Специальная техника для особенного региона

20 июля 2017

По данным аналитиков, до начала 2017 года на российском рынке спецтехники наблюдался значительный спад. Предполагалось, что подготовка к чемпионату мира по футболу – 2018 заметно улучшит ситуацию. Во всяком случае это должно было коснуться тех 11 регионов, которые принимают у себя столь масштабное мероприятие, а значит, и Калининградской области. Мы выяснили, какие изменения произошли в этой сфере с момента начала кризиса, и узнали прогнозы экспертов до конца года.

 

Первым фактором, который привел к заметному снижению спроса на новую спецтехнику, стал резкий обвал курса рубля в конце 2014-го. Этот день вошел в историю как «черный вторник». Если на 1 января 2014 года курс составлял 32,66 рубля за доллар и 45,06 рубля за евро, то к 16 декабря 2014 года он рухнул до 67,89 рубля и 85,15 рубля соответственно.

Особенно сильно это сказалось на рынке спецтехники Калининградской области, где собственного производства практически не существовало. В большой России технику перевозили из региона в регион: из Тульской области в Калужскую или из Краснодарского края в Ставропольский. К нам же она практически вся завозилась из-за границы. Основными поставщиками техники были страны Европы и Азии: Польша, Германия, Литва, Латвия, Швеция, Великобритания, Япония.

После скачка курса валют вся техника стала стоить в 1,5-2 раза дороже.

В результате большая часть компаний, планировавших приобретение новой спецтехники, ушла в «режим ожидания», эксплуатируя уже имеющиеся машины.  

 

НЕПОСИЛЬНЫЕ СБОРЫ

 

На протяжении почти всего 2015 года организации закупали спецтехнику только в случае острой необходимости. Смирившись с мыслью, что доллар уже никогда не будет по 30 рублей, стали приобретать смелее.

В январе 2016 года владельцы и арендаторы спецтехники испытали новый шок: в России ввели утилизационный сбор.

 В результате и без того подорожавшая техника еще больше прибавила в цене. Обновить парк стало окончательно  невозможно. По словам экспертов, на сегодняшний день в России есть производители спецтехники, кроме того, многие мировые бренды открыли свои заводы, но для калининградских компаний это не стало решением проблемы.

К примеру, самой востребованной в нашем регионе маркой спецтехники является продукция английской компании JCB. У нее есть собственное производство в России, но, во-первых, компания «привязана» к курсу фунта стерлингов, а во-вторых,  чтобы привезти технику даже из «нашей»  Калужской или Ленинградской области,  все равно необходимо платить утилизационный сбор. Его сумма в среднем составляет от 20 % до 30 % стоимости даже для новой техники. В итоге большая часть техники, которая сейчас есть в области, в том числе с помощью которой сейчас строят стадион к ЧМ-2018, – это старая техника.

Введение утилизационного сбора сказалось и на автомобильной спецтехнике: грузовом транспорте, полуприцепах, манипуляторах и т. д.  Этот вид спецтехники облагается значительно меньшим утилизационным сбором, ставка которого составляет от 1 млн рублей. Однако к нему добавляется оплата тарифа системы «Платон», который с апреля 2017 года составляет 1,9 рубля за километр. Данный вид расходов перевозчики просто вынуждены компенсировать за счет повышения цен на свои услуги, в том числе и по доставке спецтехники.

Компании, предоставляющие в аренду спецтехнику, в свою очередь, также вынуждены повышать цены. В Калининграде создана общественная организация владельцев спецтехники «Экскаваторы 39», в которую входит более 170 человек, – это и «частники», и представители компаний. 20 января этого года на общем собрании было принято решение повысить цены на аренду спецтехники в среднем от 5 до 20 %, при том что зарплата рабочим выросла в среднем на 25 %, кроме того, стоимость дизельного топлива увеличилась приблизительно на 33 %. 

