Мониторинг рынка

01 июля 2013

Рынок звукоизоляции – на стадии освоения

Вопрос тишины актуален для большого города как никакой другой. Застраиваемый по советским ГОСТам многоэтажный Калининград, как, в принципе, и любой другой город России, не отличается повышенной звукоизоляцией. Многие жильцы, настрадавшись от гула улиц и шума соседей, уже начинают обращать на это внимание и искать способы борьбы. Частный сектор задумывается о звукоизоляции еще на этапе строительства, чем ставит иногда в недоумение проектировщиков. Ведь решение звукоизоляции помещений, как правило, должно быть комплексным, но калининградский рынок разнообразием в плане способов борьбы за тишину не отличается. Хотя кое-какие новинки в области звукоизоляции до нашего анклава все-таки дошли.

 Как складывался рынок

Вообще, как мы поняли в ходе нашего исследования, само понятие звукоизоляции в Калининграде как-то ново и часто путается с понятием теплоизоляции. Как выяснилось, не случайно. Начиная с советских времен и до сих пор решать проблему шума и строители, и проектировщики предпочитают с помощью обычной минеральной ваты и стекловолокна, которые, в принципе, изначально служат для утепления конструкций. Решение логичное и понятное – любой толстый утепляющий материал всегда препятствует проникновению звука. Основными брендами, представленными в Калининграде с 90-х годов прошлого века, были и остаются KNAUF, который поставляет в регион продукцию, произведенную на одном из своих заводов в Польше, и ISOVER. Линейки товаров активно продвигают крупные торговые сети: «Бауцентр», «Мегаполис», «Клондайк», ТД «Строитель», «Балтик Модуль». Однако с начала 2000-х годов ситуация начала меняться.

 Ситуация сегодня

Обязательные требования, которые должны выполняться при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий различного назначения с целью защиты от шума и обеспечения нормативных параметров акустической среды, на сегодняшний момент устанавливает такой документ, как Свод правил «Защита от шума и акустика залов» СП 51.13330 (актуализированная редакция СНиП 23-03-2003). В частности, защита от шума строительно-акустическими методами должна обеспечиваться, во-первых, с помощью рационального с акустической точки зрения решения генерального плана объекта и рациональным архитектурно-планировочным решением здания, во-вторых, с помощью применения узкоспециализированных материалов с требуемой звукоизоляцией. И если первые пункты планировщики учитывают, то с узкой специализацией особо не поэкспериментируешь. Калининградский рынок в этом случае явно не успевает за законодательной базой. Только недавно небольшие частные компании, основатели которых, как правило, лично занимались отделкой помещений и на практике столкнулись с проблемой шума, стали предлагать что-то иное, нежели минеральная вата и стекловолокно.

 Перспективы развития

А под «иным» оказался скрыт целый сектор инновационных разработок в сегменте звукоизоляции, которые вовсю используются в Западной Европе и в российской столице. Речь здесь идет не только о профессиональных материалах, которые предназначены для отделки студий звукозаписи или концертных и кинозалов. Мы говорим о современных звукоизоляторах направленного действия, которые актуальны при звукоизоляции любых жилых помещений. «Виброфлор», «МаксФорте», «СоноПлат», «ТермоЗвукоИзол», «Тэксаунд», «ФонСтар-Триплекс», «Актерм» – все это многообразие – от композитных многослойных материалов до жидких изоляционных покрытий – в Калининграде есть. Осталось только научиться всем этим пользоваться – и строителям, и проектировщикам, и дизайнерам. Однако дружная троица, определяющая, будем мы слышать соседей или нет, пока не стремится осваивать новый сегмент знаний. Ну а крупный застройщик по-прежнему радеет за экономию, которая, как складывается впечатление, сегодня главный враг прогресса.

