Рынок ЖБИ: все свои и «загадочные» белорусы

06 марта 2017

Железобетонные конструкции являются каркасом для всех зданий и сооружений, поэтому эту производственную сферу можно без преувеличения назвать становым хребтом современной промышленности и экономики, как национальной, так и региональной. 

Что же нынче происходит на рынке железобетонных конструкций Калининградской области?

 

«Вот, например, очередная бумага, в которой руководство «Газпрома» говорит о необходимости подготовки производственных площадей завода для изготовления так называемых тетраподов, – сразу говорит об актуальном руководитель одного из флагманов этой региональной отрасли – ООО «Завод ЖБИ-1» – Дмитрий Подпорный. – Эти железобетонные конструкции весом около 8 тонн каждая должны будут использоваться для берегоукрепительных сооружений на стратегическом для региона объекте – подземном газовом хранилище, ход работ на котором недавно проверял руководитель региона Антон Алиханов».
Тетраподы – только один из видов железобетонных конструкций, которые заводы ЖБИ поставляют, в частности, в гражданское и промышленное строительство.  

«ЖБИ – это основа строительной индустрии», – согласился с нами проректор Калининградской высшей школы экономики Марат Мусин.

По словам экспертов, это далеко не полный список важнейшей для региона продукции, которую выпускают заводы железобетонных изделий. Зачастую для промышленного и военного строительства изготавливаются конструкции с индивидуальными особенностями и эксплуатационными качествами, например аэродромные плиты повышенной прочности или конструкции для строительства атомной станции.



«Безусловно, мы закупаем основной (практически весь) объем данной продукции у калининградских производителей, – рассказала нам генеральный директор ООО «Ремжилстрой» Ирина Губко. – Считаем, что сложившаяся на рынке конкурентная среда оптимальна, хотя зачастую белорусские производители предлагают железобетонные конструкции, например сваи, перемычки, плиты, по более низким ценам. Однако по основным видам продукции мы предпочитаем предсказуемость, стабильность и точность поставок, качество и долгосрочное сотрудничество с местными заводами».

На сложившееся положение на рынке железобетонных конструкций региона не может не оказывать влияние географическая и геополитическая специфика Калининградской области. Причем это касается как поставок сырья для этой отрасли региона, так и сбыта продукции. Об этом говорит и руководитель Агентства регионального экономического развития Алексей Игнатьев. По его словам, На региональный рынок железобетонных конструкций изделия из других регионов не поставляются в силу следующих факторов:
– удаленности области, что делает поставки экономически нерентабельными;
– большого веса изделий и, как следствие, транспортных издержек;
– тарифной политики соседних стран на железнодорожном транспорте.

По этим же причинам, по мнению экспертов, не осуществляются поставки ЖБК и из-за рубежа, а также вследствие таможенной политики нашей страны. В этой связи эксперты единодушно заявляют о том, что нельзя не поставить в заслугу как самим производственникам, так и руководству Калининградской области то, что область сохранила производственный потенциал комбинатов ЖБИ. Модернизация, техническое и технологическое перевооружение отрасли позволило, по словам заместителя председателя правительства Калининградской области Максима Федосеева, обеспечить железобетонной продукцией лидерство Калининградской области в сфере гражданского строительства, а также предоставить стройматериалы для возведения ряда промышленных и инфраструктурных объектов: четырех теплоэлектростанций в рамках программы энергобезопасности Калининградской области, подземного газового хранилища, строительства и ремонта автодорог, многочисленных мостов и автомобильных развязок.
«И, конечно, это объекты, которые наша область готовит к ЧМ-2018, – добавил Максим Федосеев, – это и стадион, и объекты инфраструктуры, которые стали проверкой на прочность для предприятий региона, производящих железобетонные конструкции».

Среди основных флагманов этой отрасли калининградской промышленности эксперты называют ЖБИ-2 (около 35 % объема регионального производства ЖБК), ЖБИ-1 (25 %), ЖБИ 21-ый век (20 %) и ЖБИ Мелиорация (около 15 %).

По словам экспертов, оставшиеся 5 % приходятся либо на небольшие предприятия, либо на крупные предприятия, производство железобетонных конструкций для которых не является основным профилем. Так, например, производство упомянутых выше стратегически важных для берегоукрепительных работ побережья Калининградской области тетраподов было налажено на заводе «Аэроблок» на территории индустриального парка в поселке Луговом Гурьевского района.
«Основным профилем для нашего предприятия является производство строительных пеноблоков, а также сухих строительных смесей, – пояснил нам руководитель «Аэроблока» Александр Данишевский. – Но, поскольку индустриальный парк «Данор» является готовой инфраструктурной площадкой, открытой для других инвесторов, московские инвесторы посчитали экономически целесообразным разместить здесь это производство».

Если говорить о белорусских коллегах, о которых упоминала руководитель ООО «Ремжилстрой» Ирина Губко, то, по словам калининградских производителей ЖБК, они по-прежнему являются для них загадкой, а точнее те цены, по которым они предлагают свою продукцию на нашем рынке.

«Зачастую мы заявляем свою продукцию на участие в том или ином конкурсе. Например, плиту ПАГ-14, – рассказали нам в отделе продаж одного из калининградских ЖБИ. – Это аэродромная плита толщиной 14 см, ее себестоимость – около 20 тысяч рублей. Мы хотим продать ее с рентабельностью хотя бы в 10 %. При этом нам говорят: а белорусы выставились с ценой в 17,5 тысячи рублей. Мы садимся и считаем. Причем с коллегами с других заводов, с отраслевыми учеными-экономистами. У нас никак не складывается экономика, мы не можем понять, как с учетом транспортных издержек белорусы могут поставлять железобетонные конструкции в Калининград по таким низким ценам».

