Уличное освещение: возможно все!

01 октября 2012

Традицию освещать все и вся в Калининграде ввел экс-губернатор области Георгий Боос. Именно с его легкой руки наш провинциальный городок загорелся и замерцал всеми цветами радуги, как ведущие центры России. Конечно, поговаривают, что «светлая» мысль губернатора очень больно ударила по городскому бюджету. Но горожане уже вкусили прелесть светового декора, и дальнейшее его распространение на частный сектор было делом времени. К тому же с появлением экономичной светодиодной продукции ограничивать полет фантазии стало незачем.

 

Как освещается город?

Самая масштабная – система городского наружного освещения. Она включает в себя три основных направления: освещение транспортных магистралей (является приоритетным и предполагает освещение проезжих частей улиц для обеспечения безопасности на дороге), освещение жилых районов, пешеходных зон и архитектурное освещение. Сегодня для оборудования всех этих объектов по-прежнему используются газоразрядные лампы высокого давления (участники рынка ласково называют их «дэрэлэшки»), обязательно требующие закрытых светильников с защитным стеклом («кастрюлек»). Но высокая чувствительность к сбоям в питании и скачкам напряжения, невозможность работы на любом роде тока, необходимость пускорегулирующих аппаратов делают такие лампы весьма уязвимыми и нуждающимися в регулярном обслуживании. Появившиеся на калининградском рынке в начале 2000-х светодиоды оказались слишком дорогим капиталовложением для муниципальных предприятий. К тому же новый федеральный закон об энергосбережении лишь советует, а не предписывает экономить. Активно светодиодами заинтересовались лишь частный бизнес и массовый покупатель.

 

Ситуация на рынке

Стоит отметить, что сегодня изменился сам подход к освещению территории – это не только привычные всем фонари и прожекторы. Достижения электромысли вывели на рынок такое огромное количество разнообразных по форме и размерам источников света, что сегодня можно сформировать индивидуальное световое решение для каждого конкретного объекта. На помощь придут шнуры, ленты, светящаяся тротуарная плитка, всевозможные виды гирлянд и встраиваемых светильников, представленные в каждой специализированной торговой точке города. Поэтому на рынке множество компаний, предлагающих самые различные варианты освещения, – это как крупные торговые центры типа «Мегаполиса» и «Бауцентра», так и небольшие узкоспециализированные компании. Но стоит отметить, что многие небольшие фирмы работают под заказ ввиду того, что калининградский рынок очень мал и далек от финансового благополучия.

 

 

Перспективы рынка

Сегодня в Калининградской области представлены все мировые производители светотехники для уличного и декоративного освещения, в том числе немало и российских производителей, однако наибольшим спросом по-прежнему пользуется продукция китайских и польских производителей по причине ее невысокой стоимости. Участники рынка прогнозируют, что газоразрядные лампы еще долго будут удерживать львиную долю продаж, так как качественные светодиоды вряд ли резко подешевеют. Поэтому городские магистрали еще долго будут украшаться «кастрюльками». К слову, согласно докладам администрации по утвержденной программе «Светлый город» до конца 2012 года в городе должно быть установлено более 1000 фонарей, а к 2014 году проблема уличного освещения будет решена полностью.

  

Сергей Малыгин, администратор отдела «Лайт-Сити»:

 «Покупателя удерживаем разнообразием»

 – Наша компания одной из первых в регионе стала рассматривать разные подходы к уличному освещению – уже с 2001 года у нас оформилось несколько направлений продаж: уличное освещение (оборудование, предназначенное для освещения улиц и магистралей), ландшафтное (декоративные светильники и фонари) и бытовое, садово-парковое (рассчитанное на индивидуального покупателя). В итоге нам удалось охватить значительный круг покупателей – начиная с крупных компаний-застройщиков и заканчивая простым владельцем приусадебного участка, желающим украсить свою территорию. 

Если оценивать динамику продаж, то можно сделать вывод, что бытовой сегмент уличного освещения зависит от динамики развития строительного сектора: в кризис наблюдался спад продаж, сейчас рынок постепенно оживает. А вот спрос на уличное и ландшафтное освещение относительно стабилен, тем более что сегодня идет активное обустройство парковых зон в городе и области. Так, наши фонари украшают променады Светлогорска, Зеленоградска, Пионерского, парковые аллеи Калининграда. Мы постоянно следим за обновлениями коллекций и работаем с ведущими европейскими производителями Art Metal, Rosa, Philips, Massive, Leds-C4. Надо отметить, что, стремясь удержать своего покупателя, они неустанно экспериментируют с формами и дизайном, предлагая абсолютно новые подходы к уличному освещению. Но по-прежнему на пике продаж фонари со светильниками в виде шара или классических «домиков». Современные модели в стиле хай-тек не очень востребованы массовым покупателем – такие коллекции больше покупают для оформления торговых центров и офисов.