 Александр Марамыгин, руководитель представительства KNAUF в Калининградской области:

 «Инновационные новинки в сегменте звукоизоляции – на подходе»

 – На калининградском рынке материалы торговой марки KNAUF присутствуют с середины 90-х годов. Звукоизоляционные материалы в нашем концерне относятся к направлению так называемых комплектных систем сухого строительства. В нашем ассортименте представлены системы устройства стеновых перегородок и облицовки стен, системы подвесных потолков, в том числе акустические с применением металлических профилей и комплектующих, также системы сборных оснований полов. В отдельное направление выделены звуко- и теплоизоляционные материалы (минеральная вата, пенополистирол). Поставки минеральной ваты и утеплителя в регион осуществляет автономное подразделение KNAUF Insulation, расположенное в России. На сегодняшний день официальными дилерами концерна являются компании «Бауцентр», «Мегаполис», «Клондайк», ТД «Строитель», «Балтик Модуль». Поэтому в первую очередь наша продукция рассчитана на массового покупателя, который неизменно верен качеству KNAUF.

Минувший кризис для нас стал временем подготовки к будущему росту, когда закладывается фундамент последующего развития. В первую очередь мы повысили эффективность производственных процессов и маркетинговой политики. Вторым немаловажным моментом стал тот факт, что KNAUF предлагает широкий ассортимент строительных материалов для различных групп потребителей, что позволило в значительной степени смягчить воздействие кризиса. В 2011 году мы окончательно преодолели все негативные последствия регрессии экономики и даже превысили докризисные показатели своей деятельности. Учитывая темпы нашего развития, думаю, что в самое ближайшее время в регионе появятся инновационные звукопоглощающие и звукоизолирующие материалы от KNAUF, доступные широкому кругу клиентов.

 Андрей Антоненко, менеджер торговой организации «ТЕХНОНИКОЛЬ»:

 «Конкурентов в этом сегменте достаточно много»

 – Звукоизоляция сегодня – это целый комплекс мероприятий, направленных на достижение акустического комфорта. Поэтому наша компания изначально ориентировалась на выпуск и продажу как специальных звукоизоляционных материалов, так и материалов, совмещающих в себе свойства утеплителя и звукоизолятора, например минераловатные плиты «Технолайт». Сегодня в наше предложение входят материалы, предназначенные специально для ограждающих конструкций, скатных кровель, плавающих полов, рулонные битумно-полимерные материалы, совмещающие в себе гидро- и звукоизоляцию. Благодаря такому широкому предложению нашими клиентами сегодня являются и частные лица, и застройщики, а также подрядные организации и крупные строительные компании. Если характеризовать нашего покупателя, то на сегодняшний момент он более чем подготовлен и вопросу звукоизоляции уделяет достаточно внимания. Ведь во времена постройки большинства многоквартирных домов проблемам звукоизоляции не уделяли достаточно внимания, и сегодня бороться с шумом приходится и профессиональным строителям, и обычному потребителю.

Если говорить о рынке в целом, то конкурентов в этом сегменте достаточно много. К примеру, на калининградском рынке достаточно много представителей такой компании, как Paroc. Минувший кризис не обошел нас стороной. В данный момент последствия кризиса еще ощущаются, но рынок строительных материалов находится на подъеме. В целом калининградский рынок звукоизоляционных материалов постоянно развивается и каждый год появляются новые компании и новые материалы. С определенной долей вероятности можем сказать, что будем участвовать на всех калининградских объектах ЧМ по футболу.

 Дмитрий Рощин, специалист направления «Теплоизоляционные материалы» торгового дома «Строитель»:

 «Минеральная вата еще долго будет удерживать свои позиции»

 – Наша компания работает на рынке строительных материалов с 1997 года. За это время мы хорошо изучили запросы и нужды нашего строительного сектора и смогли предложить оптимальные по цене и качеству продукты. В качестве звукозащиты мы предлагаем калининградцам материалы, предназначенные для теплоизоляции, от ведущего мирового производителя Saint-Gobain ISOVER, потому что любой утеплитель – и это знает каждый строитель – обладает серьезными показателями по звукопоглощению. В частности, такой материал, как ISOVER ЗвукоЗащита, служит для устройства звукопоглощающего слоя в перегородках и других конструкциях. Это позволяет значительно снижать уровень шума (индекс изоляции воздушного шума однослойной гипсокартонной перегородки на профиле шириной 50 мм составляет 45 ДБ). Такая уникальность и относительно небольшая цена делают минеральную вату и стекловолокно универсальным решением в деле избавления от холода и нежелательных звуков. Это как раз именно тот материал, который еще очень долгое время будет востребован покупателем. К тому же производители постоянно улучшают качество своего продукта. Если говорить о нашем покупателе, то мы не могли не отметить, что меняется его подход к выбору материала. Если раньше основным критерием при выборе теплоизоляции была его стоимость, то сейчас покупателя интересуют характеристики материала, его эффективность.

