Каким быть городу?

02 февраля 2010

Новый автовокзал

То, как выглядит вокзал, часто определяет выбор способа путешествий.
Согласимся, что калининградский автовокзал безнадежно уступает в облике и комфорте железнодорожному соседу: попадая туда, словно возвращаешься в 70-е, причем далеко не в пик их расцвета. А ведь в некоем виртуальном пространстве существует совсем иной автовокзал. Тот, каким его спроектировали в творческой мастерской «Универсал и К» Сергея и Дмитрия Лебедихиных по заказу компании «Кенигавто». Проект не нов, но и сегодня он производит впечатление застывшей поэмы, посвященной веку больших скоростей.

Ощущение скорости
В проект многофункционального комплекса входит и старое здание на площади Калинина (которое в свое время должно пережить реконструкцию, чтобы соответствовать новым элементам ансамбля), но оно уже не доминирует рядом c шестиэтажной комфортной гостиницей, с залом ожидания международного сектора, кассовыми залами, просторными холлами и прочими сопутствующими помещениями.
Архитекторы постарались, чтобы архитектурно-планировочное решение многофункционального комплекса не только соответствовало сложившейся градостроительной ситуации, но и сформировало особое настроение в этом уголке города, определенного для места, где начинаются и кончаются дороги. Места, с которого путешественники открывают для себя город. Чувство дороги, ощущение движения – это легко читается в облике новых зданий.

Полет фантазии – по умолчанию
Комплекс выполнен в стиле high-tech и вполне может претендовать на соответствие космической эре – он достаточно торжественен и утилитарен в лучшем смысле слова. Устремленную ввысь башню – архитектурный и смысловой акцент всего проекта – «приземляет» полупрозрачная коробка гостиницы, производящая одновременно впечатление легкости и надежности – эдакий трамплин в Европу… и обратно.
– Автоперевозки как раз и олицетворяют смелость, риск, отвагу, полет, ощущение свободы, – говорит о своем проекте Сергей Лебедихин, в списке работ которого здания банка «Европейский», завода Ekranas в Паневежисе и КБ Ventа в Вильнюсе. – Поэтому мы решили, что автовокзал должен стать неким символом. А поскольку нашему анклаву прочат роль моста между Россией и Европой и очень влиятельную грузоперевалочную функцию, автовокзал, олицетворяющий полет, будет вполне уместен.

Вертикальный горизонт
Башня действительно играет роль вертикальной оси, задающей тон всему архитектурному ансамблю. Вертикаль – не направление, скорее приглашение к скорости. Но кроме стилевого акцента она выполняет и функцию «центра управления полетами»: именно в ней сосредоточена инфраструктура комплекса, в которую входит блок коммуникаций, лестницы, пассажирские и грузовые лифты, электроэнергетические узлы, электроника – то есть все, что организует жизнедеятельность автовокзала и всех тех, кто пребывает в нем в качестве пассажиров и персонала.
Отделка фасадов отвечает всему замыслу – это полированный металл, декоративная штукатурка, металлопластика оконных проемов, скатная кровля с небольшим углом уклона. Цоколь выполнен из полированных плит серого гранита.
Интерьер автовокзала продуман до деталей. Естественно, «внутреннее содержание» вполне отвечает форме – его отделка также выполнена из современных качественных материалов: керамика, декоративные подвесные потолки, высококлассные краски и лаки, светодиодная подсветка (внутри и снаружи), энергосберегающее освещение. Материалы подобраны в светлой цветовой гамме, зрительно расширяющей пространство. Отопление предусмотрено от тепловых сетей уже существующего здания автовокзала.
Международный сектор состоит из светлого просторного холла, комфортабельного зала ожидания, кассы, бара, офиса администрации и туристического агентства.

Комплекс расположен на пересечении транспортных артерий, подъезд к нему не затруднен, открытая автостоянка находится рядом с гостиницей, но не мешает движению.
Покрытие проездов – асфальтобетонное, пешеходная зона выложена тротуарной плиткой.
Добавим, что территория комплекса немалая – 1,5123 гектара, что вполне достаточно для комфорта людей и машин.

Возможно, со временем виртуальная действительность будет материализована – такой проект совсем не заслуживает забвения.

Елена Чиркова
Фото Ольги Даниловой