитки в 2008 году, открыв свою собственную производственную линию в Гурьевском районе. Как оказалось, место для производства выбрано идеально, предприятие находится в минутной доступности от Калининграда, а, как уже показал наш опыт работы, быстрота доставки продукции непосредственно до объекта заказчика также имеет значение. Хотя, конечно, на первом месте для покупателя сегодня качество и цена продукции. Именно на эти факторы мы и сделали ставку в своей компании, поэтому на нашем предприятии мы можем изготавливать вибропрессованную и вибролитую тротуарную и дорожную плитку в ассортименте, бортовой камень для дорог и тротуаров, водоотливы, а также бетонные колодезные кольца различного диаметра и высоты и бетонные мостовые трубы. Вся наша продукция прошла лабораторные испытания и сертифицирована. Кроме того, в преддверии каждого сезона мы готовим и апробируем новинки, внедрять которые нам помогают наши немецкие партнеры. Так, в этом году мы единственные в Калининградской области предлагаем плитку «Джокер», форма которой серьезно упрощает процесс мощения и помогает избежать нежелательных пустот, а также тактильную плитку для ориентирования плохо видящих людей в пространстве. Такая плитка активно применяется при обустройстве улиц во всех ведущих европейских столицах с целью упростить жизнь людям с ограниченными физическими возможностями. В связи с таким знаковым для Калининграда событием, как ЧМ-2018, эти нововведения найдут свое место и в нашей дорожной сети.

Если говорить о нашем сегменте в целом, то рынок тротуарной плитки каждый год пополняется как новыми производителями, так и ассортиментом.

 

Егидиюс Иванаускаc, руководитель отдела продаж каунасского представительства ЗАО «Бетоно мозайка»:

 

«Калининградский рынок интересен для Литвы»

 

– ЗАО «Бетоно мозайка» – одна из старейших производственных компаний в Литве, осуществляющая свою деятельность по выпуску бетонной тротуарной плитки с 1997 года. Активно работаем по всей стране, ввозим немалые объемы плитки (к слову, произведенной на современнейшем немецком оборудовании марки MASA) в Латвию и Польшу. Уже третий год подряд осуществляем поставки нашей продукции и в Калининград. Анализируя итоги продаж прошлых лет, мы уверенно заявляем, что интерес к вашему региону у нас не пропал, хотя не то что удержаться – попасть на калининградский рынок нелегко: сказываются и транспортные издержки (из-за них сложно конкурировать по цене с калининградскими производителями), и длинные очереди на границах. Но интерес к нашей продукции уже есть. Наиболее активно его демонстрирует частный сектор, впечатленный широким ассортиментом (мы предлагаем брусчатку для мостовых, тротуарную и газонную плитку, дорожные и газонные бордюры, брусчатку с фактурной (размытой) поверхностью) и качеством нашей продукции. В частности, мы готовы предложить более удобную в укладке форму плитки и дорожные бордюры, что облегчает процесс укладки. Оптовые покупатели, в том числе муниципалитеты и дорожники, пока не выказывают массового интереса, хотя наши современные покрытия из бетонной брусчатки для мостовых значительно дешевле асфальтированных.

Единственным своим серьезным конкурентом мы по-прежнему рассматриваем концерн «А.С.Б.И» – пожалуй, только он может конкурировать с нами по качеству выпускаемой продукции и объемам, иногда – по технологии производства. В наших дальнейших планах – совершенствование ценовой политики, в частности будем снижать транспортные издержки.

 

Алексей Пошук, директор ООО «Сад Дизайн»:

 

«Высокая цена европейского производителя окупается качеством»

 

Мы предлагаем калининградскому покупателю продукцию европейских концернов Libet, Semmelrock, Bruk Bet и других европейских производителей. Принципиальное отличие польской и немецкой плитки от выпускаемой здесь – просто огромные декоративные возможности! Такого простора для воплощения идей, пожалуй, не сможет предложить ни одна коллекция, произведенная в Калининграде. Разнообразные формы, цвета и размеры позволяют «рисовать» на поверхности мощения любые рисунки с использованием дуг, окружностей, всевозможных изгибов. Также стоит отметить, что качество, которое дает европейский производитель, также на принципиально ином уровне по сравнению с местным производителем. Например, одной из последних разработок наших европейских партнеров является система охраны поверхности плитки. Она достигается за счет обработки ее поверхности специальными составами, которые не дают впитываться вину, кофе, маслам и создают водоотталкивающий эффект. Кроме того, производители гарантируют 15-летний срок службы своей продукции, чего не может обещать многочисленный мелкий местный производитель, плитка которого не выдерживает порой и одного сезона. Так что высокая на первый взгляд цена с лихвой компенсируется качеством и потрясающим декором. А стоит отметить, что клиенты, раз столкнувшись с плохим качеством, экономить на нем больше не будут. Так что мы с оптимизмом смотрим в будущее – для привлечения клиентов и наглядной демонстрации своего товара мы открываем полноценную выставочную площадку, где будут представлены не только разнообразные дорожные покрытия, но и сопутствующие элементы по благоустройству. Клиенту сегодня важно получать комплексное предложение.

 

Игорь Бруй, директор компании «Стиль в камне»:

 

«Камень – это принципиально иной вид тротуарного мощения»

 

– Мы готовы предложить калининградскому покупателю принципиально иной вид мощения – плиты из натурального камня. Причем «Стиль в камне» – единственная на калининградском рынке компания, которая предлагает каменнооблицовочный материал, выполненный из нашего балтийского валуна. Конкурентов в этом секторе у нас попросту не существует. В свое время мы сами продумывали устройство станков для обработки камня, сегодня же сами занимаемся его обработкой. Технологии таковы, что при желании заказчика можно добиться от конечного изделия эффекта «цельного каменного монолита» или сделать тончайший 3-миллиметровый распил. В любом случае натуральный камень обладает непревзойденными декоративными характеристиками, и покупатель, выбрав этот материал в качестве покрытия для мощения, получит неповторимый ландшафт своего приусадебного участка, ведь не бывает двух одинаковых камней. Кроме того, валун – это вечный материал, не подверженный сколам, рассыпанию, трещинам, температурным перепадам, поэтому по сравнению с бетонными и керамическими аналогами сроки эксплуатации вырастают в разы. Конечно, вопрос цены по-прежнему остается самым главным для большинства покупателей. Резюмирую: по нашей акции «Замени плитку на гранит» мы выставляем ценник 3000 рублей с учетом стоимости материала, подложки и самих монтажных работ. Для сравнения: средний калининградский ценник на аналогичные работы по плитке – 1000-1200 рублей за квадратный метр. Наша гибкая ценовая политика – это результат того, что в обработке находится местный камень, а значит, транспортные и таможенные наценки, растущие год от года, ему не грозят.