Каким быть городу?

01 января 2013

Кранц: возрождение традиций

Идея реконструкции водонапорной башни Зеленоградска принадлежит владельцам компании «Восток-Сервис-Строитель», которые приобрели выведенную из эксплуатации бывшую водонапорную башню и прилегающий земельный участок. Причем этот объект – не первый в их архитектурной «коллекции антиквариата»: выкупая подобные интересные объекты по всему миру, владельцы компании реставрируют и вдыхают в них новую жизнь. В случае с Зеленоградском решили не ограничиваться только реконструкцией. Оценив туристический потенциал бывшего Кранца, меценаты заказали единый проект – восстановление башни и строительство рядом небольшой гостиницы. Приглашенный погостить на балтийском берегу московский художник набросал эскиз-идею будущего отеля, а над полноценной разработкой проекта трудились уже архитекторы и инженеры калининградских компаний «ГРАД-СО» и «Балтэнергопроект», благо работа для них не стала неожиданностью – к тому времени сотрудники «ГРАД-СО» имели в своем прошлом опыт работы с архитектурным наследием Кранца-Зеленоградска.

Основная сложность работы заключалась в том, что участок для застройки площадью 1750 кв. м находится в одном из кварталов сохранившейся исторической застройки Зеленоградска и плотно окружен сложившимися за советский период придомовыми участками. С юга участок ограничен улицей Саратовской, с запада – улицей Герцена, с севера и востока – садовыми придомовыми территориями жилых домов. Именно этот факт подтолкнул архитектора Владимира Фомичева выбрать для гостиницы форму каре. В центре сформировавшейся мини-площади высится сама башня, а далее – гостиница, «полукругом» охватывающая башню, архитектурный облик которой разработали архитекторы З. А. Башина и Х. А. Мукольянц, а инженеры С. Г. Соловьева и Ф. Ф. Карпова воплотили архитектурную идею в полноценный проект. Ввиду ограниченности площади участка застройки архитекторы приняли революционное на тот момент для калининградского проектирования решение – опустить парковку на 10-17 машино-мест в подвальный этаж. Существующее окружение также продиктовало образ и форму всей застройки – и башня, и гостиница выдержаны в традиционном для Зеленоградска стиле модерн (югендстиль).
Главную героиню проекта – водонапорную башню – реконструировали согласно старым фотографиям и чертежам. Заказчиком было проведено углубленное обследование башни на предмет разрушений и расчета несущей способности сохранившихся конструкций. Несущую способность кирпичного ствола башни пришлось «усиливать» за счет введения дополнительных стоек и шахты лифта. Общий диаметр купола башни был несколько увеличен, общая площадь помещений в двух уровнях купола составила 127 кв. м. Площадь застройки не изменилась и осталась около 68 кв. м. Также была спроектирована заново усиливающая опорная «юбка», на которую опираются купол и смотровая площадка, выполненная как круговая консоль. Диаметр смотровой площадки – 11,5 м, диаметр купола – 9 м, за счет чего образовался смотровой балкон шириной 1,25 м.
В связи с ветхим состоянием старого купола осуществлен демонтаж водяного бака, всех ветхих конструкций. Затем было произведено усиление ствола башни, установлена опорная юбка и возведен «барабан» из монолитного железобетона как опора под новый купол. В реконструированном объеме под куполом было запроектировано двухъярусное помещение многофункционального использования. (Сейчас в башне размещен музей кошек). Архитекторы тщательно изучили конструктивное решение старого купола. Немецкие инженеры использовали приваренную к специально изогнутым конструкциям из уголка монтажную металлическую сетку и далее ее оштукатуривали. Архитекторы «ГРАД-СО» решили использовать этот прием, только вместо уголков и сетки спроектировали монолитный железобетонный «барабан» и металлическую конструкцию в форме купола, на котором вместо бывшей штукатурки была уложена немецкая сланцевая черепица. Специально под это покрытие была разработана своя, «по месту», стропильная система. (По задумке этот же материал должен быть использован и на кровле гостиницы, а брусчатка, которой предполагалось выложить вновь образованную площадь между башней и гостиницей, будет такой же по цвету). Внешний декор башни – герб – был восстановлен по специальной технологии на основе цементного раствора и пластификаторов.
Сама гостиница должна «обрамить» башню и тем самым отгородить ее от придомовых садовых участков существующей жилой застройки. Общая площадь застройки («пятно посадки» гостиницы) – 740 кв. м. Трехэтажное здание с мансардным этажом поднято относительно уровня земли на 1,050 м и базируется как бы на подиуме, часть которого является перекрытием подвала. На этой части подиума (ширина – 2,20 м) предусмотрено устройство летних площадок для кафе и конференц-зала. Посадка основного здания на более широкий подвал продиктована тем, что необходимо было предусмотреть парковку для легковых автомашин, что можно было сделать только в подземном уровне, а вместе с тем нельзя было придвигаться слишком близко к башне как по расположению фундаментов (расстояние между фундаментами башни и гостиницы по расчету должно быть не менее 5 м), так и по соображениям визуального восприятия комплекса «гостиница – башня». Отопление гостиницы и башни предусматривается от встроенной котельной на первом этаже. Вентиляционное оборудование размещено в чердачном помещении, специально спроектированном для этих целей и «спрятанном» в пространстве центрального купола гостиницы.
На первом этаже гостиницы располагаются кухня и зал кафе (левое крыло), в центральной части – холл и рекреация, центральная лестница и лифт, в правом крыле – конференц-зал. Второй и третий этажи полностью отданы под номерной фонд: 32 одно- и двухместных номера и четыре люкса составляют основу трехзвездочного отеля. Общая площадь гостиницы – 3200 кв. м.
Принятая конструктивная схема – монолитный железобетонный каркас, с монолитными перекрытиями, ограждающие конструкции – керамические (или газосиликатные) блоки. Во внешней отделке предусмотрено использование клинкерного кирпича и штукатурки. Окна и витраж – индивидуального изготовления.
При разработке проекта тщательно продуман вопрос озеленения территории. Зеленоградск славится своими старинными деревьями, поэтому проект максимально сохраняет зеленую полосу (старинные липы и дуб), расположенную на территории застройки.
Проектом не предусматривается внешняя парковка машин, исключение – возможность заезда туристических автобусов на территорию площадки между гостиницей и башней с целью посадки-высадки пассажиров. Въезд и выезд на парковку осуществляется со стороны ул. Саратовской с учетом одностороннего движения, установленного на ней городскими властями. Заезд автобусов для посадки-высадки гостей осуществляется со стороны ул. Герцена, а выезд – на ул. Саратовскую.