Мониторинг рынка

11 июля 2015

Рынок растений: очень азартная игра

Что представляет собой рынок?

Предлагаемый посадочный материал поражает невиданным разнообразием: однолетние и многолетние цветы, кустарники, деревья, в том числе и экзотичные. Причем, не только привозные - по примеру польских соседей, где это занятие любят и развивают, на волне спроса (а то и формируя оный) возникают маленькие и средние питомники, в которых порой выращивают на продажу весьма замечательные растения, фигурирующие и в Красной книге. На сегодняшний день в городе и области открыто как минимум 230 «точек», где можно купить растения для участка разного качества и возраста, не поддающиеся учету мини-питомники мичуринцев-любителей, да около двух десятков фирм, которые продают и выращивают посадочный материал, а также занимаются ландшафтным проектированием, воплощением проектов и последующим их обслуживанием. В основном это те, кто присутствует на рынке 10-15 лет, со сложившимся кругом клиентов и более или менее постоянным персоналом (потребность в котором так велика, что «подмастерья», поработавшие рядом с мастерами, быстро «отпочковываются» в собственный бизнес).

Фирмы-новички стараются заполнить более просторные ниши, сопровождая продажу растений сопутствующим товаром (например, оборудованием для автополива и благоустройства), а также ввозом рулонных газонов.

Кризис по-разному повлиял на участников рынка, усилив позиции сильных и выбив почву из-под ног более слабых, тех, кто слишком поздно начал оперяться. За два предыдущих года около трех десятков фирм вычеркнули из списка деятельности работу по выращиванию посадочного материала и переключились на благоустройство, а то и попросту закрылись как юридические лица. Зато «зеленью» стали подрабатывать сугубо строительные фирмы – с результатом, адекватным специализации.

 

«Отрасли не хватает специалистов»

Маргарита Фомичева,

главный агроном питомника «Залесский»,

заместитель директора по производству:

– С самого начала – с 2004 года - концепцией нашего питомника было создание крупного хозяйства по выращиванию посадочного материала для региона и городов России с конкурентоспособными ценой и качеством (пока что основные объемы идут из Польши, Германии, Бельгии, Голландии, Чехии). В ассортименте растений ориентировались на Европу – климат почти тот же, и сегодня мы выращиваем около 200 видов и сортов декоративных хвойных и лиственных пород, многолетних цветочных и травянистых растений.

Питомник занимает более 10 гектаров, на четверти из них выращиваем посадочный материал в контейнерах, остальное – в открытом грунте стандартным способом. Основные заказчики – московские фирмы, закупающие посадочный материал крупными партиями. Работаем и с частниками, и с дизайнерами, которых устраивает качество нашей продукции. Его мы поддерживаем на высшем уровне, своевременно выбраковывая все, что не соответствует стандартам. Берут у нас посадочный материал и на реализацию.

Проблема отрасли – нет квалифицированных кадров. Сама я дипломированный инженер садово-паркового и ландшафтного строительства,  и могу оценить качество образования в регионе как неудовлетворительное. В питомнике у нас прогрессивные технологии, а программы вузов и курсов давно устарели. В России вообще мало профильных учебных заведений, в то время как, например, в Польше, к обучению специалистов подходят очень серьезно, а питомниководство процветает. А нам приходится готовить специалистов самим, на месте.

 

«Клиент стал требовательнее»

Сергей Смоленский,

директор фирмы «Ракита»:

– До сих пор мы специализировались на ландшафтном проектировании, благоустройстве и комплектации (продаже автополива, фонтанов, и проч.). Но хронический поиск нужного посадочного материала, который не всегда бывает качественным, тормозил процесс, и мы решили выращивать его сами. Начали с ввоза в регион семян для газонов, а недавно подготовили все для питомника многолетних и плодовых деревьев, ассортимент которых в регионе пока не богат. Клиент, поездив по миру и повидав образцовые английские лужайки, стал требовательнее. Учитывая это, мы предлагаем элитные сорта, выведенные в США и Канаде и адаптированные к местным условиям. Это смеси для профессионального озеленения парков, лужаек около домов, спортивных газонов. Не дешевые по цене семена оказываются на практике экономичнее прочих: они устойчивее к большинству болезней, медленнее растут, но всходят сразу, не оставляя шансов сорнякам, быстро образуют дерн, хорошо переносят затененность, жару, заморозки и нашествия гостей. Но семена – малая часть стоимости газонов, которые требуют внимательного ухода, стрижки, вычесывания, грамотного полива, - все это тоже входит в список наших услуг. Помимо этого мы привозим рулонные газоны из крупного подмосковного хозяйства, но это уже под заказ, так как их нельзя хранить больше 3-5 дней.

