Развитие территории

01 июня 2014

WATERFRONT: как город будет поворачиваться к реке

Для Кенигсберга-Калининграда река Преголя всегда являлась одним из стратегических факторов возникновения и развития структуры города. Однако в советский период город «отвернулся» от реки, игнорируя ее урбанистический, коммуникационный, ландшафтный, эстетический и рекреационный ресурс. Архитектурная мастерская 4+ (руководитель С. А. Гулевский) подготовила концепцию ревитализации набережных реки Преголи и прилегающих территорий под названием WATERFRONT. Проект глобальный, концептуальный, находящийся на стыке с проектируемой в настоящий момент территорией «Сердце города». Безусловно, это не окончательный вариант, но идея настолько логична с архитектурной точки зрения, что калининградцам стоит ее осмыслить.

Исторический бэкграунд

«Концепция ревитализации набережных Преголи и прилегающих территорий Калининграда» стоит в ряду градостроительных программ и дискуссий, развернувшихся в Калининграде после юбилея 2005 г.: «Внутренний город» (WORKSHOP 2007 г.); проекты к ЧМ 2018 г.; урбанистический проект «Сердце города» (2013 г.), предстоящий международный конкурс на ареал Королевской горы (2014 г.). Само появление нынешней концепции вызвано необходимостью обновления градостроительной повестки дня Калининграда. По мнению одного из авторов концепции архитектора Олега Васютина, Калининград имеет исторический бэкграунд почти в 800 лет и сложное сочетание европейской градостроительной культуры. А именно строительства «социалистического города поверх города исторического» с заменой символических доминант культурного ландшафта и периода активного внедрения торгово-потребительской инфраструктуры и настойчивого использования старой городской инфраструктуры (без строительства новой) в виде точечной застройки. Поэтому концепция является составной системной частью общей градостроительной программы «Сердце города» по регенерации исторических территорий центрального ядра города. Параметры проектируемой территории – 2,3 на 0,9 км, ее водный периметр – 6 км, а общая площадь концепта занимает 110 га.

Общественный социальный заказ

Калининградцы давно и в разных формах выступают против точечной и хаотичной застройки города. Совсем недавно этот протест оформился в социальный запрос, когда люди не просто протестуют, а предлагают властям некие всевозможные решения. Например, осенью прошлого года в нашем городе состоялся семинар-лаборатория «Публичные пространства между городом и водой: творческие идеи и решения». В нем приняло участие около 30 представителей градостроительного, архитектурного, культурного, медийного, спортивного, активистского сообществ Калининградской области, а также эксперты из Копенгагена, Риги и Санкт-Петербурга.

Речь на практикуме шла о том, какие модели развития территорий у воды существуют в современных городах. Какие роли может исполнять публичное пространство между городом и водой? Как можно оживить индустриальные зоны и вернуть горожанам пространство, занятое транспортными проездами, автостоянками и пустырями? Можно ли изменить с помощью переосмысления роли «водного фасада» городское развитие, приоритетом которого становится исключительно автомобильное движение? Какую роль играют арт-проекты в оживлении пространств у воды? Как городское планирование должно включать общественную дискуссию по самым значимым вопросам совместной жизни? Какую роль представители творческих индустрий могут сыграть в создании публичных пространств между городом и водой?

Участники семинара пришли к выводу, что современное городское планирование и развитие должно не просто «учитывать пожелания граждан», но и активно задействовать инициативы, идущие снизу, не ограничиваясь традиционным узким кругом экспертного архитектурно-планировочного сообщества, власти и бизнеса. Для адекватного формирования городской среды следует изучать сложившиеся культурные практики использования общественных пространств и с уважением относиться к существующему локальному культурному и социальному ландшафту. Именно этот посыл и лег в разработку «Концепции ревитализации набережных Преголи и прилегающих территорий Калининграда». По мнению Сергея Гулевского, для качественной реализации подобных концептуальных проектов нашему городу нужны четкая однозначная система подготовки и принятие архитектурно-градостроительных решений, и только в этом случае мы можем добиться действительно качественной гармоничной городской среды.

 

Историко-культурное исследование

Основой для принятия проектных подходов и решений послужил историко-архитектурный градостроительный опорный план, разработанный в результате историко-культурных исследований территории (ИКИ). За то, что эта работа была проведена, спасибо надо сказать губернатору Николаю Цуканову. Напомню, в марте прошлого года областное правительство выделило 400 тысяч рублей на проведение изыскательских работ в рамках проекта «Сердца города». Тендер выиграл архитектор Олег Васютин. Ему с командой единомышленников предстояло составить подробный историко-градостроительный опорный план состояния территории «Сердца города» на момент 1935-1944 годов с расписанными историческими функциями особо значимых объектов и краткими историческими справками по ним. Именно эта работа дала возможность проанализировать системные ошибки в градостроительной политике областного центра.