 

Константин Подсядло, генеральный директор ООО «Архитектурно-линейная компания»:

 «Конкурентов у чугунных фонарей нет»

 – Будучи официальным дилером Каслинского завода архитектурно-художественного литья (Урал), мы предлагаем калининградцам декоративные фонари, выполненные из чугунного литья. Каждый из фонарей каслинского завода уникален по стилистике, имеет большую вариативность назначений и применений, а модульный принцип комплектации секционных компонентов позволяет создавать на базе каждой модели большое число модификаций. Думаем, что калининградцы по достоинству оценят предложенные новинки, тем более что конкурентов в этом сегменте у нас пока нет. Должен отметить, что сегодня к уличному декору из чугунного литья возвращаются все крупные города «большой» России: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Грозный, Краснодарский край. И это неудивительно – разнообразие форм позволяет широко использовать чугунное литье в архитектуре, ландшафтном дизайне и при создании интерьера. Принципиальное отличие литья от распространенной в Калининграде ковки в следующем: расплавленный чугун заливается в заранее изготовленные формы, благодаря чему изделие получает объем, густоту и тонко проработанный рисунок, который сохраняет все мельчайшие детали. Фонарь из чугунного литья простоит триста лет. Такое мастерство граничит с искусством – этим мы и будем завоевывать место под калининградским солнцем. Конечно, чугунное литье попадает в сегмент «премиум», но в итоге декор, выполненный из такого материала, действительно станет визитной карточкой дома, улицы, аллеи, целого города. Уверен, что людей, которых может заинтересовать наша продукция, немало – в регионе наблюдается строительный бум в частном секторе. Так как чугунным литьем в Калининграде никто, кроме нас, не занимается, у нас есть неплохие шансы занять здесь свою нишу. 

 

Александр Автоменко, руководитель проекта компании «Эссо»:

 «Основной тормоз рынка – менталитет» 

 – Наша компания стала заниматься светодиодным освещением в Калининграде с 2009 года, когда цены на светодиоды стали доступнее для массового покупателя. Конкуренции в тот момент практически не был, так как немногие видели перспективу развития из-за высокой стоимости изделий. Сегодня ситуация кардинально переменилась – только ленивый не торгует светодиодами. К слову, это сыграло злую шутку: завалив потребителя дешевым азиатским продуктом, продавцы подорвали репутацию светодиодной долговечности. Мы учли этот прокол и сделали ставку исключительно на высокое качество: наша компания является официальным представителем казанского завода «Ледел», который на базе бывшего Казанского авиационного института занимается разработкой и производством светодиодных светильников различного назначения. Поэтому наш ассортимент будет интересен как крупным организациям, так и частному сектору. В целом наш покупатель – тот, кто умеет считать деньги. Хотя, как показывает опыт нашей работы, таких в Калининградской области немного. Мы подсчитали: использование светодиодных светильников для уличного освещения экономит до 70 % электроэнергии и до 90 % при условии закладки светодиодов еще при этапе проектирования. К тому же, учитывая изношенность общегородских коммуникационных сетей, использование светодиодной продукции обеспечит более бережную их эксплуатацию. Но даже при таких убедительных доводах и наглядных цифрах покупатели по-прежнему ищут, где дешевле, и часто отдают предпочтение стандартному газовому фонарю. 

 

Николай Шленкин, владелец зарегистрированной марки PromledLite:

 «Частники экономят, а муниципалитеты пока нет!»