26 мая 2017 года глава региона Антон Алиханов на конференции с предпринимателями сообщил, что  в администрацию президента внесен законопроект о поправках в закон об ОЭЗ в Калининградской области, где были бы прописаны ряд преференций для региона как особой экономической зоны. В частности, предлагалось значительно снизить или вовсе отменить утилизационный сбор на сельскохозяйственную и строительную спецтехнику. По словам Алиханова, в апреле этого года он доложил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, что разногласия по поправкам в закон сняты, однако при этом уточнил, что нововведения могут заработать только с 2018 года.

 

РЕМОНТ ТЕХНИКИ

 

В связи с невозможностью обновления парка спецтехники особенно актуальным становится вопрос ее ремонта. Для старой техники он требуется чаще, а значит, и время простоя и связанные с этим убытки увеличиваются в разы. Кроме того, нестабильный курс рубля отражается на стоимости запчастей. Для небольших частных компаний, имеющих всего 3-4 единицы техники, это становится настоящей проблемой. А основная прибыль на рынке распределяется между компаниями, имеющими в арсенале некий «запас» сравнительно новой спецтехники.

В регионе востребована в основном техника тех производителей, которые открыли дилерские и сервисные центры на территории региона. Это такие бренды, как JCB, Bobcat, Caterpiller, Komatsu, , Hyundai.

 

СОХРАНИТЬ И ПРИУМНОЖИТЬ?

 

 

Возведение главной спортивной арены активизировало строительную деятельность в регионе. К нему прибавились и сооружение таких крупных объектов, как угольные ТЭС, подземное газохранилище в пос. Романово, и активный ремонт мостов и дорог.

По словам экспертов, поскольку на данный момент в приоритете объекты с большим объемом земельных работ, для которых требуется крупногабаритная техника, то особой популярностью пользуются колесные и гусеничные экскаваторы с объемом ковша от 1 кубометра, бульдозеры с широким отвалом, краны с большой грузоподъемностью и длиной стрелы. На более мелкую технику спрос незначительно снизился, но при этом она остается востребованной в рамках частного домостроения. 

Но такие темпы строительства у аналитиков вызывают скорее не радость, а опасения. Чемпионат мира закончится, крупные объекты достроят, а по поводу того, что жилищное строительство будет активно развиваться, высказывают сомнения даже представители власти. Об этом в марте этого года по итогам заседания депутатской комиссии по бюджету городского совета Калининграда заявил председатель совета Андрей Кропоткин.

По словам Кропоткина, количество квадратных метров, введенных в эксплуатацию в 2016 году (600 тысяч), ошеломляет, но для Калининграда это слишком много. При этом непроданных квартир несколько тысяч, и в 2017 году в строительной сфере ожидается резкий спад, из-за чего последует снижение темпов работы и в смежных отраслях.

Со смешанными чувствами к таким «улучшениям» относятся и владельцы спецтехники. Они понимают, что чемпионат мира не вечен, а значит, и спрос на спецтехнику тоже. Причем даже если количество ежегодно вводимых в эксплуатацию «квадратов» удастся сохранить, вопросы с обновлением парка и ремонтом уже закупленных машин необходимо решать уже сейчас, иначе за счет чего реализовывать новые объемы.  

 

 «Несмотря на подготовку к ЧМ-2018, продажи новой спецтехники остаются на прежнем уровне »

- Спад в продажах новой спецтехники начался после резкого падения курса рубля и роста курса валют, в том числе и фунта стерлингов, от которого зависит наша компания. В итоге вся техника стала дороже на 70-80%, а уровень продаж закономерно снизился примерно на 50%. При строительстве стадиона к ЧМ-2018 и сопутствующей инфраструктуры генподрядчики практически не закупали новую технику. Были приобретены только башенные краны для монтажа кровли, а вся подъемная и землеройная техника большей частью завезена б/у из других регионов России.  

Я думаю, что до конца следующего года ситуация будет достаточно стабильной. А во втором полугодии 2018-го скорее всего, повторится ситуация с Олимпиадой в Сочи. На реализацию проектов было привлечено очень большое количество техники и по окончании чемпионата она вся одновременно высвободится. Ее начнут активно приобретать, причем, по сравнительно низкой цене. Поэтому и продажи новой спецтехники пойдут на спад. Выход нам видится в усилении продаж техники в сфере сельского хозяйства и возможной отмене утилизационного сбора.