Сегодня многие устраивают на участке небольшой водоем или водопад, и мы находим интересные растения для его обрамления (и не в торговой сети, а на болотах), – обычно это ракита, аир, ирис, цветущие травы, которые вместе создают живописный уголок.

 

«Внесезонный бестселлер – хвойники»

Ирина Рожкова, продавец-консультант фирмы «Протея»:

– Рынок мы осваивали одними из первых, с тех пор развиваемся, обеспечивая регион разнообразным ассортиментом из Европы, который сегодня доступен и среднему классу (это основной потребитель), хотя есть предложение и для состоятельной публики, и для муниципальных заказов.

Что лучше раскупается? В апреле-мае – рассада однолетних цветов и рододендроны, которые прекрасно цветут в это время. За ними черед многолетних цветов, роз. Внесезонные бестселлеры - вечнозеленые и хвойные растения: туи, кипарисовики, пихты, кедры. Этой зимой много растений вымерзло, и люди раскупают материал, чтобы восполнить потери. По словам наших европейских коллег, кризис - лучшее время для рынка цветов: люди меньше покупают машин и ездят на курорты, а для отдыха обустраивают райские местечки дома.

Мировосприятие россиян очень изменилось – люди принялись создавать на своем пространстве гармоничную среду: повидали, как это делают в Европе, научились прислушиваться к дизайнерам, читают специализированные журналы. С ними часто и приходят к нам за покупками, хотя наш климат может позволить нам ассортимент богаче, нежели в Москве. Например, мы продаем персики, глицинию, актинидию, прекрасные сорта винограда.

Принцип наших садов – постоянное цветение, философия японских садов не прижилась - вместо игры оттенков у нас предпочитают буйство красок.

Проблемы рынка – подготовка кадров, а также запрет на ввоз в Россию некоторых растений, например сакуры и красивоцветущего боярышника. И если первую можно постепенно решить, то вторая, боюсь, надолго.

 

«Рынок формируется естественным отбором»

Ольга Вайнбаум,

директор дизайнерской студии «Деко-ленд»:

– На рынке мы с 2000 года, до этого нарабатывали опыт. Причем сама я по образованию строитель, но с юности увлекалась садоводством, и для меня строительство, благоустройство и ландшафтный дизайн - слагаемые единого процесса. Мы стремимся к тому, чтобы здание и пространство создавали ансамбль (в парковый стиль вписывается каменное строение, а деревянный дом с ним диссонирует), важно найти вариант, который стал бы продолжением дома. Возможно, именно это понимание задачи и обеспечивает нам постоянные заказы. Проблем роста наш рынок не избежал. Выбор посадочного материала довольно широк, но его качество… Поэтому мы решили развивать выращивание собственного посадочного материала – и экономичнее, и растения приживаются лучше, чем привозные. Ощутим и дефицит грамотных кадров. Профильных учебных заведений крайне мало, да и в тех подготовка слаба. Что уж говорить о курсах-однодневках… Ландшафтный дизайнер должен знать основы архитектуры, композиции, дендрологии, и с этим у нас все в порядке: наш дизайнер постоянно работает с новой информацией, ее проекты получают высокую оценку (ландшафт «Золотого озера» получил гран-при за 2008 год).

Но эта проблема решаема - сам заказчик стал более взыскателен, и это влечет за собой естественный отбор на рынке тех, кто поставляет и выращивает материал, и среди специалистов по ландшафтному проектированию. Радует, что больше людей стало выращивать интересные растения на продажу, все больше появляется питомников. Возможно, Калининград действительно вернет себе со временем звание города-сада.

 

 

Елена Чиркова

Фото Ольги Даниловой