Если говорить о перепадах экономики, то минувший кризис помог нам еще более твердо встать на ноги. Многие игроки в тот момент ушли с рынка либо утратили свои позиции. Мы же смогли сделать большой шаг вперед. Проведение игр ЧМ-2018 в Калининграде открывает очень большие площадки для работы, и мы уже сейчас выстраиваем свою работу с заказчиками и проектными организациями.

 Ромас Новакаускас, менеджер по продажам компании «Инсталяция»:

 «Интерес к акустическим панелям проявили даже городские власти»

 – Наша компания на калининградском рынке с 2001 года, в 2005 году мы стали осваивать такое направление, как звукоизоляция. Причиной, побудившей войти в этот сегмент, стал возникший спрос на такой вид продукта. За специализированным звукоизоляционным материалом стали обращаться проектировщики и частный покупатель. Поэтому, изучив предложение различных производителей, мы остановились на продукции компании ISOVER – мирового лидера в производстве минераловатной изоляции. Сегодня этим предложением заинтересовались владельцы загородной недвижимости, которые хотят еще на этапе проектировки своего дома заложить звукоизоляционные материалы. Сюда же отнесем и гостиничный сектор. Такие покупатели приходят уже подготовленными – изучив характеристики материалов в Интернете, они понимают, что именно им нужно. Интересуются нашим предложением и проектировщики. А вот крупный застройщик пока не проявляет особого интереса к современным звукоизоляционным материалам.

Сегодня мы предлагаем калининградскому потребителю принципиально новые виды звукоизоляционных материалов – акустические панели Ecophon. Этот вид продукции будет интересен узкоспециализированному сектору: кинотеатрам, гостиницам, актовым и спортивным залам в школах и детских домах. Интерес к этим панелям уже проявили городские власти Калининграда, в частности по инициативе администрации этот материал был использован при строительстве школ на Сельме и на улице Карамзина.

Если говорить о ценовой политике, то ее определяет качество нашего материала. К тому же люди, столкнувшись на практике с проблемой шума, не стремятся экономить в этом вопросе.

 Дмитрий Буланин, генеральный директор группы компаний «ДПС плюс»:

 «Мы находимся в стадии активного освоения рынка»

 – Я начал работать со звукоизоляционными материалами еще три года назад, когда занимался отделкой жилых объектов в Москве. В тот момент специализированные материалы на рынке были скудно представлены, в практической строительной акустике, в особенности в вопросах защиты от шума, хорошие специалисты были большой редкостью. В этот период времени и состоялось мое знакомство с линейкой звукоизоляционных продуктов от брендов «ТермоЗвукоИзол», «МаксФорте», SonoPlat, PhoneStar, Tecsound и др. Узнав об их свойствах, я понял, что это принципиально иной подход к избавлению от шума. Эти четко сегментированные материалы, специально приспособленные для звукоизоляции пола, потолков или стен, ломают наше устаревшее представление о способах борьбы с нежелательным звуком. Никаких толстых пластов минеральной ваты или стекловолокна, которые «съедают» и без того дефицитное и дорогое пространство наших квартир! Только современные технологии, учитывающие все физические свойства звуковой волны. Сегодня мы готовы предложить все многообразие способов борьбы с шумом калининградским проектировщикам, дизайнерам, строителям и просто заинтересованным покупателям. Почему я начал перечисление с дизайнеров и проектировщиков? К сожалению, в Калининграде мало знают о таких специальных материалах и крайне редко закладывают их в проекты. Поэтому с проблемой шума часто приходится сражаться уже на этапе заселения в квартиру. Многие калининградцы до сих пор пытаются добиться эффекта звукоизоляции, используя материалы из совершенно другого сегмента – теплоизоляции. Сейчас мы находимся в стадии активного освоения рынка, занимаемся просветительской работой, проводим мини-презентации своих материалов. Уверены: проблема избавления от шума назрела.