 

«Ставка утилизационного сбора для спецтехники просто неподъемная»

– Наверняка каждый экскаваторщик мечтает купить себе экскаватор и сдавать его в аренду. С 2016 года у них такой возможности практически нет, потому что ставка утилизационного сбора просто непосильная. Соответственно ввоз техники сократился до нуля и рынок стал замкнут. Он у нас и так замкнут в силу географического положения, а сейчас особенно.

Еще одна проблема состоит в том, что на калининградском рынке сейчас очень много пришлых компаний (из Санкт-Петербурга, Москвы и др.), которые считают, что мы здесь на периферии должны радоваться, что они у нас работают. Но дело в том, что они выигрывают тендеры за счет максимального занижения стоимости работ. И часто получается, что рассчитаться с рабочими или субподрядчиками они не могут. В итоге возникают спорные ситуации с оплатой между компаниями, в том числе и калининградскими.

Сказать на перспективу что-то очень сложно, но я считаю, что работа есть даже в кризис.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

«В сегменте погрузочно-разгрузочной техники улучшений не наблюдается»

– Что касается сегмента погрузочно-разгрузочной складской техники, к сожалению, сказать, что наметилась тенденция к улучшению, я не могу. Подготовка к ЧМ-2018 на этом секторе не сказалась никак. Небольшой всплеск заинтересованности по приобретению складской техники наблюдался в апреле, а далее опять затишье. Сейчас немногие компании могут позволить себе приобрести новую технику, но и бывшую в употреблении покупают мало. В основном компании «перекрываются» краткосрочной арендой, что говорит о том, что экономия средств остается в приоритете. Даже ремонт имеющейся техники, руководители склонны, если это возможно, отложить до «лучших времен».

На работе компании такая ситуация, конечно, отражается: упали обороты, уменьшилась доходная часть. Нехватка оборотных средств сильно влияет на расчеты между компаниями. Условий для формирования благоприятной конкурентной среды сейчас не наблюдается. При этом все больше заметна тенденция роста цен на запасные части, что ведет к удорожанию услуг по аренде. По нашим прогнозам, вероятнее всего, продолжится снижение уровня продаж техники иностранного производства, которая  является одной из ключевых на рынке.

 

«В целом в отрасли наблюдается рост в связи с ЧМ-2018, но это ненадолго»

– Оборот рынка спецтехники тесно связан с объемом работ в строительной отрасли. И если темпы жилищного и промышленного строительства замедляются, то работы по созданию инфраструктуры к ЧМ-2018 (ремонт дорог, капремонт домов, строительство стадиона, реконструкция аэропорта и т. д.) выправили ситуацию. Сейчас действительно наблюдается рост, но ненадолго. Строительная отрасль тесно связана с экономической ситуацией в стране, а экономика в России, несмотря на оптимистичные заявления  руководства, застряла на дне. И проблемы в отрасли остаются прежними: общая экономическая ситуация, удаленность нашего региона от основного российского потребителя плюс границы. По моим прогнозам, до конца года рынок будет держать заданный уровень.

 

 

«Объем работ для автовышек увеличился на 15 %»

– В нашем направлении наблюдается рост спроса на аренду спецтехники в связи с тем, что город активно готовят к чемпионату – идет масштабный ремонт фасадов. По сравнению с прошлым годом заметно улучшение примерно на 15 %. Это, конечно, не то, что было в 2009-2010 годах, но все же. Да, есть сложности. Нам приходится использовать отечественную технику, закупленную еще в 2000-е, потому что импортную уже не приобрести. Она и раньше стоила в разы дороже. Из-за роста цен на бензин нам пришлось в этом году повысить цены на услуги примерно на 5-10 %, при этом сохраняется очень большая конкуренция. Я надеюсь, что после чемпионата работы на острове Октябрьском продолжатся, будет застраиваться микрорайон. А значит, и наши услуги будут востребованы.