Как выяснилось, важнейшим для Калининграда элементом «городского генетического кода» являются исторические мосты и портовое прошлое прибрежных районов.

Первый элемент «городского речного ДНК» влияет на структуру прибрежного зонирования даже при отсутствии части мостов, заставляя организовывать пространство с учетом «памяти места» и с надеждой на восстановление (впоследствии) утраченных исторических мостов. Немаловажным является тот факт, что двухъярусный мост является композиционными пропилеями, «воротами», обозначающими въезд\выезд, границу исторического ядра в «речном» трафике в Калининград и из Калининграда.

Второй элемент – портовое прошлое части берегов – дает возможность архитектурного «цитирования» в современных формах плотности, структуры и высоты бывших здесь портовых шпайхеров-складов, продолжая таким образом образную традицию и память этого места. Исходя из историко-культурных исследований и анализа сложившейся и исторической структуры вдоль берегов Преголи от новой эстакады до двухъярусного моста по Новой Преголе и от Юбилейного моста до двухъярусного – по Старой Преголе, предложен принцип исторического зонирования территории. Размеры и характер этих зон индивидуальны (в пределах 400-600 м), но все они соотносятся с размерами бывших средневековых городов (300-400 м). Причем глубина их в основном ограничена улицей, регулирующей вторую линию застройки.

Макро- и функциональное зонирование

Принципы функционального использования территории и их фрагментов основаны на выявлении функционального потенциала пространств, смыслы и возможности которых определены методом макрозонирования. Проектной концепцией предлагается метод вертикального зонирования. Это означает функциональное насыщение первых этажей кварталов разнообразными формами мелкорозничной торговли, обслуживания и различными сервисами, а верхних этажей – офисными и жилыми помещениями (к примеру, апартаментами). Основная концентрация кафе и ресторанов планируется вдоль набережных реки Преголи.

В результате принципов исторического зонирования, наличия брендовых объектов, общих территориальных интересов и символических рядов в проекте концепции выделено 16 комплексных макрозон, обладающих признаками самодостаточности, где присутствует самый крупный модуль, равный размеру средневекового города. Эти территории, в свою очередь, могут еще делиться на планировочные фрагменты.

Пешеходные направления

Пешеходные зоны являются составной частью общей схемы пешеходного движения «Внутреннего города». Они согласно концепции представляют собой основные и второстепенные пешеходные направления, объединяющие территории WATERFRONTи соединяющие его с контекстными и другими районами города. Авторы концепции предлагают восстановление утраченной в советское время пешеходной доступности набережных реки Преголи и острова Кнайпхоф, что является отражением современных тенденций в градостроительстве исторических европейских городов. В общей системе пешеходного движения особо выделен и презентуется маршрут как туристический бренд – «Семь кенигсбергских мостов» (формула Эйлера).

Общественные пространства

Основным принципом, по которому выстраиваются общественные пространства у воды, является их приоритет в использовании данных территорий, общедоступность набережных также и для маломобильных социальных групп, их непрерывность и соединенность с первыми этажами застройки, а также высокое качество благоустройства и дизайна городской мебели.

Зеленый каркас

Зеленый каркас территории формируется как часть единой ландшафтной формы города, состоящей, в свою очередь, из множества отдельных локальных элементов этой формы (парки, кварталы деревьев, зеленые площади, скверы, бульвары, аллеи, уникальные группы деревьев и т. п.), где главным композиционным звеном является парк Кнайпхофа. Внутриквартальные пространства предлагается осваивать как камерные скверы и площадки для отдыха с высоким уровнем благоустройства.

P. S.:

Хочется добавить, что регенерация подразумевает под собой не восстановление того, что было, а восстановление утраченного качества территории. Разработанные материалы концепции WATERFRONTвыявили и определили утраченный и неиспользуемый градостроительный и историко-культурный потенциал акватории реки. Авторы на профессиональной основе сформулировали программные установки и общие принципы ревитализации и регенерации значимых исторических территорий, а также показали возможности, направления и параметры градостроительного освоения набережных реки Преголи и прилегающих территорий центрального ядра «Внутреннего города». В основе концепции лежит идеология гармонической преемственности городов Кенигсберга-Калининграда. Эта концепция позволит сложить гармоничный пазл городской среды. А об архитектурно-исторических сюжетах, которыми предлагается заполнить эти пазлы, мы расскажем в следующем номере «СИ» в рубрике «Каким быть городу».

«Рекламное» приложение

Заказчик: НП «Проектное бюро «Сердце города»

Директор – Александр Попадин

Авторский коллектив архитекторов ООО «АМ 4+»:

Олег Васютин – руководитель проекта

Сергей Гулевский – руководитель проекта

Карина Давлетьянова

Игорь Идиатулин

Александр Кубасов

Макет: Никита Сычев