Каким быть городу?

01 октября 2013

«Цветок лотоса» для современного искусства

«СИ» уже отмечал, что студенты Калининградского градостроительного колледжа (вошедшего в состав БФУ имени Канта в прошлом году) не раз удивляли своими идеями даже опытных архитекторов. Выпуск-2013 продемонстрировал целый ряд, как нам показалось, удачных концепт-идей. Не связанные вопросом цены, требованием заказчика и негативным опытом, студенты-архитекторы упражняются в весьма актуальных для Калининграда объектах. Вот мы и подумали: вдруг что-то из предложенного ими станет реальностью? Первым предлагаем рассмотреть проект Центра современного искусства от Лилии Моргуновой (научный руководитель – Тамара Черницына).


Автор проекта ставила перед собой цель создать гармоничную пространственную среду музея современного искусства, способствующую возникновению ощущения комфортного пространства, равновесия, радости, предвкушения исполнения желания. Для размещения объекта автор выбрала участок на пересечении улицы Красной и Советского проспекта в городе Калининграде. Удачная транспортная развязка, близость к центру города и наличие рядом жилого комплекса делают это место оптимальным для расположения музейного комплекса.
Сам участок характеризуется ровным рельефом – перепад высот здесь не превышает 0,5 метра, что дает широкие возможности для заполнения участка малыми архитектурными формами. А вот его расположение на углу улиц предусматривает более тщательную проработку ландшафта, подъездных путей, автостоянок, зеленых экранов.
На участке автор спроектировала следующие объекты: главное здание центра, экспозиционную площадку, автостоянку для посетителей и служащих, пруд, фонтан, детскую площадку, а также аллеи и дорожки, соединяющие здание с тротуаром улицы.
Размещение зданий и сооружений на площадке выполнено с учетом существующего рельефа местности, требований рационального размещения инженерных сетей, архитектурной композиции проектируемого здания, а также с учетом функционального процесса, протекающего в проектируемом здании.
Само здание центра современного искусства автор выдержала в стиле постмодерна. Возникший в 60-е годы прошлого века, он отличается витиеватостью и узнаваемым растительным орнаментом, присущим модерну, но при этом лаконизмом и простотой форм. Все эти основные принципы нашли свое место и при разработке фасадов музея.
За основу конструктивного решения приняты каркасная схема и возведение стен из панелей. Фундамент – столбчатый, крыша – плоская и, как мы видим по задумке автора, частично эксплуатируемая.
Сам объект состоит из двух сложных объемов, собранных в одно целое благодаря цветовому решению, повторяющимся элементам фасадов и манере остекления. Отдельного внимания заслуживает главный корпус музейного комплекса. Он своими формами напоминает элегантный цветок лотоса. За счет этой стилизации автор попыталась добавить общему объему здания легкости и колоритности. Дополняет это авторское решение простая вертикаль окон.
Остекление входной группы выполняется с помощью простых по форме, немного изогнутых стекол, которые подчеркивают округлые формы всего здания.
Для цветового решения выбрана приятная для глаза гамма. Использован белый цвет в сочетании с разными оттенками серого – от светлого до графитового с металлическим отблеском. Автор вводит бордовый цвет, который придает строгой гамме торжественности и смягчает ее.
В главном корпусе автор спроектировала основной объем выставочного пространства, а также площадки для летней экспозиции. Тут же найдется место и для рабочих кабинетов сотрудников и необходимого технического блока. Второй корпус отдается под входную группу, часть административных кабинетов и библиотеку со вторым светом, площадки для рекреации, которые можно использовать для выставок фотографий или в качестве арендуемых площадей. Крышу здания украсят две большие террасы.
Автор уделяет много внимания безопасности конструкции. В частности, в проекте тщательно соблюдаются технические показатели при проектировании уклона и ширины лестничных маршей, пандусов, высоты ступеней, высоты проходов по лестницам, подвалу, техническим этажам, а также размеры дверных проемов. Для обеспечения эвакуации при пожаре в здании организованы две лестницы: основная и пожарная. Пожарная лестница имеет выход непосредственно на улицу. Лифты не являются путем эвакуации. Эвакуация из залов осуществляется через пожарный выход и главный вход. Озеленение участка предполагает устройство газонов и клумб на территории, не занятой постройками и мощением дорожек. Стоит отметить тщательность и продуманность ландшафтного проектирования этих объектов. Четыре радиальные клумбы, соединенные между собой системой дорожек, придают объекту немного футуристический вид. Не менее тщательно автор проработала тематику и стилистику малых архитектурных форм, которые появятся на объекте. Парк кошек, система фонарей и скамеек призваны украсить музейный комплекс.
И немного о нормативных актах. В проекте использованы нормативные документы с изменениями и дополнениями последних лет. Технические решения, принятые в проектной документации, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.
В соответствии с требованиями ВСН 62-91 проектом предусмотрены мероприятия, обеспечивающие беспрепятственное передвижение и создание условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населении. Для этой категории посетителей предусмотрены лифт с размером кабины 1600х1800, пандусы для поднятия и спуска, эвакуации, просчитаны ширина дверей и эргономика санузлов. На наземной автостоянке выделены места для личного автотранспорта инвалидов. Размер парковочного места составляет 3,2 м х 5 м.