 – Сегодняшнее развитие технологий достигло такого уровня, что, ставя перед собой задачу максимально комфортно и экономично осветить территорию, собственник может создать свой собственный управляемый светодиодный «оркестр». Современное уличное освещение – уже не просто газовые фонари, требующие регулярного обслуживания и замены, а полноценные системы, призванные не только освещать, но и украшать и экономить. Кроме того, обилие форм, в которые можно заключить светодиоды (ленты, шнуры, лампы разных размеров, встраиваемые фонари для плитки), позволяет их с успехом применять и в уже существующих системах освещения. Нравится дорогой сердцу старинный плафон? Можно подобрать светодиодное освещение и для него. Без проблем и минимум с 5-кратной экономией можно освещать и городские улицы. Наша компания готова предложить калининградцам светодиодное оборудование для уличного и ландшафтного освещения российских компаний «Люксон», «Луч». Есть интересные предложения для ЖКХ, крупных организаций и частного сектора. Мы можем бесплатно просчитать экономический эффект от замены обычных газовых ламп на светодиоды и продемонстрировать, как будет освещаться тот или иной участок территории. Но если частник готов считать деньги и активно интересуется предложенными технологиями, то муниципальные предприятия Калининграда пока не торопятся переходить на подобные системы: сказывается необходимость высоких первоначальных затрат и возможность лишения работы ряда обслуживающих компаний. К слову, администрации Челябинска, Екатеринбурга, Тулы не испугались этих трудностей и с готовностью откликнулись на наши предложения. 

 

Алексей Пошук, директор ООО «Сад Дизайн»:

 «Светящаяся плитка – перспективное направление»

  Светящаяся плитка – новый продукт для калининградского покупателя, всего третий год на рынке. А вот в Европе это весьма популярный аксессуар, который используют для оформления ландшафтов, тротуаров, пешеходных дорожек, поверхностей возле бассейнов и фонтанов, подъездных путей, для нижней подсветки растений. Поэтому наша компания, оценив уровень спроса на подобную продукцию в Европе и проведя мониторинг производителей, решила предложить калининградцам светящуюся тротуарную плитку марки BRUKLUX фирмы K&K PRODUCTS. Продукция этого бренда – монолитная водонепроницаемая плитка со встроенными светодиодами. Днем она практически не выделяется на фоне обычной плитки, а вечером с нажатием включателя дорожка, ведущая к зданию, растворяется в мягком и теплом сиянии, которое будет радовать глаз на протяжении нескольких десятилетий – именно таков ресурс источника света. При этом на освещение расходуется всего лишь 1 ватт при напряжении в 12 вольт.

Покупатели у нас уже появились, и мы считаем это направление достаточно перспективным, хотя понимаем, что такая продукция – всего лишь аксессуар, поэтому продажи будут носить скорее единичный характер. На данный момент нашими клиентами являются частные лица, которые приобретают данную плитку для освещения территорий загородных домов. Несмотря на то, что в линейке представлены 18 моделей в четырех цветах, уже определился лидер продаж – это прямоугольная плитка размером 10х20 см. Конкурентов в данном сегменте у нас пока не наблюдается, подобные продукты других производителей представлены только «большой Россией». Перспектива рынка – применение плитки BRUKLUX для декоративного освещения общественных зон (парков, площадей, скверов).

 

Максим Полещук, директор ООО «Макси Свет»:

 «Спрос на светодиоды растет с каждым годом»

 – Мы занимаемся продажей светодиодного оборудования три года. Осваивать данную отрасль подтолкнула перспектива ее развития, ведь за таким освещением – будущее. Все привычные нам источники света – лампы накаливания, галогеновые, люминесцентные – постепенно будут заменены на светодиодные либо еще более современные OLED, которые сейчас находятся в процессе разработки. Могу отметить, что год от года в данной сфере работает все больше и больше компаний. Эта отрасль рынка также наводнена дешевыми китайскими поделками, где, как правило, технические показатели значительно завышены, цена очень низкая, качество соответствующее. В итоге репутация светодиодов оказывается подпорченной. Мы предлагаем своим клиентам продукцию заводов, расположенных в Тайване, где качество продукции на уровне таких мировых производителей, как OSRAM, PHILIPS, а цена ниже, также продукцию российских производителей. Из огромного количества производителей и моделей мы стараемся выбрать наиболее интересные варианты. Так, в нашем ассортименте есть необычные варианты для декоративного уличного освещения: гибкий «неоновый» шнур, светодиодные ленты и система декоративной подсветки камня (эти изделия изготавливаются по эскизу заказчика, есть широкий выбор цветовой гаммы и имитация различных покрытий). С помощью такой подсветки вы можете создать ваш персональный, неповторимый, удивительный дизайн экстерьера.

Спрос на светодиодную продукцию неуклонно растет год от года. А клиенты, которые уже воспользовались нашими товарами и услугами, становятся ярыми сторонниками светодиодного освещения. Наши клиенты – это и простые люди, желающие обустроить свой дом, и предприятия, которые стремятся снизить свои расходы на электроэнергию, и обслуживание светильников.