Действительно, как удалось выяснить, на некоторых строительных площадках региона доля белорусской строительной продукции доходит до 30 %. Источник в министерстве экономики правительства Калининградской области поделился с нами своим мнением о том, что экспансия «загадочных» белорусов на калининградский рынок может субсидироваться белорусским государством. Не секрет, что в рамках Таможенного союза высшее руководство Республики Беларусь не раз называло Калининградскую область приоритетным рынком сбыта промышленной и продовольственной продукции. Возможно, что подобными демпинговымидействиями белорусские власти стремятся подорвать потенциал местных производителей железобетонных изделий.
При этом ряд калининградских экспертов призывают не углубляться в теорию заговора, а рекомендуют калининградским заводам ЖБИ работать над собственной экономической эффективностью, сокращать издержки производства и повышать производительность труда.

«Безусловно, экономическая обоснованность лежит в основе всех происходящих в отрасли процессов, – высказался по этому вопросу руководитель ЖБИ-1 Дмитрий Подпорный. – Наше производство носит универсальный характер, мы гибко настраиваем процесс под любой заказ, но это должно быть экономически обосновано для нас. Мы всё считаем и говорим заказчику: такой будет наша цена. Иногда заказчик решает, что какие-то изделия из железобетона он сможет дешевле изготавливать у себя на стройплощадке. Они изготавливают опалубку, закупают сырье, начинают процесс, а потом приходят и говорят, что на практике все оказалось еще дороже.

По словам участников рынка, до 2015 года значительные объемы ЖБИ потребляло гражданское строительство Калининградской области. Экономическая стагнация последних лет остановила и темпы роста жилищного строительства вследствие падения покупательной способности граждан. Локомотивом всей отрасли сейчас является промышленное строительство, инвестором в которое является, как правило, государство или государственные корпорации.

«Мировая практика уже доказала эффективность повышения государственных расходов в сфере строительства инфраструктуры для преодоления экономических кризисов, – отметил в связи с этим Максим Федосеев. – С помощью госзаказов поддерживаются производственные предприятия, сохраняются и создаются новые рабочие места, а затем производятся налоговые отчисления в бюджет. Кроме того, построенные объекты работают на благо страны и региона: дороги, стадионы, теплоэлектростанции. К тому же мы видим, что оживляется и жилищное строительство, что позволяет с оптимизмом смотреть на будущее отрасли».



Однако оптимизма заводам ЖБИ не добавляет рост цен на основные виды сырья и материалов, используемых в производстве. Одной из разгадок упомянутой выше белорусской загадочной цены на железобетон может быть то, что белорусские заводы используют свой цемент, произведенный в Белоруссии, а нередко и в рамках одного холдинга, что значительно снижает этот вид издержек производства железобетонных конструкций. К сожалению, в Калининградской области не производится ни одного килограмма цемента. По причине транспортной удаленности он не поставляется к нам из других регионов России. Как следствие, весь цемент калининградские заводы ЖБИ покупают. Где? Да, вы совершенно правы, в Белоруссии. И, как стало известно, с 1 марта белорусскими производителями цемента было объявлено о повышении на 400 рублей цены на цемент. Естественно, что калининградским заводам ЖБИ выбирать не приходится, остается только оплачивать счета.

Помимо цемента, как рассказали специалисты, для производства ЖБК используются металлическая арматура и инертные материалы.

«Металлургического производства, как вы понимаете, в нашем регионе тоже нет. Арматура поставляется с российских металлургических гигантов. Это Северсталь и другие предприятия в Череповце, Новокузнецке», – отметили они.

Этот факт, естественно, также ведет к удорожанию конечной цены железобетонных конструкций, поскольку металл – тяжелый груз и его перевозка как железнодорожным, так и морским транспортом весьма дорогостоящая. Как понимает любой вдумчивый читатель, каждый километр этого пути заложен потом в цене каждого квадратного метра новой квартиры в Калининграде.

Повезло нам с тем, что хотя бы песок и гравий – инертные материалы, применяемые в производстве железобетонных конструкций, – добываются в Калининградской области. Местные карьеры достаточно полно и стабильно обеспечивают заводы своей продукцией.

«Здесь сказывается только сезонный фактор, – рассказал нам создатель индустриального парка «Данор», депутат Калининградской областной думы, член Совета директоров Корпорации развития Калининградской области Александр Данишевский, – поскольку в зимний период добыча этих материалов затруднена. Именно поэтому, например, руководство области взяло в свое время курс на создание индустриальных парков, как государственных, так частных. В условиях индустриального парка есть территории для запасов тех или иных видов сырья и материалов для того, чтобы избежать сезонных перебоев с поставками или скачков цен».

«В целом я с оптимизмом смотрю на положение дел в этой отрасли, – сказал нам в заключение эксперт, проректор Калининградской высшей школы экономики Марат Мусин. – Мои личные знакомства говорят о том, что в руководстве калининградских заводов ЖБИ находятся серьезные руководители, как это принято говорить, крепкие хозяйственники. Губернатор и правительство региона занимают четкую позицию, направленную на поддержку реального сектора экономики и местных производителей. В целом, по моим осторожным оценкам, заметно некоторое оживление региональной экономики, а значит, вырастет платежеспособный спрос на продукцию заводов железобетонных конструкций».