Развитие территории

31 марта 2015

Чем планируют застроить остров Октябрьский?

В рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года на территорию между руслами рек Старая и Новая Преголя в Калининграде разработан проект планировки. Так чем же кроме стадиона планируют застроить остров Октябрьский?

 Характеристика территории

 Проект планировки охватывает территорию в границах наб. Ген. Карбышева – наб. Ветеранов – река Преголя в Московском районе Калининграда. Площадь участка в границах проектирования составляет 220 га, на которых сформированы кварталы перспективной застройки. В первую очередь это строительство стадиона на 45 тысяч мест с объектами обслуживания. (Вместимость стадиона уже дважды менялась, но готового проекта еще никто не видел. – Прим. ред.).

Проект фиксирует существующие объекты культурного наследия регионального значения, которые подлежат охране. Это Крестовоздвиженский собор (кирха Креста), ул. Генерала Павлова, 2, и здание сиротского еврейского приюта, ул. Октябрьская, 3.

Учитывая, что территория проектирования расположена частично в зонах регулирования застройки и хозяйственной деятельности (индексы зон: РЗ-2.1 «Прибрежные исторические территории в пределах «Внутреннего города» и РЗ-2.2 «Прочие территории «Внутреннего города»), необходимо сохранить общий исторически сложившийся средовой тип городского района.

До начала проведения землеустроительных и земляных работ следует провести археологические полевые работы с целью определения наличия либо отсутствия культурного слоя. В случае обнаружения объектов, обладающих признаками объекта культурного (археологического) наследия, необходимо обратиться в органы охраны объектов культурного наследия.

 Функциональное зонирование территории

Главная спортивная арена чемпионата располагается в южной части территории острова Октябрьского (квартал 14). С юга территория стадиона ограничена пешеходной набережной. С запада от арены протрассирована магистраль общегородского значения с двумя мостовыми транспортно-пешеходными переходами. Вдоль магистральной улицы с восточной стороны проложен канал (исторический ров «Луговой люнет»). Площадка стадиона размещается в зоне О-1 – «Зона делового, общественного и коммерческого назначения».

Зоны О-1 также сконцентрированы вдоль главной транспортно-пешеходной улицы района. К зоне спортивных комплексов и сооружений (зона Р-4) отнесена территория в юго-восточной части острова (квартал 20), где будут размещены крупные объекты физкультуры и спорта, рекреации, центр гребных видов спорта. Также к этой зоне относится территория детско-юношеской спортивной школы и гребной базы «Динамо».

Самая западная часть района между ул. Октябрьской и существующим эстакадным мостом (кварталы 1, 2) отнесена к зоне ОИ-7.1 – «Обслуживающе-жилая подзона». В ней размещаются существующие жилые дома и обслуживающие объекты широкого спектра. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Калининграда на территории этой зоны действует ограничение по этажности с целью охраны объектов культурного наследия центра города – 7 этажей. За расчетный срок предусматривается частичная реконструкция территории существующего жилого района острова Октябрьского с заменой устаревшего технически и морально жилищного фонда.

Наиболее значительную по площади зону составляет зона общественно-жилого назначения – ОЖ (кварталы 3, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 14, 16, 17), градостроительные регламенты которой позволяют реализовать наиболее широкий спектр деловых, обслуживающих объектов, а также построить жилые комплексы различных архитектурно-строительных типов, этажности, ценовых диапазонов. В северо-восточной части острова на продолжении набережной Генерала Карбышева предложено размещение квартала малоэтажных жилых домов с видом на акваторию реки Преголи – Ж-3 (квартал 15).

Проектом планировки предусматривается создание нескольких крупных парковок (зона инженерной и транспортной инфраструктур Т-1) – в восточной части острова (квартал 19, 21) в районе многофункционального пересадочного транспортного комплекса, на территории ГСК «Преголь» (квартал 11), а также под эстакадными мостами.

Остров Октябрьский в соответствии с принятой архитектурно-планировочной концепцией должен стать важным звеном в системе водных и рекреационных пространств Калининграда и его центра. В центральной части острова вдоль водного объекта «Луговой люнет» размещена зона Р-5 (зона скверов, садов, бульваров).

Практически во всех проектируемых улицах острова в поперечном профиле заложены озелененные линейные элементы – бульвары, также улицы оборудованы велосипедными дорожками. Наиболее широкий бульвар запроектирован вдоль главной улицы острова Октябрьского. Зеленые насаждения общего пользования острова Октябрьского должны стать составной частью общегородской системы Калининграда «Зеленый пояс архитектора Шнайдера».

Социально-экономическое развитие

Строительство жилищного фонда в объеме 413 тыс. кв. м.

Структура нового жилищного строительства по этажности:

– многоэтажная многоквартирная застройка (до 16 этажей) – 99 %;

– малоэтажная многоквартирная застройка (до 7 этажей) – 1 %.

Улично-дорожная сеть и организация хранения транспорта

 Проектом предусматривается:

– Сооружение транспортных развязок в разных уровнях, обеспечивающих съезды и въезды на существующую эстакаду по направлению ул. Генерала Павлова.

– Строительство новых меридиональных связей общегородского значения:

-                   восточного меридионального хордового направления, проектируемого между Северным обходом г. Калининграда и ул. Энергетиков и соединяющего основные широтные артерии города – Московский проспект и ул. Емельянова. По островному участку этого направления также намечается сооружение эстакады;

-                   кольцевого направления, проложенного по трассе ул. Черняховского – ул. Литовский Вал – пр. Калинина – ул. Железнодорожная. В пределах острова данное направление проектируется по трассе, непосредственно подводящей к стадиону.

Согласно проекту предлагается строительство:

-     главной улицы, являющейся широтной осью острова, которая помимо проезжей части должна включать на всем своем протяжении широкий бульвар как элемент проектируемой системы пешеходно-транспортных направлений;

-     магистралей районного значения: между набережной Генерала Карбышева и главной улицей; вдоль набережной Ветеранов от ул. Октябрьской до футбольного стадиона; ряда поперечных магистралей;

-     улиц местного значения;

-     основных пешеходно-транспортных направлений, состоящих из набережных, охватывающих практически всю береговую полосу, и проектируемой меридиональной связи в створе ул. Грига и переулка Дзержинского.

  • Сооружение 4 транспортных и 6 пешеходно-транспортных мостов через реки Старая и Новая Преголя, строительство пешеходных и транспортных мостов через систему искусственных водоемов, создаваемых на площадке проектирования.
  • Создание сети велодорожек вдоль основных пешеходных направлений.
  • Строительство кольцевой линии трамвая, которая свяжет район железнодорожного вокзала, остров Октябрьский и районы города на расстоянии 4 км от центра. По территории острова эта линия пройдет вдоль восточной магистрали.
  • Организация автобусного сообщения по магистралям острова, движения челночных автопоездов по главной улице и линий водного транспорта. Сооружение остановок общественного транспорта, пристаней.
  • Сооружение наземных, подземных, встроенных, пристроенных и многоярусных автостоянок,
  • Строительство комплекса АЗС и СТО в квартале 19.

Ориентировочная стоимость строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры на острове Октябрьском (с учетом строительства мостовых переходов и развязок на прилегающих территориях) на расчетный срок составляет 8,7 млрд рублей.