Каким быть городу?

01 декабря 2012

«Новый Альштадт» на Московском

Текст: Надежда Абрамова
Фото: Ольга Данилова

Ввод в строй второго эстакадного моста заставил по-иному взглянуть на особенности организации городского движения в Калининграде: эта новая транспортная артерия сегодня требует дальнейшей модернизации и благоустройства двух важных транспортных узлов – на Московском проспекте и на пересечении эстакады с улицей Дзержинского. К тому же выигранное Калининградом право проведения игр чемпионата мира по футболу привлекло самое пристальное внимание многих ведущих российских и европейских архитекторов к другой многострадальной точке города, расположенной невдалеке, – острову Октябрьский. Благоустроить эту заброшенную территорию и включить ее в городскую транспортную систему – вот что предстоит сделать к 2018 году. Предлагаемый нами к ознакомлению проект «НОВЫЙ АЛЬШТАДТ» от «Студии архитектуры» Олега Копылова как раз и пытается решить разом две эти градостроительные задачи.


Как поясняют сами авторы, задачей проекта было создание современного гармоничного градостроительного ансамбля, решающего несколько важных задач:
– гармонизация уже существующей застройки Московского проспекта путем реконструкции старой застройки и строительства новых высотных доминантных комплексов;
– создание градостроительных акцентов и исправление проблем старого жилого девятиэтажного фонда;
– решение транспортных проблем, учитывая строительство нового моста – виадука через Московский проспект, а также проектирование общественных паркингов;
– создание нового единого городского центра;
– возрождение судоходной функции этой части акватории Преголи.
Также задачей проекта являлся поиск территорий в районе пересечения улицы 9 Апреля и Московского проспекта для анализа и строительства крупного общественно-делового центра как нового градостроительного узла города Калининграда.
Для понимания общей концепции рассмотрим проект по частям – их три.
Первая часть – проектирование нового современного имиджевого для Калининграда архитектурно-пространственного комплекса. Представленные в концепции многоэтажные объемы идеально подошли бы для размещения в них торгово-выставочного комплекса с подземным паркингом, административно-делового и офисного центров, жилого и гостиничного комплексов и т. д. Также проектом предусматривается строительство нового авангардного здания галереи современного искусства на базе выставочного комплекса Калининградской художественной галереи. Проектируемый градостроительный комплекс получит краткосрочную транспортную доступность до таких важных городских узлов, как железнодорожные вокзалы, аэропорт, администрация города, крупные жилые районы (Сельма, бывший Балтрайон, Юго-Восточный), торговые центры и т. д.
Вторая часть концепции посвящена редактированию и развитию новой транспортной инфраструктуры с созданием системы новых съездов и выездов, а также строительством комплекса паркингов, что крайне актуально для полноценного функционирования всего этого транспортного узла. В проекте предусмотрено строительство в радиусе доступности как минимум трех многоуровневых паркингов вместимостью по 200-300 машин. Кроме этого, при дальнейшем проектировании каждого отдельного здания может быть предусмотрен свой подземный паркинг. Также авторы проекта рассматривают возможность возрождения судоходной функции этой части акватории Преголи и создания регулярного движения речных трамваев, прогулочных катеров с частными и муниципальными стоянками и причалами для яхт и катеров. Учитывая такой поворот дел, архитекторы студии запроектировали серию плавучих кафе и ресторанов.
Третий «кит» концепции – это формирование так необходимого сегодня Калининграду единого городского исторического и туристического центра, имеющего внятную концепцию и разветвленную пешеходно-прогулочную структуру от комплекса «Рыбная деревня» по набережным Преголи до улицы 9 Апреля. Авторы проекта предлагают восстановить по берегам реки часть зданий бывшего Кнайпхоффа и замаскировать таким образом советское многоэтажное наследие острова Октябрьский. В восстановленной застройке набережных Преголи может быть использована стилистика старинного ганзейского балтийского города. Проектирование, по мнению авторов концепта, должно предусматривать спуски к воде, строительство пирсов и плавучих причалов, а также установку малых архитектурных форм в виде каменных и металлических ограждений, кованых фонарей, брусчатки и других стилизованных атрибутов морского портового города. Такая тактика застройки позволит разместить в этих зданиях линейного типа различные учреждения туристического назначения (сувенирные лавки, антикварные, ювелирные и букинистические магазины, рестораны и кафе, магазины морепродуктов, кондитерские, мини-пекарни, магазины янтарных изделий, небольшие разнообразные отели и т. д.). Авторы проекта предполагают, что такой подход к застройке набережных острова существенно улучшит видовые раскрытия на город с акватории Преголи. В целом же, уверены архитекторы, такие градостроительные решения третьей части концепции позволят вернуть привлекательность фасадам набережных, закрыв унылые девятиэтажные жилые здания, придать человеческий масштаб новым улицам, променадам и пирсам, создав для туристов и жителей города новую необычную и уютную среду обитания. Это также позволит возродить утраченные традиции Кенигсберга, вернув полноценную «городскую жизнь» на воде.
Продолжая тему благоустройства острова, авторы видят на месте сегодняшнего выставочно-торгового центра суперсовременное здание нового выставочного комплекса, а вместо существующего шапито – полноценное стационарное здание Калининградского цирка.
Проектом предусматривается туристический транспорт в виде конных пролеток и велорикш для катания по набережной, а также создание причалов для швартовки различного типа морских и речных судов, яхт, катеров и речных трамваев.
Концепция архитектурного проекта рассматривает возможность строительства предлагаемого комплекса не как локальной территории, а только в контексте общих градостроительных задач генерального плана, учитывая как историческую традицию города, так и транспортную составляющую, а также вопросы, связанные с коммуникациями, геологией, благоустройством и имиджем современного Калининграда.